ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 12
2002

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.


Art Blakey
-
"1958. Paris. Olympia"

Universal Music C.A. France, Gitanes Jazz Production, 2001

* * * * *

Этот альбом дает прекрасное представление обо всей блестящей серии "Jazz in Paris", 71 релиз которой исчерпывающе рассказывает о значимых именах и событиях парижской джазовой сцены 40-70-х. Перемастеренная нынче в 24-битный формат, запись в свое время выходила только на виниле французского лейбла Fontana. Альбом содержит записи с двух концертов 1958 г. (22 ноября и 17 декабря) в легендарном парижском зале "Олимпия", впервые (и со сногсшибательным успехом) представивших французской публике новый для Европы тех лет джазовый стиль - хард-боп - в его дефинитивном, эталоном исполнении: классический состав Jazz Messengers великого проповедника джаза, барабанщика Арта Блэйки, со всем набором превосходно сыгранных (и горячо принимаемых парижанами) суперхитов этого коллектива. Каждый состав "Посланцев джаза", вплоть до смерти Блэйки в начале 90-х, играл эти темы; играет их и каждый "выпускник" Блэйки, от самых первых до самых поздних (как Валерий Пономарев или Уинтон Марсалис). Ну, а в данном составе - тот самом, с Ли Морганом на трубе - присутствуют сами авторы этих бессмертных тем, пианист Бобби Тиммонс ("Moanin'") и тенорист Бенни Голсон ("I Remember Clifford", "Whisper Not", несколько невротическая версия "Blues March" и т.п.). 
Классическая аналоговая запись конца 50-х звучит ярко и свежо, хотя время от времени возникают некоторые проблемы с балансом - средствами ремастеринга, увы, неразрешимые: судя по фотографии в буклете, музыканты по традиции тех лет озвучены были каждый одним довольно далеко (более метра) расположенным чувствительным узконаправленным микрофоном, и в тех случаях, когда солист (как правило, Морган) слегка отворачивается от микрофона или, наоборот, делает лишний шаг в его направлении, баланс изменяется весьма заметно. Спасает то, что в те годы музыканты на сцене двигались крайне скупо: обильное сценическое движение вошло в моду десятилетием позже.


Jah Wobble - Bill Laswell: Radioaxiom
-
"A Dub Transmission"

Palm Pictures, 2001
51:58

* * *

Оба главных действующих лица этого альбома - электробасисты, и биографии обоих - своего рода энциклопедии независимой и экспериментальной музыки конца XX века. Только британец Джа Уоббл, начав в пост-панк-движении первой половины 80-х как бас-гитарист Public Image Limited бывшего вокалиста Sex Pistols Джонни Роттена, эволюционировал в сторону европейского рок-авангарда (и, как видный представитель такового, сотрудничал с такими поп-звездами, как Шинейд О'Коннор и Эдж из U2), а американец Билл Ласвелл прославился в одном из главных составов нью-йоркского панк-джазового движения - Material, после чего начал (в качестве не только басиста, но и продюсера) работать с Дэвидом Берном из Talking Heads, безумным гитаристом Фредом Фритом и отцом формировавшегося тогда движения Downtown-авангарда саксофонистом Джоном Зорном. Впрочем, прославил Ласвелла написанный и спродюсированный им мегахит клавишника Хэрби Хэнкока "Rockit" (1983), после чего его можно было обнаружить записывающимся с Миком Джаггером, Питером Гэбриэлом, Йоко Оно и т.п. Впрочем, работа в полуподпольных авангардных проектах всегда занимала у него больше времени.
Невзирая на название альбома, совместная продукция двух ветеранов авангарда имеет мало отношения к собственно dub - электронной версии регги. Больше того, исходя из послужного списка обоих солистов и главных направлений продюсерских устремлений обоих, можно было ожидать гораздо более агрессивной и настырной музыки. Но нет, на альбоме все красиво, временами даже мягко, все очень хорошо продумано, есть масса интересных и приятных аранжировочных решений, а продюсерская работа полна роскошных звуковых находок, особенно в области панорамирования (только фирменная ласвелловская длинная искаженная реверберация на некоторых партиях указывает на радикальные вкусы человека за пультом). Это разумный баланс между эмоциональным настроем даба и исполнительскими решениями "даунтауна". Проблема только в том, что для знатоков даба это - слишком джаз, и наоборот.


Acoustic Alchemy
-
"The Beautiful Game"

Higher Octave, 2000

62:55

* *

Когда-то британцы Acoustic Alchemy начинали как инструментальный дуэт, записывавший музыку для трансляции на борту трансатлантических реактивных лайнеров. Это и был дуэт - гитаристы Ник Уэбб и Грег Кармайкл, плюс бесчисленные "поддерживающие музыканты". Они хорошо вписались в нарастающую волну smooth jazz (инструментальной поп-музыки с элементами джазового языка в исполнительской технике) и с 1990 г. процветали на одном из ведущих лейблов этого направления, GRP. Однако в 1998 г. сметь Уэбба от рака, казалось, перечеркнула дальнейшее существование Acoustic Alchemy.
Тем не менее Грег Кармайкл нашел в себе силы для того, чтобы под маркой прежнего коллектива создать нечто новое. В качестве постоянных членов (теперь их четверо) были привлечены бывшие "поддерживающие", сменена фирма грамзаписи, а в игре самого Кармайкла, теперь единоличного лидера, появилось нечто новое - зачатки почти джазового взаимодействия с другими инструментами и определенная мудрость: в звуках гитары теперь слышатся паузы, которыми он научился владеть не хуже, чем бесконечным потоком нот. Впрочем, для тех поклонников насквозь прозрачной музыки прежних AA, которых нарастающие количество импровизации, плотность и изощренность аранжировок, а также смена эмоционального настроя всего предприятия могут и испугать, на альбоме есть кое-что вполне в прежнем духе - например, девятый трек.
Звуковое решение вполне в духе прежних AA (опять сопровождающие партии записывались в двух разных студиях в Лондоне, а акустические гитары - в третьей, в Бонне), и все опять прекрасно панорамировано и сбалансировано сводившим альбом концертным звукорежиссером группы Стивеном Джонсом.

Константин ВолковКонстантин Волков

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service