ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #6 (16) - 17 февраля 1999 г.
Слово к
читателям
Весна приближается. В сыром московском воздухе пахнет тающим снегом. Близится Сезон.
Большой Сезон в российском джазе - это период с апреля по середину июня. Это время, когда по всей стране, "невзирая на и независимо от", проходят десятки джазовых фестивалей (как ни парадоксально - количество их даже несколько увеличивается). Время, когда приезжает основное количество гастролеров из-за рубежа. Второй такой же Сезон - только в сентябре, но скромнее, гораздо скромнее.
Так вот - о приближающемся Сезоне. Можно считать, что начнется он уже в марте, когда (см. первую страницу сервера) Алексей Козлов и Boheme Music представят новый "Арсенал" - обновленного (в какой уже раз) и все еще не сдающегося судьбе первого в стране джаз-рок-ансамбля, который в 98-м, отпраздновав 25-летие, совсем было собрался исчезнуть. Кстати, еще одно, совсем уж грандиозное событие в московской джазовой жизни - теперь уже в апреле - тоже связано с деятельностью компании Boheme Music. Грядет Boheme Music Jazz Festival, грядет с 13 по 17 апреля (даты предварительные). Планируется, что мероприятия этого фестиваля будут проходить одновременно в нескольких московских клубах и на концертных площадках. Например, в его рамках в Большом зале консерватории будет играть Алексей Козлов с квартетом им. Шостаковича. В концертах будут участвовать также Аркадий Шилклопер, Анатолий Герасимов, Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу и масса других музыкантов, каждый из которых принадлежит к лучшим в России мастерам жанра.
А за этим фестивалем просматривается 12-я "Альтернатива" Дмитрия Ухова, в которой в этом году больше всего будет авангардно-электронной музыки, но будет и ряд джазовых участников. А за ней - очередная "Джазовая провинция" Леонида Винцкевича и Российского фонда культуры, которая в этом году будет проходить с размахом просто эпическим (центр России, Поволжье, Эстония и Москва!) - и, кстати, при нашей информационной поддержке... В общем, много чего хорошего ждет нас впереди. Не устроили бы нам "слуги народа" только внеочередных экспериментов над страной - а с джазом у нас и так все будет, Бог даст, в порядке.

Любителям интересных картинок на заметку: на сервере "Джаз в России", где живет наш журнал, открылись маленькие галереи российских джазовых фотографов - Александра Забрина, Павла Корбута и Владимира Лучина. Заходите, посмотрите. Можем еще порекомендовать более объемную галерею Александра Забрина на сервере московского Центра современного искусства Сороса - http://www.sccamoscow.ru/rus/gif/scca/exhibitions/15m2/5/right.htm
Как это было
в Москве
Джаз, как известно, большой. Места в нем хватает на всех. Если взглянуть, например, на афишу одного из двух самых популярных в Европе джазовых фестивалей - Montreux Jazz Festival - то в программе этого, безусловно вполне джазового, мероприятия можно обнаружить и Боба Дилана, и группу Cranberries. На этой неделе, в виде исключения, наш корреспондент посетил мероприятие не совсем джазовое, но по духу своему, по занимаемой в музыкальной жизни города нише вполне "социально близкое" предмету наших постоянных разговоров. И то сказать, джаз ведь пьет и из фольклорных источников, и этно-джаз не зря в лучших своих проявлениях можно считать одним из лучших проявлений джаза 90-х. Наш корреспондент был на концерте, где звучали джиги и рилы, на некоторых слушателях были килты, а играли на бэгпайпах, бодхранах и фиддлах...>>>>
Говорите,
вас слушают
Валерий ПономаревСегодня мы слушаем самого известного русского джазового музыканта в мире. По стечению обстоятельств, на своей Родине - в России - он как раз известен не очень хорошо. Просто потому, что уехал из СССР еще в 1973 г. и до сих пор живет в Нью-Йорке. Но в Нью-Йорке Валерий Пономарев известен уже настолько хорошо, что его имя может назвать не только специалист, но и рядовой любитель джаза. Все-таки имя Пономарева прославил очень известный состав. Четыре года в 70-х Поно, как называют его американцы, играл в Jazz Messengers у великого барабанщика Арта Блэйки. Он записал с Jazz Messengers 11 альбомов. И, когда кончился его контракт, место трубача в этом ансамбле занял тоже не самый малоизвестный музыкант - а именно Уинтон Марсалис...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Со следующим материалом - это письмо из Саратова - мы не сразу решили, как поступить: прислано оно не из Москвы, то есть формально попадает как раз в эту рубрику, а рассказывает о саратовском музыканте, живущем в США. Ну, в общем, читайте, тем более что информационный повод этого материала заставляет лишний раз почувствовать гордость за наших соотечественников...>>>>
Что намечается:
московские
анонсы
Одиссей Богусевич3 марта в клубе "Бедные люди" покажет свою новую концертную программу пианист и клавишник Одиссей Богусевич. Музыкант этот известен не только как преподаватель и как "чисто джазовый" пианист (в каковом качестве, например, он выпустил два года назад CD на "Союзе"), но и как любитель и знаток экспериментов с электронными клавишными, с современной "модной" ритмикой (в таком примерно духе, скажем, была выдержана его совместная программа с вокалисткой ритм-н-блюзовой группы Magic Pump Натальей Княжинской). В новой же программе Одиссей предстает в совершенно новом качестве. По его словам, это - сюита, в которой вокальные номера перемежаются инструментальными фрагментами; вокальная часть принадлежит исследователю и энтузиасту современного русского городского (!) фольклора Александру Рыбакову. Аккомпанирует Александру и играет написанные Одиссеем инструментальные темы трио: Одиссей Богусевич и два его бывших ученика - ритм-секция рок-группы "Кегли Маугли" Константин Кремнев и Дмитрий Афанасьев. Такая вот гремучая смесь. Новая программа имеет собственное имя - "Мы вернемся за подснежниками". "Полный джаз" очень рекомендует! На всякий случай, поскольку "Бедные люди" пока не входят в список клубов, чьи расписания мы публикуем: концерты там начинаются не раньше 22 часов, а находится клуб близ метро "Третьяковская".
И еще об Одиссее: 21 февраля он играет в клубе "Вермель" со своим обычным трио (Петр Маевский - бас-гитара, Максим Ширин - ударные) свою обычную джазовую программу.

