ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 11
2002

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.


Александр Осейчук
-
"Вальс толстой кошки"

JRC, 2002

* * * *

Лучший отечественный альт-саксофонист и по совместительству - патриарх российского джазового образования, вырастивший таких звезд, как солист Mingus Big Band Алекс Сипягин: вот самая краткая характеристика человека, под чьим именем вышел этот альбом. Это уже четвертый за пять лет сольный CD Александра Осейчука, записанный с его ансамблем "Зеленая волна", и - пожалуй - самый сильный. Отличная игра обоих составов ансамбля (в середине 2000-го состав сменился, а здесь представлены записи и до, и после этой смены) и впечатляющие исполнительские качества самого Осейчука делают альбом почти идеальной визитной карточкой российского straight-ahead джаза - в той его части, которая не пытается "догнать американцев", а просто играет, оказываясь вполне на том же уровне, что и те, за кем так безнадежно гонятся менее креативные коллеги. Да, это вполне креативная работа, несмотря на мэйнстримовую стилистику: из девяти треков восемь - оригиналы самого Осейчука или пианиста Евгения Печникова, да и единственный стандарт, "Poor Butterfly", назвать заезженным трудно.
Да, безусловно, в игре Осейчука отчетливо слышны влияния его кумиров - от Кенни Гарретта до Гэри Бартца. Но это именно тот случай, когда происходит не копирование, не имитация, а творческое использование наработок других музыкантов. И, что главное, ему не составляет труда, коснувшись стилистики американских гигантов, тут же заиграть в стилистике собственной - и не потому, что от недостатка техники не удается долго копировать "фирму" (как у многих "наших" бывает сплошь и рядом), а, наоборот, потому, что абсолютное владение техникой позволяет использовать столько разнообразных приемов и идей, сколько нужно для решения тех задач, которые музыкант перед собой ставит.
У первого трека - программное название: "Черные начинают... и выигрывают". Конечно, не в шахматном смысле, а в джазовом. Новый альбом Александра Осейчука показывает, что так бывает далеко не всегда.


Разные исполнители
-
"Jazz Карнавал Одесса 2001"

Landy Star Jazz, 2001

78:57

* * * *

Это, кажется, последний джазовый релиз Landy Star: начиная с 2002 года, ранее выходившая на этом лейбле джазовая серия перешла на новую этикетку Dialog Music. И это достойная сумма полутора лет работы нашего второго (после основанной в 1998 г. "Богемы") джазового лейбла. Рекордный по длительности (почти 79 минут!) концертный сборник представляет записи, сделанные в зале Одесской филармонии во время фестиваля "Одесский джаз-карнавал" в сентябре минувшего года - завидная оперативность!
Наиболее впечатляющие треки - это все, что связано с, условно говоря, новоджазовым крылом выступавших на фестивале. Это и два "Настроения" от импровизированного конгломерата, включившего яркие имена советского еще авангарда - саксофониста Анатолия Вапирова (ныне выступающего за Болгарию), одесского пианиста Юрия Кузнецова (одного из главных организаторов фестиваля) и петербургского контрабасиста Владимира Волкова. Это и два трека от еще одного конгломерата советских авангардных суперстаров, где к Юрию Кузнецову присоединяется Валентина Пономарева и литовский маэстро саксофона Витаутас Лабутис. Это и два трека от московского "Второго приближения", сыгранные на одном дыхании и поражающие шквалом восторга фестивальной публики.
Чуть сложнее с "Вильнюс джаз квартетом" Лабутиса-Молокоедова: у них сложные аранжировки, непростые инструментальные сочетания, но много коммутации разной электроники на сцене, что в сочетании с неярким мастерством местного звукорежиссера не помогает воспринимать их музыку совсем уж адекватно.
Небезынтересен "Бакустик-джаз-квартет" из Баку: хотя однообразные скэтовые приемы их вокалиста Анара Таги-Заде быстро приедаются, отчетливый национальный аромат их музыки весьма привлекает.
"Какая песня без баяна, какой концерт без "Каравана"? Альбмо открывает именно эта бессмертная тема в исполнении еще одного Кузнецова, московского гитариста Алексея Алексеевича, и слышно, что и к стопроцентному мэйнстриму одесская публика весьма благосклонна.
Ну, и еще один любимец публики - Сергей Манукян. Они с Юрием Кузнецовым давние друзья, тонко чувствуют современную ритм-н-блюзовую стилистику, и слушать их одно удовольствие.
Фестивалей на просторах бывшего Союза немало. Есть среди них и не менее интересные. А вот многие ли записывают свои концерты? 

Константин ВолковКонстантин Волков

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service