ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 19 (163) - 15 мая 2002 г.
Оглавление выпуска:
Слово 
к читателям
Кирилл МошковПохоже, что подошел пик уже неоднократно описывавшегося нами в предыдущие годы Большого Сезона: грядущая неделя знаменуется выступлениями в России звезд самой первой величины, появлением нового альбома нашей CD-серии "Джаз.Ру" и другими примечательными событиями и тенденциями. Хотелось бы только напомнить (как раз в связи с серией "Джаз.Ру"), что серия выходит на лейбле Boheme Music и что ней планируется выпуск сборника молодых музыкантов, работающих в ключе самых современных направлений - от acid jazz до jam bands (последнее предпочтительнее). У вас есть фонограмма? Я готов включить один-два трека с нее в грядущий сборник. Это довольно срочно. Неважно, где вы живете - в Москве, в России, за ее пределами - главное, чтобы это была хорошая музыка. Пишите.
Ну, в общем - к делу!

Редактор

Америка
и ее джаз
Мы продолжаем публиковать материалы, привезенные редактором "Полного джаза" из недавней командировки в США и посвященные разным аспектам американской джазовой жизни. Сегодняшний наш собеседник - эксперт по одному из важнейших в США джазовых регионов, по мегаполису, где на протяжении нескольких лет в 1920-е годы вообще находился центр развития американского джаза - до того, как стал смещаться в Нью-Йорк, где пребывает и поныне. Знатоки уже догадались, что это - Чикаго. А кто может лучше знать джазовую сцену Чикаго, чем штатный джазовый критики крупнейшей чикагской газеты? Знакомьтесь: джазовый критик Chicago Thibune Ховард Рейх...>>>>
Говорите,
Вас слушают
Сегодня мы слушаем человека, заварившего самую большую кашу грядущей недели - и одно из главных событий российского джазового сезона. Это событие - конечно, начинающийся 21 мая IV международный фестиваль "Богема Джазз 2002", ну а наш собеседник - продюсер фестиваля, генеральный директор компании "Богема Мьюзик" Андрей Феофанов...>>>>
Москва - это вам
еще не все
В течение апреля в трех странах бывшего СССР (Армении, Украине и Казахстане) проходил организованный государственным департаментом США "месячник восхищения джазом" - Jazz Appreciation Month, который состоял из выступлений малоизвестных, но достаточно качественных американских музыкантов, но главное - из лекций знатоков джаза, историков и критиков. Особенно повезло Еревану и Киеву: там лекции читал сам Ховард Мэндел, президент международной Ассоциации джазовых журналистов и автор замечательной книги "Будущий джаз". К сожалению, Ховарду в эту поездку не удалось завернуть в Москву, хотя именно в российской столице он пересаживался с ереванского на киевский рейс - бравые пограничники, несмотря на наличие российской транзитной визы, не выпустили его в город, и встречавшие его члены московского отделения АДЖ напрасно ждали его в вестибюле "Шереметьево-1". Зато уж Ереван и Киев получили Ховарда по полной программе. Сегодня мы рассказываем о ереванской части его визита, причем сразу с двух точек зрения - нашего ереванского корреспондента Армена Манукяна и самого Мэндела...>>>>