Второе приближениеЕще одно событие намечается на 2 марта. Проект "Второе приближение" Андрея Разина дает большой концерт в Центральном Доме работников искусств, что на задворках станции метро "Кузнецкий мост". Вход туда бесплатный (обычно - по пригласительным, но если хорошо попросить, пустят и без).
Кстати, еще один концерт "Второго приближения" будет в Подмосковье - в джазовом городе Обнинске (он же первый советский город мирного атома). Случится это 27 февраля.
Этими концертами проект прерывает период молчания, связанный с записью компакт-диска под рабочим названием "Линия" (он записывается с участием специального гостя - Аркадия Шилклопера - для лейбла Boheme Music).

19 февраля в Московском Доме композиторов будет играть "Туркменджаз" - этно-джзаовый ансамбль из Туркмении "Нисса". Гостей принимает московский ансамбль Greenwave п/у альт-саксофониста Александра Осейчука (кстати, его новый альбом буквально в ближайшие недели выходит на лейбле Boheme Music). Вечер устраивает Московский джаз-ангажемент (следовательно, вступительное слово произнесет Юрий Саульский, а вести концерт будет Владимир Каушанский).

А в это время
за бугром...
Забугорные новости почему-то опять приносят сплошную череду печальных известий. Как ни грустно, но хорошие музыканты уходят один за другим.

Джаки БьярдПогиб 76-летний пианист Джаки Байард, широко известный по сотрудничеству с Чарлзом Мингусом и другими музыкантами. Его тело было обнаружено вечером 11 февраля в нью-йоркской квартире, которую он снимал вместе с двумя своими дочерьми. На следующий день нью-йоркские судмедэксперты сообщили журналистам, что причина смерти Байарда - огнестрельное ранение головы. Представитель нью-йоркского департамента полиции заявил, что в квартире не было обнаружено оружие, из которого был произведен роковой выстрел; более того, в квартире нет ни малейших признаков взлома, разбоя или ограбления. Члены семьи в последний раз видели Байарда живым около шести вечера, тогда как время его смерти судмедэксперт определил как 22.00. Загадка: судя по всему, в указанный промежуток времени никто в квартире не слышал никакого выстрела!
Заметим, что Байард жил в Куинсе, одном из пяти графств Нью-Йорка, в том самом районе, где в своей квартире был найден мертвым отравившийся наркотиками пианист Кенни Керклэнд (см. Полный джаз, #5). Куинс - не самое приятное место в Нью-Йорке; здесь есть небольшие "хорошие" районы, вроде Кью-Гарденс, но куда больше районов "плохих", типа Джамайка-Эстейт. Дешевле, чем в Куинсе, жилье только в Гарлеме. Уже по одному этому можно судить, что дела у пожилого пианиста шли неважно. А ведь он, помимо работы с Мингусом в 60-е, известен был своими отличными сольными альбомами, выходившими на самых известных джазовых лейблах - Prestige, Muse, Soul Note и Concord. Очень известен альбом 1988 г. саксофониста Майкла Маркуса "Involution", где играл Байард...

