502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 17 - 18
2002

Характер норвежский, выдержанный
Олег КиреевМузыкальный союз с незамысловатым названием "Interjazz" уже существовал четыре года назад и в сезоне 1998 года совершил большое концертное турне по России и Германии. В составе того "Интерджаза" играли Игорь Бутман, Андрей Кондаков, Владимир Волков, Кристиан Шойбер, Оливье Кер-Орио и Райнер Витцель. Постоянные посетители нижегородских джазовых концертов могут вспомнить проект, предвещавший упомянутый, "InterJazz Band": под этим названием в 1996 году в Доме Актера зажигательно выступили все перечисленные музыканты без саксофониста Витцеля. Квартет "Интерджаз", выступавший 27 апреля в концертном зале "Юпитер" в рамках проекта "Звезды джаза", не имел с вышеназванными коллективами ничего общего. Ну разве что кроме нижегородских организаторов концертов, радиостанции "Европа плюс".
(От редактора: действительно, "тот" и "этот" проекты с названием "Интерджаз" друг с другом вообще никак не связаны. В их оправдание можно сказать, что в мире есть по крайней мере семь продюсерских компаний с названием "Интерджаз", две из них в России - в Петербурге (Владимир Фейертаг) и в Москве; проект, о котором идет речь, организовывался с участием этой последней).
Сигурд УлвесетМеждународный проект норвежца Сигурда Улвесета "Интерджаз", о котором пойдет речь, существует с 1993 года. "Интерджаз" представляет собой квартет в следующем составе: Сигурд Улвесет (контрабас), Даг Арнесен (фортепиано, композиция), Густаво Бергалли (труба) и Адам Нуссбаум (ударные). Нередко к ансамблю во время зарубежных гастролей подключаются местные джазмены - в качестве специальных гостей. Ансамбль Улвесета участвовал во многих джазовых фестивалях по всей Европе, с большим успехом выступал в джаз-клубах США и Латинской Америке. Три CD ансамбля - "To Wisdom The Prize", "Infant Eyes" и "I Wish I Knew" - были тепло приняты публикой и получили высокую оценку у музыкальных критиков. В 2001 году Улвесет и Арнесен, признанные мастера норвежского джаза, участвовали в международном фестивале "Джаз в саду Эрмитаж", выступая вместе с перкуссионистом Селиу де Карвалью. Сравнительно молодой аргентинский музыкант Густаво Бергалли носит гордый титул "одного из самых востребованных трубачей в Европе", а Адам Нуссбаум с полным на то правом считается одним из лучших барабанщиков мира. Он играл в квинтете Майкла Бреккера, в ансамблях Стэна Гетца, Жако Пасториуса, Тутса Тилеманса, Гила Эванса, Джона Скофилда и многих других джазовых "звезд" первой величины (в 1997 г. он выступал в России с группой гитариста Джона Аберкромби - ред.).
Густаво БергаллиПервое, что привлекло внимание - звук контрабаса. Его певучий сочный голос и звонкие флажолеты скорее напоминали электрический безладовый бас, а не просто колоритное глухое уханье акустического "шкафа", извлекаемого руками подавляющего большинства контрабасистов. Его необычные, явно неджазового происхождения риффы придавали пьесам особый стилистический оттенок, да и сольные фрагменты были далеки от стандартных контрабасовых паттернов, уже сто лет как основанных на примитивных ходах буги-вуги. Пианисту, скорее, был близок конструктивно-аналитический подход: он то искусно выстраивал эффектные башни жестких созвучий, то единым взмахом руки разрушал их, разгоняя рассыпающиеся кубики секунд и кварт по всему диапазону. Трубач играл, скорее, в современной манере: "виртуозные всплески" чередовались с прихотливыми мелодическими изгибами импровизаций. Что же касается барабанщика, то звук у него словно лился с кончиков пальцев. Ударная сетка, гибкая и мощная, словно стальная, была невероятно многообразной, без малейшей вычурности, но абсолютно небанальной; барабаны постоянно что-то сообщали на многие голоса, а не просто задавали или там поддерживали ритм. Примечательно, что вместе собрались очень яркие и разные музыканты, и итогом стало по-особому насыщенное, если можно так выразиться, "стерео-стильное" звучание.
Адам НуссбаумПрограмма была составлена отнюдь не из хитов. Звучали джазовые стандарты, оригинальные композиции и собственные обработки скандинавских народных мелодий. А во втором отделении играли Майлса Дэвиса ("All Blues") и снова авторские композиции. 
Во втором отделении на сцену первым вышел специальный гость ансамбля "Интерджаз" - им оказался уфимско-московский саксофонист Олег Киреев... и запел, приглашая зал "подтянуть" авторской "Song For My Brother". Его театрализованный подход к музыкальному действу, уже знакомый собравшимся по прошлым нижегородским выступлениям, удачно оживил музицирование в целом, а появление в ансамбле второго духового солирующего инструмента прибавило эдакой "соревновательности". Какие были остроумные "диалоги" с трубачом, с пианистом, незабываемо яркая перекличка в интерплей! По очень личному впечатлению автора заметки, если Киреев не есть главное действующее лицо на сцене, концерт становится выдающимся событием, полным импровизационных поворотов музыкального сценария и сюрпризов вообще. 

Мария ПантелееваМария Пантелеева
"Нижегородские новости"
Фото: Антон Карманов, Сергей Дроздов

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service