Леопольд Теплицкий (использована иллюстрация "Еженедельного журнала")28 апреля 1927 года на сцене Академической капеллы Ленинграда состоялось выступление "Первого концертного джаз-банда", руководителем которого был Леопольд Яковлевич Теплицкий. 
Выпускник Петербургской консерватории по классу фортепиано и композиции, Леопольд Яковлевич увлекся джазом во время пребывания в 1926 году в Филадельфии на сельскохозяйственной выставке в качестве пианиста в ресторане Русского павильона. Вернувшись на родину, он попытался привить джаз и нашей стране.
Как музыкант, Леопольд Теплицкий считал джаз музыкой, требующей высокого профессионального мастерства, потому и пригласил в свой "Первый концертный джаз-банд" известных академических исполнителей - преподавателей консерватории и музыкального техникума, которых сам в шутку называл "моими профессорами".
Спустя 75 лет, 7 мая 2002 года, современные питерские джазмены выступили на сцене Академической капеллы в гала-концерте "Мы из джаза" для того, чтобы поблагодарить тех первых, кто, по сути, не зная броду, "рискнул и нырнул в джаз", как выразился музыковед Владимир Борисович Фейертаг - тоже довольно смелый профессор наук джазовых, который был еще и ведущим концерта.
Открыли его, проиллюстрировав самый что ни на есть симфо-джаз, столь популярный в 20-е годы, джаз-квартет Ивана Васильева и Молодежный Камерный оркестр Санкт-Петербургского Университета п/у Андрея Алексеева. Вместе они исполнили "Гарлем-ноктюрн" - здесь интересно во вступлении прозвучало тутти трубы, струнных и тарелок; "Джанго", где, привнося в мелодию настоящий драматизм Иван Васильев прямо-таки взвыл на трубе - жаль только, что струнные оказались не столь чуткими к изменению настроения; "Бессаме" - уже без трубы и ударных, и другие композиции.
В первом же отделении выступил пианист Юрий Соболев, потешно вклинивавший в свои виртуозные импровизации - то ностальгические нотки из "17-ти мгновений весны" в "Любовь на продажу", то бравурные аккорды из песни "Широка страна моя родная" в "Регтайм", воссоздающий дух кооперации и электрификации.
С милыми переделками "Турецкого марша", одной из мелодий Антонио Жобима и "Хэлло Долли" выступил молодой и безусловно, талантливый женский коллектив a cappella "Чемпионки мира".
Рассматривая фотографии 20-х - 30-х годов, Вы наверняка попадали под обаяние изящества, иронии, лоска и интеллигентности того времени. Геннадий Гольштейн и его ученики - "Саксофоны Санкт-Петербурга", которые открыли второе отделение, тоже излучают что-то очень похожее. Одну из своих композиций - "Спящие корабли" - они посвятили всем ушедшим из жизни музыкантам.
Типичным для поры зарождения джаза в России составом выступило "Ретро-трио" уже маститых петербургских джазменов - Олег Кувайцев (саксофон), Борис Ершов (банджо), Давид Голощекин (на этот раз скрипка).
Остановившись, таким образом, на время и посмотрев в прошлое, которое все же есть "колодец глубины несказанной", будем надеяться, что и после этого концерта какой-нибудь мальчишка, как когда-то Генрих Терпиловский после выступления "Первого концертного джаз-банда", заразившись "трансатлантической инфекцией", побежит учиться джазовому фортепиано, или трубе, или банджо... 

А вот то, где и как учат нынче джазу, показал завершившийся на днях IV Международный детский фестиваль-конкурс "Джаз-Парнас".
Четыре дня, с 10 по 13 мая, на сцене Филармонии джазовой музыки демонстрировали вершины своего исполнительского мастерства юные музыканты из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Великого Новгорода и Магнитогорска, Ростова-на Дону и Кушвы Свердловской области, Нарвы (Эстония), города Южный Одесской области (Украина), города Бад Аролсен (Германия)...
Не секрет, что лучшие джазовые силы концентрируются в столицах. А кто взращивает их? Ростов-папа, да Одесса-мама (конечно, утрирую, но слегка).
В этом году ростовчан было немного, но и на этот раз они удивили и публику, и видавшее виды жюри, потому как привезли на конкурс контрабасистку! Редчайший случай в истории джаза! Не стоит объяснять, насколько труден этот инструмент даже для мужчин, но тем не менее Валерия Шишина - так зовут эту смелую девушку, ученицу Адама Мартыновича Терацуяна - цепкими пальчиками довольно уверенно, упруго и в то же время по-женски мягко управлялась с этим монстром. А теперь держитесь за стулья: эта девушка не только контрабасистка, она еще и саксофонистка!
Лауреатом I премии стал Народный коллектив джаз-ансамбль "Акцент" из г. Южный Одесской области (Украина), руководитель которого Роман Николаевич Василенко - задорные, драйвовые ребята, на лицах которых уже красуется отметина отъявленных музыкантов (найти бы этих отъявленных, которые детям отметин наставили... - ред.).
Петербуржец Константин Казанович (кларнет) из школы -десятилетки при Консерватории тоже стал лауреатом. Аппетитно, даже несколько жеманно упивался он звуками своего инструмента и легко, точно иллюзионист, выпускал их из раструба, заставляя верить в то, что диксиленд возродится, да еще не раз.
Вообще надо сказать, что на фестивале этого года, в отличие от предыдущих, было много участников из Петербурга - это воспитанники ДШИ № 4 Фрунзенского района, хоровой студии "Гармония", Студии "Киндер-сюрприз", ДЮТЦ "Васильевский остров", "Русско-немецкого центра при Петрихкирхе", факультета музыкального шоу-бизнеса Института декоративно-прикладного искусства.
ДШИ № 7 им. Ростроповича уже не первый год участвует в фестивале и, видать, соревновательный дух и музыкантский азарт дали свои результаты. Очень порадовали Антон Курдюков (саксофон) и Олег Знаменский (саксофон) - еще маленькие, но уже хорохористые мальчишки, воспитанники Владимира Родионовича Фомина.
И все это - итог титанических усилий организаторов фестиваля, Нурменской школы искусств Тосненского района Ленинградской области и ее директора Марии Викторовны Синеглазовой. 