В тот же день, 11 февраля, в Арлингтоне - пригороде Вашингтона, столицы США - умер от болезни Паркинсона 84-летний Эдвин Си Фишел. Это была парадоксальная фигура: уважаемый музыкант, джазовый пианист, президент Джаз-клуба Реки Потомак и лидер ансамбля Band From Tin Pan Alley - и при этом видный историк военной разведки, криптолог, крупный сотрудник Агентства Национальной Безопасности США (военная разведывательная и контрразведывательная организация, аналог советского ГРУ). В АНБ он возглавлял издательство National Cryptologic School Press, а после своей отставки в 1972 г. писал книги по истории военной разведки, был членом редколлегии международного "Журнала разведки и контрразведки" и... писал статьи о джазе...
Такие вот бывают люди...Говорят, Юрий Андропов в бытность свою председателем КГБ тоже любил джаз.

8 февраля в Копенгагене на 69 году жизни умер тромбонист Ричард Бун. Его карьера началась в 1956 г. в Лос-Анджелесе, куда он приехал из родного Литтл-Рока (Арканзас), уже будучи опытным тромбонистом. Бун играл с Декстером Гордоном, Сонни Криссом, Тедди Эдуардсом и другими калифорнийскими звездами. В конце 60-х он стал членом оркестра Каунта Бэйси. Впрочем, там он проработал недолго: в 1970-м он переехал в датскую столицу, которая многих темнокожих музыкантов привлекала стабильными заработками, спокойствием жизни и отсутствием бытового расизма. В Копенгагене Ричард Бун 12 лет проработал в биг-бэнде Датского радио, считающемся одним из лучших в мире. Последняя запись тромбониста, "Tribute to Love", была сделана с датскими музыкантами в 1998 г.

Мэр Канзас-Сити отменил перезахоронение Чарли Паркера! Ранее сообщалось, что в марте тело великого саксофониста, перевернувшего мировой джаз в 40-е гг., будет перенесено в новую гробницу в центре его родного города. Таково было решение мэра Эманюэля Кливера, желающего создать из "джазового района" в центре Канзас-Сити первоклассный туристский комплекс. По представлениям мэра, таковой комплекс здорово украсила бы могила Чарли Паркера. Только яростные протесты семьи Паркера вынудили мэра отказаться от этой идеи (сопоставимой, например, с идеей перенести прах Льва Толстого из Ясной Поляны для привлечения туристов на площадь перед Тульским горкомом - ред.). Тело Птицы останется там, где оно покоится с 1955 г. - на Линкольновском кладбище между Канзас-Сити и Индепенденсом, в могиле, рядом с которой ежегодно бывают десятки тысяч поклонников творца современного джаза.

Дейв БрубекНу, а теперь перейдем к более жизнеутверждающим новостям. 78-летний пианист Дейв Брубек и его жена Айола собираются подарить весь свой архив Университету Тихого Океана в Сан-Франциско. Брубек в 50-е гг. учился именно в этом университете. Он передаст вновь создаваемому при университете Институту Дейва Брубека свои ноты, переписку с компаниями грамзаписи, коллекцию фотографий, неопубликованных записей и многое другое. Кроме того, он частично будет финансировать работу учебного института своего имени (создающийся как часть университетской консерватории, по российским понятиям - музыкального факультета университета), где студенты будут изучать теорию и практику джазовой импровизации. Впрочем, официально об этом пока не объявлено, и университетский "споуксмен" (чиновник по связям с прессой) Росс Уайли сообщил, что заявление должно быть сделано 15 февраля.

Рецензии
Томас ЧапинСегодняшние рецензии связаны в основном с той музыкой, что принято называть downtown-авангардом. Это музыка, которая звучит в Мекке джазового авангарда - клубах нью-йоркского "даунтауна", южной оконечности острова Манхэттен. Причем во всех трех рецензируемых альбомах задействован рано ушедший из жизни саксофонист Томас Чапин...>>>>
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!

Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Михаил Митропольский,
Константинов,
Кирилл Мошков,
Иван Шокин
Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
Associated Press,
Reuters,
Washington Post,
Jazz Track
Фото:
Александр Забрин,
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Петр Ганнушкин

Опрос читательского жюри премии Джаз'Ухо-98
Артист года:
Альбом года:
Музыкант, заслуживающий
более широкого признания:
Ваше имя (обязательно):
E-Mail (обязательно):