ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 17 - 18
2002

Танго Виктора Соболенко
Виктор СоболенкоНа санкт-петербургской сцене есть музыкант, который не вписывается ни в один музыкальный формат. Это виолончелист Виктор Соболенко. Его концерты проходят как на академических сценах, так и в андеграудных клубах. Но еще, может быть, год назад творчество этого музыканта знало лишь ограниченное количество слушателей.
Тем не менее Виктор еще в 1990 году был одним из основателем ансамбля "Musica Petropolitana", с 1994 года играет с Игорем Ткаченко в составе "Дуэта 21 века", участвует в международных фестивалях, выступает на крупнейших сценах мира, активно записывается в Германии.


В настоящее время Вы достаточно регулярно выступаете в клубах. Можно ли сказать, что Вы добились того, чего хотели, в плане концертной деятельности, или есть проекты, которые не могут быть реализованы сейчас?

Да, действительно, вот уже год, как я осваиваю клубные пространства Питера и Москвы, в основном с программами танго, хотя в последнее время мы все чаще сотрудничаем с ситаристом Сергеем Гасановым (по стилю это - этно-фри-джаз). К сожалению, клубов, ориентированных на музыку джазовую или близкую ей, и в Питере, и в Москве очень мало, поэтому играю не так часто, как хотелось бы. Конечно, есть любимые клубные площадки: JFC джаз-клуб (Петербург) и проект О.Г.И. (Москва). Безусловно, самый актуальный проект для меня - это "Дуэт 21 века" с бостонцем Игорем Ткаченко, с которым я сотрудничаю уже десять лет, но сегодня, в связи с болезнью его руки, мы не можем играть вместе и держим тайм-аут. 

Все Ваши проекты, в большинстве случаев, были ориентированы на небольшие составы. Нет ли желания записать что-либо с большим составом (оркестром)? Или в настоящее время и в данных экономических условиях это невозможно?

Мой любимый ансамбль - дуэт, и в быту, и в музыке. Такой ансамбль - точка отсчета в моем творчестве. Отношения двух людей - основополагающие для меня. Самые интимные и глубокие чувства можно выразить только тет-а-тет, поэтому проблема оркестрового самовыражения для меня не столь актуальна. Если говорить о воплощении моих так называемых симфонических идей, то они требуют, скорее, выверенных компьютерных звучаний, нежели живого оркестра.
Есть идея соединить в одну палитру разные звучания в живом шоу, где будут представлены старинные европейские, этнические и новые виртуальные инструменты.

Что есть джаз для Вас? Какие ассоциации он рождает?

Джаз позволяет использовать мое знание о музыке легко, без академического табеля о рангах. Я имею в виду то, что музыка, которая рождается под моими пальцами, порой не подчиняется законам гармонии и полифонии, которые изучал в консерватории.
Тем не менее, есть понимание того, что существуют разные джазовые школы, которым следуют большинство музыкантов, исповедующих определенное мироощущение, но я не адепт традиционных путей джаза, поэтому ищу свои звучания. Тому пример - музыка проектов "Дуэта 21 века", "Trio de Jazzairo", "Северного танго" и "Этно-фри-джаз".

Вы создавали музыку для кино - в чем ее особенности? 

Расхожее мнение режиссеров, снимающих игровое кино, по поводу звуковой дорожки следующее: музыка должна спасать слабое изображение, так что для меня существуют особенности режиссерского восприятия музыки, а не особенности киномузыки в целом. Порой приходиться иметь дело с авторами, которым медведь наступил на ухо, и тогда требуется недюжинная активность, чтобы доказать собственную музыку. Если совсем откровенно, то мне хочется написать мюзикл, который потом можно было бы экранизировать. Недавно поступило предложение подумать о возможности написания мюзикла по "Белым ночам" Достоевского.

Какова идеальная сцена для Вас?

Та сцена, по которой соскучился. Когда продолжительное время играю в клубах, хочется выйти на большую филармоническую или фестивальную сцену; когда устаю от гастрольных турне, получаю огромное удовольствие, играя в маленьких клубах в интимной атмосфере.

Вы играли с контрабасистом Владимиром Волковым. Нет ли желания попробовать сделать совместную программу? 

С Владимиром Волковым мы учились в музыкальном училище, затем в консерватории. К сожалению, наши творческие пути за этот период пересекались не часто, но, слава богу, в моем архиве сохранилась совместная запись, сделанная в Германии в 1995 году. В ней также участвовал Игорь Ткаченко (фортепиано). Это был фантастически свободный студийный джем, который ждет своего издания. Я уверен, что мы пересечемся вновь, когда созреет новая связующая нас идея. 

Кто из музыкантов наиболее близок к Вам?

Конечно же, те музыканты, с которыми я играю: Аккордеонистка Эвелина Петрова, ситарист Сергей Гасанов, мой партнер по старинной музыке лютнист Антон Бируля. Если говорить о питерских композиторах, то мне очень близки Олег Каравайчук, которого я считаю своим заочным учителем, и Вячеслав Гайворонский, с которым мы иногда играем на джемах. Безусловно, самый близкий мне по духу музыкант - Игорь Ткаченко, но, к сожалению, в связи с его болезнью, как я уже говорил, мы не выступаем вместе, хотя планируем сотрудничать при помощи интернет-технологий.

Вы довольны санкт-петербургской публикой, сценическими площадками?

Питерскую публику обожаю, она, возможно, и сделала меня музыкантом. С площадками сложнее, потому что директорат наших ведущих залов видит во мне не артиста, а покупателя их услуг, что порой очень обидно. Если говорить об акустических особенностях наших залов, то на уровне XIX века филармонические залы и зал Капеллы - одни из лучших в мире, БКЗ Октябрьский, наверное, является передовым достижением технологий 60-х годов XX века, но у нас нет ни одного современного зала, в котором можно было бы менять акустику в зависимости от нужд музыкантов. В мире подобные технологии существуют уже 20 лет.

Готов ли музыкант Виктор Соболенко к популярности? 

К популярности поп-музыкантов не готов и не стремлюсь, но мне, безусловно, хочется донести свою музыку до близких по духу людей, которых, как мне кажется, немало. Если выразиться иначе - к популярности я отношусь, как к инструменту, способному донести мои идеи до большого количества людей. 

Как бы Вы отнеслись к предложению писать музыку к заставкам MTV?

Писать музыку к заставкам MTV, TV, радио, мелодии к сотовым телефонам, web-страницам, рекламным роликам, сигналы для автомобилей - готов и считаю, что в XXI веке это будет неплохой композиторский заработок.

Когда и где Вас можно будет услышать в ближайшее время?

Любителей старинной музыки приглашаю 8 мая к 19.00 в ИНК-клуб (В.О. 8 линия, д.79) на программу "Музыка для Короля-Солнце". 22 мая к 19.00 - в JFC джаз-клуб (Шпалерная ул., д.33) на программу танго с Эвелиной Петровой и этно-фри-джазовый проект с Сергеем Гасановым, а 23 мая в клуб Take Five к 19.00 (Комендантский пр., д.27, корп.1), на программу "Северное танго".

Беседовал Алекс Стригин
Первая публикация - Piterout.Ru

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service