Елена Насонова

Что намечается:
московские анонсы
Ян ГарбарекГлавный анонс следующей недели - конечно, IV фестиваль "Богема-Джазз". Пожалуй, впервые после памятного Первого московского международного джазового фестиваля 1990 года в столице будет представлен столь высокий уровень ведущих джазовых звезд - причем, что следует отнести к своеобразию фестиваля, не американских. Норвежец Ян Гарбарек, в квартете которого - два немца и датчанка афроамериканского проихождения; австрийский Vienna Art Orchestra, в котором играют не только австрийцы, но и немцы, бразильцы, русские, австралийцы; "Российско-бразильский проект" петербуржца Андрея Кондакова, в котором объединились живущие в Нью-Йорке уроженцы Рио-де-Жанейро... 
Матиас Рюэгг (Vienna Art Orchestra) Впрочем, все анонсы фестиваля уже опубликованы, как и интервью его хэдлайнера Яна Гарбарека, и даже почти все билеты (во всяком случае, самые недорогие) уже распроданы - осталось только послушать аудио-примеры игры тех, кто будет на фестивале выступать...
Jan Garbarek Group:
Where the rivers meet (Rites, ECM, 1999)available in Real Audio - click and listen
It's high time (Rites, ECM, 1999)available in Real Audio - click and listen
Vienna Art Orchestra:
Art & Fun (Art & Fun, 2002)available in Real Audio - click and listen
Art Is Gone (Art & Fun, 2002)available in Real Audio - click and listen
Art To Dance (Art & Fun, 2002)available in Real Audio - click and listen
Claudio Roditi:
Prague In March (Samba Manhattan Style, 1995)available in Real Audio - click and listen

21 мая поступает в продажу второй альбом новой серии Jazz.Ru, которая с февраля выходит на лейбле Boheme Music и информационную поддержку которой осуществляет наш сервер. Альбом петербургского пианиста Андрея Кондакова спродюсирован им самим, называется "Kind Of Optimistic" ("Своего рода оптимизм") и включает записи, сделанные год назад в Петербурге гастролировавшим тогда международным коллективом с активным участием Андрея. Несколько треков также представляют (впервые в грамзаписи) working band Кондакова, его санкт-петербургский квартет.
"Американский" состав включает тенор-саксофониста Рави Колтрейна (сына великого Джона Колтрейна), гитариста Пола Болленбэка, экспансивного барабанщика Ральфа Питерсона-младшего и живущего в Нью-Йорке басиста Дмитрия Колесника. Петербургский состав - это саксофонист Игорь Тимофеев, басист Григорий Воскобойник и барабанщик Сергей Остроумов. Хотя манеры музыкантов-участников записи заметно разные, уровень игры настолько близок, что, не глядя в буклет, не так легко сказать, звучит ли американский состав или же российский.
Оба состава объединяет личность, игра и яркая, остроумная и насыщенная музыка Кондакова - на этой записи несколько в более contemporary-ключе, чем обычно, что позволяет предречь альбому хорошее будущее на радио. Статья для буклета написана редактором "Полного джаза" Кириллом Мошковым.
Премьерные продажи альбома пройдут на фестивале "Богема Джазз 2002", где Андрей Кондаков представит свой "Российско-бразильский проект" с участием замечательного трубача Клаудио Родити (24 мая, Центральный Дом кинематографистов); одновременно альбом появится в CD-магазине на "Джаз.Ру".

