ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 13
2002
Дэвид Манн и "Транс-Атлантик": цель - сделать простое безупречным. И заработать денег...
1. Пресс-конференция. 27 марта.

Дэвид Мэнн и Сергей Чипенко на пресс-конференцииНа прошедшей неделе в Москву для совместного выступления с российским ансамблем "Транс-Атлантик" приехал американский саксофонист Дэвид Манн. За два дня до концерта состоялась пресс-конференция с самими музыкантами, председателем МАДЖ Дмитрием Уховым, спонсором всего мероприятия - создателем фонда поддержки искусств "Арт-Линк" Павлом Пановым и атташе по культуре посольства США Эдуардом Кулаковски. Пресс-конференция прошла в маленьком мраморном зале ЦДЖ, за круглым столом. От имени "Транс-Атлантика" присутствовал его руководитель пианист и клавишник Сергей Чипенко.
Приезд американского саксофониста, играющего легкий и коммерчески успешный "у них" smooth jazz, был обставлен всеми положенными "продвигающими" акциями: красочные афиши в переходе возле "Пушкинской", поддержка американского посольства, пресс-конференция... В результате это событие и в самом деле имело определенный резонанс, даже по "Культуре" в "Новостях" про них рассказывали (приятно было слушать, как Вячеслав Флярковский с выражением зачитывает пресс-релиз). 
Дэвид МэннВопросов со стороны журналистов было не так много. В основном слово было предоставлено Сергею Чипенко. Он рассказал о репертуаре союза "Транс-Атлантик" + Манн, об их знакомстве, о возможных планах на будущее. И в числе прочего сказал, что "да, я хочу зарабатывать своей музыкой". Хотя, по его же собственному признанию, джаз для него - чужеродная культура. А воспитан он на русской классике. Дэвид Манн, когда наконец дошло слово и до него, признался, что очень рад побывать в Москве, что ему очень легко работалось с российскими музыкантами, с ними сразу удалось найти "общий музыкальный язык". Павел Панов, бизнесмен, организовавший недавно некоммерческий фонд "Арт-Линк", объяснил, почему он поддерживает именно такую музыку: "Она приятная во всех отношениях".
Дмитрий Ухов говорил, кажется, даже больше самих музыкантов. Вначале он коротко рассказал о том, что это за музыка такая - по его определению, "легкая музыка в исполнении выпускников консерватории" (Сергей Чипенко окончил уфимскую консерваторию, Дэвид Манн - выпускник консерватории Новой Англии в Бостоне). Есть еще более изящное определение - "умение сделать простое безупречным". Вообще "у нас" нет культуры слушания инструментальной музыки, у нас все воспринимается через текст. Поэтому даже такая, простая и внятная для массового слушателя инструментальная музыка у нас не пользуется особой популярностью. Пока. Вышеупомянутые личности призваны эту ситуацию исправить и поднять общий уровень вкусов населения (так и хочется сказать "электората"). Лучше пусть народ слушает Манна с "Транс-Атлантиком", чем - многоточие.

Анна Левковцева

2. Концерт в ТЮЗе. 29 марта.

