ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 19
2002

Jazz Appreciation Month в Армении: два взгляда
1.Взгляд очевидца

Ховард Мэндел, Армен МанукянВесь апрель Ереван бурлил - в городе начался "Jazz Appreciation Month". Сразу же, хочется отметить очень любопытный факт - подобный месячник в странах СНГ Госдепартамент США проводил впервые и в качестве пробной "площадки" выбрал Армению (а также Украину и Казахстан - ред.). В ходе прекрасно организованного (за что безусловно, надо сказать спасибо сотрудникам Посольства США) месячника любители джаза имели возможность слушать лекции по истории джаза, посещать концерты джазовой музыки, общаться с американскими музыкантами, и главное - с крупнейшим теоретиком джаза Ховардом Мэнделом. Чтобы не говорили, но основным событием этого месяца может и должен считаться именно его визит. Ведущий джазовый критик мира, президент международной Ассоциации джазовых журналистов, радиоведущий, пропагандист и писатель оказался на деле очень простым, милым и общительным человеком. Он с большим энтузиазмом выступал перед студентами Института им. Брюсова, Ереванского Госуниверситета, консерватории, рассказывая о путях развития джаза, участвовал во многочисленных конкурсах, посвященных американской музыке и культуре (раздавая направо и налево книги о джазе, лазерные диски и другие информационные носители), более часа в прямом эфире "Радио Ардзаганк" отвечал на вопросы радиослушателей, и конечно, посетил все заведения в городе, где играют "живой" джаз (в качестве информации - в Ереване появилось еще одно такое место - бар новой гостиницы "Арарат": там играет джаз-трио, которое очень понравилось американскому гостю). Сразу из аэропорта мистер Мэндел буквально помчался в Дом камерной музыки, где проходил концерт трио Армена Донеляна (США); с большим удовольствием он посетил и концерт квартета "Чико энд Френдз" и пришел в восторг от услышанного. Он не пропустил практически ни одного музыкального мероприятия в течении своего визита. Улетая, пообещал наладить серьезные деловые и творческие контакты между всеми категориями джазовых обществ Америки и Армении. Обсудил он эту проблему и с официальными лицами Посольства, так что существует очень большая надежда, что скоро в Ереван хлынет поток видео-аудио и печатной продукции, посвященной джазу. 
Нельзя не упомянуть очень яркий концерт коллектива Левона Малхасяна, в котором сошлись ветераны армянского джаза и молодежь. Кстати, по энергии, бьющей через край на этом концерте, было достаточно трудно определить кто есть кто, в смысле возраста. Все правильно. Это и есть джаз! 
Очень ждали армянские любители музыки выступления "Послов джаза", трио Вирджиния Мэйхью - Эллисон Миллер - Гэри Уонг. Тут хочется остановиться подробнее. Месяц назад уже высказывалась мысль о том, что уровень представительства американского "Посольства джаза" явно падает. Согласитесь, что много лет тому назад, начав с Луи Армстронга, Бенни Гудмена и Диззи Гиллеспи, не стоило в начале ХХI века опускать эту планку так низко. Несмотря на более чем внушительный послужной список, участники трио не смогли показать ничего такого, чего бы не знали и не могли хозяева площадки. Не блеснули "Послы" ни филигранной техникой, ни особым звучанием, ни интересными задумками. Так, сыграли чего-то. Как сказал Ховард Мэндел, американские музыканты "были явно удивлены и поражены исполнительским уровнем армянских джазменов". Очевидно, что они совершили обычную ошибку гостей с Запада, считая, что культурный уровень Армении находится где-то между Зимбабве и другой Тьму-Тараканией. Думается, они получили хороший урок!
Ну, и наконец, о реакции ереванской публики на все это. Скорее всего, даже сами организаторы не надеялись на такой успех предприятия. Полные залы сопровождали все концерты местных музыкантов. Актовые залы институтов были забиты студентами, внимающих каждому слову лекторов. По окончании одной из лекций американского критика в среде студентов института иностранных языков тут же, на месте, родилась идея возродить некогда знаменитый джаз-клуб. Идея эта тут же получила моральное одобрение и обещание практической помощи со стороны Мэндела, а также активистов джаза местного значения. А теперь помножьте это все на постоянные разговоры о джазе в городе, резкое увеличение продаж кассет и дисков с джазовой музыкой (по сведениям, полученным от владельцев музыкальных магазинов), большое количество молодежи "попсового" возраста на джазовых событиях месячника - и вы получите полное представление о царившей в эти дни атмосфере. Джазовый дух буквально кипел!
К сожалению, все когда-нибудь кончается. Ереван прощается с джазом до очередного фестиваля, который, дай Бог, устроят добрые дяди. Нет, конечно, джаз будет звучать в двух-трех барах города, филофонисты-джазмены будут гордиться своими коллекциями, а молодежь, забытая и не принимаемая во внимание первыми, вторыми, а если немного подумать, то можно вспомнить и каких-нибудь третьих, опять попадет в сети рабиса (армянский вариант ресторанщины) и попсы и всякой прочей "би-и-п". Жаль, что достигнутое с трудом внимание может быть опять потеряно. Жаль!
"Jazz Appreciation Month" (или сокращенно JAM) - так называлось это мероприятие. Выйдя на улицу после очередного концерта армянских музыкантов, Ховард Мэндел высказал мысль, что эту аббревиатуру можно и следует раскрывать по другому - "Jazz Armenian Month". А что, можно. Так даже лучше. И правильнее.

