ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 11
2002
Липовые кубинцы, но настоящие музыканты
Los Cubanos Postizos, клуб B2, 13.03.02
Марк РибоПеред российскими гастролями нью-йоркской группы Marc Ribot Y Los Cubanos Postizos, что значит "Липовые кубинцы" (точнее, "Фальшивые кубинцы", а если совсем дословно - "Протезированные" - ред.), журналисты выдавали подробности одна другой жалостливее. Что в группе, несмотря на название, есть самые настоящие эмигранты, чуть ли не на автомобильных камерах уплывшие от Фиделя; что возглавляющий группу гитарист Марк Рибо, одна из ключевых фигур нью-йоркского радикального джаза, нашел музыкантов в кафешке, где они играли обычные непритязательные сальсы и румбы, не помышляя о концептуальных программах и международных гастролях. 
При ближайшем рассмотрении все это оказалось не совсем так. Уроженец Кубы в группе только один - и то его привезли в США совсем маленьким; зато трое из пяти музыкантов (включая и самого Рибо) - деятельные участники "Радикальной еврейской культуры" (Radical Jewish Culture) - основанного Джоном Зорном авангардного джазового течения, представители которого изо всех сил стараются стряхнуть этнографическую пыль с еврейских скрипочки и кларнета. Так что к "липовым кубинцам" полностью применима старая шутка про цыганский хор, в котором только два цыгана - я да Хаим.
Что же касается игры в кафе, так это вообще свойственно всем джазменам - потому что по одиночке все "липовые кубинцы" в первую очередь именно джазмены. Хотя вместе музыку играют не совсем джазовую. У этого ансамбля другая задача. 
Марк Рибо уже приезжал в Москву в конце января и выступал один. Тогда его для простоты представляли как "гитариста Тома Уэйтса", над чем сам Рибо страшно смеялся. Нет, он действительно записал гитарные партии для четырех самых известных альбомов великого американского хрипуна (слышавшие эти ржавые, заикающиеся, скребущие по нервам партии не забудут их вовек), но в Москве играл совсем другую музыку: задумчивая, словно бы недоговоренная акустика перемежалась яростными шумовыми пьесами, изобилующими спецэффектами, а сам Рибо всячески показывал, что главное для него - не безукоризненная техника и эффектность номеров, а именно эта самая недоговоренность. Ради этого он даже потребовал, чтобы были отключены создающие посторонний шум кондиционеры.
Энтони Коулмэн (Los Cubanos Postizos)"Вот приедет Марк вместе с "Липовыми кубинцами", тогда хоть в потолок можно будет стрелять, для большего веселья" - словно извинялся организатор гастролей Александр Чепарухин. 
Действительно, "Липовые кубинцы" играют, на первый взгляд, обычную заводную латиноамериканскую музыку с обильной перкуссией и горячими испанскими рефренами-припевами, под которую можно весело отплясывать в клубе. Но для радикальных джазменов это, конечно, было бы слишком пресно. И, поскольку в современных клубах стрелять в потолок все-таки не принято (если ты не Пафф Дэдди, конечно), Рибо берется добавлять остроты сам.
Посреди какой-нибудь развеселой румбы его гитара вдруг ломает ровный ритм, под который девушки уже наладились пританцовывать, и начинает гнусавым "уэйтсовским" звуком "резать" совершенно поперек мелодии и ритма. А потом так же неожиданно возвращается все в ту же латиноамериканскую стихию. Отчасти это напоминало манеру игры Сергея Курехина, только еще более "грязно" и неистово. Публика в полном недоумении - как ко всему этому относиться? А музыкантам того и надо, им главное - самим повеселиться, подразнить ожидания этой самой публики. Еврейская культура - это не всегда грустный кларнет и картины Шагала. И, точно так же, кубинская музыка - это не обязательно беззаботное веселье, соль на нашей коже и гаванский ром в узком бокале. 
Смешение жанров в музыке - конечно, теперь уже не новость. Хэви-металлисты выступают с симфоническими оркестрами. Электронщики делают сэмплы из фольклорных хоров. Но, кажется, Марк Рибо сотоварищи - первые, кто прививает к старым добрым латиноамериканским танцам радикальный авангард. Причем делают это настолько искусно и исподволь, что если вы пришли в клуб потанцевать сальсу, то можете этого просто не заметить.

На эту же тему - интересное интервью Олега Пшеничного с Марком Рибо на сервере "Грани.ру"

Михаил ВизельМихаил Визель
Первая публикация - "Независимое обозрение", 20.03.02

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service