502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 13
2002
На сцене - Свобода
На сцене - Свобода: Нижний Новгород

Квартет Милана Свободы (второй слева)Концерт чешского джазового квартета, выступавшего на сцене нижегородского Дома Актера вечером второго апреля, оставил приятное, но странноватое впечатление. Мнения искушенной публики разделились, но едины были в одном: "больше этого звукооператора не приглашать". Звучание квартета было огорчительно несбалансированным: практически любые проявления ударных оказывались сплошным жутким шумом, "забивая" прочих ансамблистов; у трубы (особенно в те моменты, где солист извлекал из нее пронзительные возгласы a la Майлс Девис) безбожно зашкаливали верхние частоты. Изысканных ходов бас-гитары (заинтригованные саунд-чеком, мы с нетерпением ждали от бас-гитариста откровений в духе Пасториуса), к сожалению, не было слышно даже в сольных эпизодах. Да и рояль порой "проваливался". Тем не менее джаз-роковый мейнстрим, великолепный, стройный, ритмичный, изысканный, "получался" именно благодаря роялю. За ним сидел автор подавляющего большинства исполняемых композиций, известный чешский пианист, дирижер и композитор Милан Свобода.
Джазовый путь Милана Свободы начался в семидесятые годы. В то время Чехословакия мало чем отличалась от СССР, а это значит, что, как и наши известные ныне соотечественники, Милан также учился джазу по записям великих мастеров, многократно переслушивая их, заучивая наизусть и пытаясь воспроизводить. В 1974 им был создан легендарный ныне оркестр "Prague Big Band", в 1979 - тот самый квартет, который мы имели удовольствие слышать на сцене, чуть позже - молодежный оркестр "Contraband", некий чешский вариант "All Stars Band". Милан немало выступал и соло. Впоследствии он напишет музыку к большому количеству фильмов и спектаклей, будет дирижировать большими оркестрами и активно гастролировать, запишет два десятка альбомов, но все это - потом. А в начале восьмидесятых признанием несомненных джазовых успехов пианиста стало бесплатное обучение в легендарном колледже Беркли (Бостон), завоеванное Миланом по итогам конкурса: из претендентов со всей Чехословакии выбрали именно его. Да, Америка, родина джаза - идеальное место для желающих научиться вечно молодому искусству. Там есть прекрасная материальная база, лучшие специалисты и лучшие методики, и Беркли любого сделает профессиональным джазменом. Однако, по собственным словам Свободы, для того, чтобы стать джазменом, достаточно внимательно слушать записи и верно чувствовать их. Сейчас молодежи проще учиться джазу, констатирует Свобода. "Они не знают проблем с материалом, которые приходилось испытывать нам. Если захотелось сыграть что-либо - доступны ноты, потребовалось посмотреть видеозапись - нет проблем. Двадцать лет назад приходилось заниматься исключительно самодеятельностью...". Интересно, что к джазу Милан Свобода пришел отнюдь не вдруг. В начале семидесятых он уже был дипломированным органистом, выпускником Пражской консерватории, а также - философом и музыковедом с университетским образованием. Скажем так: мало кто из современных джазовых исполнителей может похвалиться глубоким знанием истории музыки, музыковедения и философии. Милан признается, что интерес к философским наукам, к максимально широкому спектру стилей и направлений был вызван поиском "своей" музыки. В итоге "своим" оказался джаз, наиболее органично соответствующий творческому "я" Свободы и подходящий ему для выражения своей сущности и творческих идей. 
Однако целенаправленное изучение академического наследия было инициировано не только поиском соответствующей себе музыки. Пианист уверен, что необходимо знать классическое искусство, по возможности - на практике. Знание классики и умение исполнять ее - своеобразный индикатор мастерства. В конце концов, есть Оскар Питерсон, гениально играющий "Хорошо темперированный клавир" Баха, есть Кейт Джаррет, записывающий Прелюдии и фуги Шостаковича, и эти великие джазовые пианисты - вершины, к которым нужно стремиться. 

Мария ПантелееваМария Пантелеева

 

На сцене - Свобода: Москва

31 марта в Концертном зале имени Чайковского прошел концерт цикла "Вечера джаза с Даниилом Крамером", организованный совместно с музыкальным салоном "Аккорд" и при содействии посольства Чехии. В концерте, помимо самого Даниила Крамера (фортепиано), приняли участие гитарист Алексей Кузнецов и джазовый квартет из Чехии под руководством Милана Свободы. 
В современной европейской джазовой культуре существует несколько направлений. Некоторые музыканты полностью копируют американскую стилистику, некоторые идут по пути создания своего собственного стиля. Таких много. Есть сильные национальные школы с мощным авторским элементом - норвежская, польская. Чешская известна меньше, но к числу ищущих собственную стилистику относится и квартет Милана Свободы.
Чешских музыкантов, игравших в первом отделении, представил Даниил Крамер, и началось то, чего все ждали - послышались завораживающие звуки фортепиано, в которые вплетался виртуозный рисунок шестиструнной бас-гитары Мартина Лехкого и ударных, выстраивающих изощренный джаз-роковый ритм. Зал замер... Только после окончания каждой из частей зрители оживлялись и аплодировали. Сами музыканты получали не меньшее удовольствие от собственных композиций, в которых они отражали свои эмоции и душевное состояние. Это выражалось - в случае с лидером квартета - не только в тихом подпевании самому себе, но и в попытках танцевать одновременно с игрой, а также громких хлопках крышкой рояля (зная, что такое фортепиано в хорошем состоянии может стоить десятки тысяч долларов, я невольно вздрагивал). Самым спокойным оставался бас-гитарист, но надо отдать должное его мимике - время от времени на его лице появлялись такие выражения, смотря на которые, нельзя было не улыбнуться. 
Во втором отделении состоялся своеобразный джем-сейшн, в котором вместе приняли участие все музыканты - четверо чехов и двое россиян. Они веселились как могли, и под самый конец (видимо, посчитав, что своего инструмента ему мало) трубач Михал Гера начал имитировать звуки трубы голосом, ему стал помогать Милан Свобода. Последовала кульминация - шумная, но безумно энергичная. И вот - развязка. Прозвучал последний аккорд гитары Алексея Кузнецова, последний удар барабанов Ивана Аудеса - и чудо закончилось... На прощание Даниил Крамер сказал: "Если вам все это понравилось, то приходите еще!".
Обязательно приду!

Алексей Пастушин

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service