В Москве появился еще один джазовый лейбл - точнее, произошла реорганизация старого: вместо этикетки "Landy Star Jazz" появляется Dialog Musig, или попросту "D-Music". Новый лейбл начал свою деятельность выпуском CD "Второе приближение" и Юрий Яремчук: Юрский период".
Пресс-релиз нового альбома гласит: "у московского проекта "Второе приближение" это уже пятый CD, причем каждый из них означает новый шаг по огромному полю новой импровизационной музыки. В определенной степени этот проект базируется на ECM-ской основе, однако глубоко индивидуален и национален, благодаря контрастному опыту участников - пианиста Андрея Разина, вокалистки Татьяны Комовой, контрабасиста Игоря Иванушкина. Львовский саксофонист Юрий Яремчук - один из немногих знатоков современной многогранной импровизации, счастливо минующий подводные камни спекулятивного отношения к авангардному материалу.
Встреча этих музыкантов произошла в студии звукозаписи, а совместное концертное выступление состоялось через два дня после релиза Юрского периода на фестивале "Джаз-транзит" в Екатеринбурге 26 апреля. Успех превзошел все ожидания."
Как и на Landy Star Jazz, линию которого продолжает (и каталог которого наследует) D-Music, арт-директором лейбла остается Михаил Митропольский.

Чтение
Андрей Товмасян (слева) и Ефим ЛикстановМы продолжаем публикацию уникального материала - "Воспоминаний" Андрея Товмасяна.
"Полный джаз" уже не раз обращался к великой и трагической фигуре одного из самых интересных советских джазовых музыкантов 60-70-х гг. - трубача Андрея Товмасяна. Став одним из лучших в те десятилетия, Товмасян из-за тяжелого заболевания впоследствии на долгие годы исчез из музыки, затворившись в своей квартире. Ходили даже слухи, что он ушел из жизни. И вдруг он возник снова: лечение дало результат, и теперь он снова может жить в обществе, пусть и не так активно, как и раньше. Узкий круг счастливчиков в этом сезоне уже был свидетелем появления легендарного музыканта на сцене "Джаз-арт клуба" с трубой в руках... Можно надеяться, что пример Тома Харрелла, многие годы выступающего и записывающегося, мужественно преодолевая похожие проблемы, не будет единственным.
В #35 за 1999 г. мы воспроизвели публикацию недолго просуществовавшего журнала "Джаз" (1989-1990), посвященную музыке и поэзии Андрея Товмасяна. На сервере "Джаз в России" в разделе "Библиотека" можно прочитать интересное эссе о Товмасяне-музыканте, написанное замечательным джазовым преподавателем Олегом Степурко. Наконец, в #23 за прошлый, 2001 год мы сообщали о том, что готовится к изданию собрание сочинений Андрея Товмасяна. Товмасян - не только музыкант и поэт, но и литератор. За те годы, что он был оторван от музыки, он написал очень много и поэзии, и прозы - документальной и художественной.
Собрание сочинений действительно готовилось - и продолжает готовиться. Однако в последние полгода в судьбе будущей книги произошли перемены: внезапно ушел из жизни ее редактор, первопроходец джазовой темы в FIDO и Интернете Ефим Ликстанов (см. "Полный джаз" #32-2001). Сейчас книгой занимается другой московский джазовый энтузиаст - Рафаэль Аваков.
Андрей Товмасян предоставил журналу "Полный джаз" право на публикацию нескольких отрывков из третьего тома будущей книги, которая будет включать воспоминания музыканта. Предоставленные нам отрывки охватывают все периоды жизни Товмасяна - детство, юность, становление музыканта и его первую славу, тюремное заключение в середине 60-х и работу на московской джазовой сцене в 60-70-е годы, болезнь и медленное возвращение к жизни.
Сегодня мы публикуем пятый фрагмент (первый см. в #14, второй - в #15, третий - в #16 и четвертый -в #17-18).
Андрей Товмасян просил нас сообщить читателям, что книга уже практически готова, и он будет крайне признателен, если кто-то найдет возможным помочь с ее публикацией. Со своей стороны мы присоединяемся к этой просьбе: книга написана крайне индивидуальным, свойственным одному только ее автору языком и представляет собой уникальный документ одной из самых необычных судеб в музыке. Она заслуживает того, чтобы быть напечатанной...>>>>
А в это время
за бугром...
Джо ЛованоВ Нью-Йорке началась запись альбома новой джазовой "супергруппы", названной просто "О". В ее состав входят саксофонист Джо Ловано, гитарист Джон Скофилд, басист Дэйв Холланд и барабанщик Ал Фостер. Все четверо уже играли вместе в ходе европейского турне два года назад. Сразу после выхода альбома (он записывается для Blue Note) "O" отправится на гастроли в Азию и примет участие в фестивале в швейцарском Монтре (17 июля). 
Кстати, 22 апреля на Blue Note вышел очередной сольный альбом Джо Ловано - "Viva Caruso".