"Транс-Атлантик" и Дэвид МэннПредставление о джазе у нашего слоистого населения столь же разнообразно, сколь велик спектр самих слоев. Если у старшего поколения джаз ассоциируется с Утесовым и Цфасманом, то следующая по возрасту группа выбирает Лундстрема, затем идет провал, чуть позже "Арсенал", а в наше время это Бутман и smooth jazz, который посвященные люди иногда именуют "смутью". Если брать другой разрез истории, то джаз начинается с Армстронга и заканчивается опять же "смутью". Мощную роль в распределении предпочтений наиболее платежеспособных групп населения сыграли наши так называемые "джазовые" радиостанции - "Престиж" и НСН (сменявшие друг друга на одной и той же волне - теперь там "Наше радио" - станции формата smooth jazz в Москве - ред.). До сих пор огромное число людей считает, что эти станции (т.е. одна станция) передавала джаз. Итак, джазовая история, казалось бы, подошла к своей вершине (супервоплощению, финалу, на выбор читателя). Кстати, на родине джаза smooth jazz тоже занял главенствующее положение, т.е. стал коммерческой джазовой ветвью.
Однако эта вершина как-то слабо представлена на отечественной сцене. Самодеятельные поделки здесь не проходят, а профессионалы соответствующего уровня у нас на дороге не валяются. Редкий случай действительно профессионального отношения к не очень любимому мной направлению показывала в последние годы группа "Транс-Атлантик" талантливого клавишника и композитора Сергея Чипенко. А профессионалов я люблю.
Дэвид Мэнн29 марта в 8 вечера в московском Театре Юного Зрителя группа "Транс-Атлантик" провела акцию, которая должна официально зафиксировать наличие у нас описанного выше вида современного джаза. Для этого из США был приглашен специальный гость - саксофонист Дэвид Мэнн, приглашен на три московских концерта, два из которых должны были пройти на клубных сценах. Дэвид Мэнн - один из ведущих музыкантов в области smooth jazz, он принадлежит к компании Боба Джеймса и им же рекомендован самому Чипенко для воплощения непростых аранжировок Сергея. Дэвиду музыка "Транс-Атлантика" понравилась, и он с удовольствием согласился на короткий тур по Москве с тем, чтобы в дальнейшем расширить его на российские города. Как уже писал "Полный джаз", Мэнн имеет огромный опыт выступлений и записей со звездами этого жанра (Tower of Power, Spyro Gyra, Чак Лоуб, Пэт Мэтини, Иван Линс, Чака Хан, Серджио Мендес) и с известными поп-музыкантами (Стинг, Мадонна, Билли Джоэл, Пол Саймон, Элтон Джон, Джордж Майкл, Майкл Болтон...), его можно заметить и в окружении Бобби Макферрина.
Дэвид Мэнн и "Транс-Атлантик"Группа "Транс-Атлантик" имела свою резиденцию в театре Марка Розовского, но для такой акции МТЮЗ подходит гораздо больше (за счет размеров зала). Российская часть команды была представлена сильнейшим образом: пара клавишных (кроме Чипенко, играл еще и Никита Братусь), на гитаре Константин Серов, бас-гитара у Алексея Лебедева, на барабанах Руслан Капитонов, перкуссия у Юрия Генбачева. Кстати, ритм-секция в такой музыке имеет особые функции - поддержка очень жесткого ритма, четкий баланс между разнообразием игры и положением "second line". Последнее условие очень жесткое - одеяло ни при каких обстоятельствах не должно быть перетянуто на себя.
Дэвид Мэнн - визуальное воплощение этой музыки. Его внешность позволяет ему затеряться в толпе, не привлекать к себе внимания. Звук его саксофона - поющий, красивый, хотя это в большей степени относится к альту. Тенор-сакофон, на мой взгляд, звучит не столь красиво. Именно на этот звук, его гладкость и была рассчитана программа вечера, в которой, по предварительной договоренности, авторская музыка была разделена ровно пополам между Сергеем и Дэвидом. Впрочем, авторство, как правило, и не объявлялось. Ведь тут главное - не перегрузить слушателя информацией или сложностью импровизации. Импровизация, тем не менее, присутствовала, и не только у гостя. Но ее условие - предсказуемость - выполнялось безусловно. Так что концерт стал действительно добротным примером "smooth jazz" - продукта стиля фьюжн, в котором подчеркнута смягченная, приглаженная сторона музыки. Стиль этот полагается в большей степени на ритмы и мелодические линии, чем на импровизацию. В нем используются звуковые пласты синтезаторов, фанк-ритмы, фанк-бас, упругие линии гитары, альт или сопрано-саксофона. В этой музыке в принципе должен отсутствовать интеллект, но она и не настолько энергична, как фанки или соул-джаз. Композиции "smooth jazz" выглядят упрощенно, поверхностно и отполировано, причем главное значение придается общему звучанию.
Это звучание вечером в МТЮЗе и было непрерывным и льющимся, глиссандирующим и бесконфликтным. Это был гладкий мир, и те, кто предпочитает жить в нем, с удовольствием досидели до конца этого концерта. Действительно талантливый музыкант Сергей Чипенко сделал свой выбор в музыке, он последователен, убедителен и точно выполняет свою задачу. А это уже успех.

Михаил МитропольскийМихаил Митропольский
использованы фото ТАСС (Роман Денисов)

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service