Ширли Хорн с докторским дипломом11 мая в Бостоне прошла очередная церемония выпуска студентов, завершивших четырехлетний курс образования в знаменитом музыкальном колледже Беркли - одном из самых известных в мире американских джазовых учебных заведений. К 662 выпускникам обратились два свежеиспеченных почетных доктора Беркли - суперуспешный продюсер Дэвид Фостер (14-кратный лауреат "Грэмми", продюсер знаменитого дуэта Ната "Кинга" Коула и его дочери Натали Коул "Unforgettable") и джазовая вокалистка Ширли Хорн, также лауреат "Грэмми".

7 мая в Лондоне разразилась война предложений на покупку... джазового радио. Рекордные цифры слушательского интереса к крупнейшей джазовой радиостанции Великобритании, JazzFM, обслуживающей лондонский мегаполис и северо-западную Англию, вызвали интерес инвесторов к покупке значительных долей акций этой станции. Британская частная компания Guardian Media Group Plc заявила, что готова заплатить 41 миллион фунтов стерлингов (60 млн. долл.) за 50,5% акций радиостанции. Этот составляет примерно 180 пенсов за акцию. Однако крупнейший инвестор JazzFM, американский гигант радиорынка Clear Channel International Ltd, заявил, что, если в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявки Guardian Media Group Plc поступит более впечатляющее предложение (в качестве ориентира американцы назвали 220 пенсов за акцию), то акции получит тот, кто предложит больше. Объединенная компания исследования радиоаудитории Великобритании (RAJAR) заявила, что за год аудитория JazzFM выросла более чем на 48 процентов и в принятых в Англии единицах измерения составляет сейчас 6,7 миллионов слушательских часов в неделю. Таким образом, заявленная американскими владельцами цена в 7,5 фунтов за слушательский час вполне реальна - в последние дни в Британии случались продажи радиостанций и по 10 фунтов за слушательский час. Дело в том, что 7 мая в стране был обнародован Билль о Связи, значительно либерализировавший вопросы собственности в британских масс-медиа; аналитики ожидают волну передела собственности на радиорынке в этой связи.
Новые альбомы
В продаже 
с 14 мая (США)
  • Brooks, Cecil: Live at Sweet Basil, Vol.2, Savant 2039 
  • Earland, Charles: Charles Earland in Concert, Prestige 24267 
  • Heller, Skip: Career Suicide: The Essential Skip Heller 1994-200, Dionysus 123397 
  • McDuff, Jack: Concert McDuff Recorded Live! - переиздание, Prestige 24270 
  • Miller, Glenn [1]: Essential Glenn Miller: Best of Army & Civilian Ba, Metro 7005 
  • Montgomery, Buddy: Mastersounds, Fantasy 24770 
  • Phillips, Mike [2]: You Have Reached Mike Phillips, Sony 86009 
  • Reid, Irene: One Monkey Don't Stop No Show, Savant 2028 
  • Scales, Ricardo: Next Step, Bay Sound 1012 
  • Souza, Luciana: Brazilian Duos, Sunnyside 1100 
  • Tjader, Cal: Our Blues, Fantasy 24771 
  • Turrentine, Stanley: On a Misty Night, Fantasy 24769 
  • Various Artists: Spinning Wheel of Jazz, Vol.2, Groove Attack 1009 
  • Winter, Kitty: Feel It, Groove Attack 1016 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы: Елена Насонова,
Андрей Товмасян,
Армен Манукян,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
Reuters,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Петр Ганнушкин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service