Армен МанукянАрмен Манукян,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Ереване

 

2. Взгляд участника

Ховард Мэндел, Армен МанукянПривет из очень Восточной Европы! Я путешествую по поручению Госдепартамента США, отмечающего Месячник Восхищения Джазом. Хотя "Нью-Йорк Таймс" в середине апреля жаловалась на недостаток миссионерских усилий по пропаганде американской культуры, в действительности в природе все-таки есть несколько "специалистов по рассказам о джазе", вроде меня, которые весь апрель ездят по миру, читая лекции студентам, преподавателям, поклонникам джаза и широкой публике в тех местах, где наша культура не присутствует или присутствует только в том виде, что разносят по миру коммерческие фирмы, или же в том, в каком из возможных и невозможных источников ее выкапывает голодный до культуры местный интеллектуальный класс, нескольких замечательных представителей которого я повстречал в этой поездке.
В Ереване, Армения, я подружился с джазовым радиоведущим, членом московского отделения Ассоциации джазовых журналистов Арменом Манукяном, а также с отличным джазовым барабанщиком Арменом "Чико" Тутунджяном (написание Мэндела - ред.), пианистом Левоном Малхасяном и Арменом Донеляном, пианистом, профессором нью-йоркского Университета Новой Школы, который преподает в Ереванской консерватории за счет гранта, полученного от фонда Фулбрайта. Я слушал Донеляна (который имеет смешанные турецко-армянско-сирийские корни) в трио и сольно - это были выдающиеся, изысканные выступления. Слушал также Чико и его друзей (в том числе превосходного вибрафониста Тиграна Пештмаджяна) и три местных фортепианных трио, играющих исключительно репертуар Оскара Питерсона - Билла Эванса. Сам я показывал своим слушателям видеоклипы с Ньюпортского фестиваля (Джордж Бенсон, "Манхэттен Трансфер", Рейчел Феррелл и Medeski Martin & Wood пользовались особым успехом). Я также ставил студентам консерватории музыку Prime Time Орнетта Коулмэна (редкие, неопубликованные записи с концерта в Хартфорде 1988 г.) и сольные записи Сесила Тейлора - это было слишком сложно для большинства студентов, но они слушали с большим желанием услышать.
Интересны впечатления от занятий в классе ансамбля, который Донелян вел в консерватории. Студенческий ансамбль - вокалисты, трубач, два тенориста и ритм-секция - быстро выучили "Maiden Voyage", потом три модальные гаммы, потом солировали с переменными, но многообещающими результатами.
В Армении есть широкое движение прогрессивных молодых музыкантов, которые соединяют свою национальную музыку (и фольклор, и композиторские работы Комитаса и Хачатуряна) и джазовые структуры. Больше всего известен руководимый перкуссионистом Арто Тунчбояджяном "Ансамбль Военно-Морских Сил Армении" (его название - шутка: страна не имеет выхода к морю). Их CD продается в Америке, и это неплохое соединение разных влияний в своеобразный звук. Я слышал также независимо выпущенный CD группы под названием "Into", которую я могу определить как Арт-Ансамбль Армении (видимо, по аналогии с Арт-Ансамблем Чикаго - ред.). 
По просьбе сотрудников американского посольства в Армении я пытался в своих лекциях использовать фрагменты сериала "Джаз" Кена Бернса, но быстро пришел в ярость от того, как в нем были изрезаны съемки великих выступлений Паркера, Колтрейна и т.д. Кроме того, сериал содержит постоянные критические и пояснительные комментарии экспертов, которые для моей аудитории не так хорошо переводили.
Помимо Еревана, я читал лекции в двух других городах - Ванадзоре, который все еще не может оправиться от разрушительных последствий землетрясения 1988 года, и Гюмри, где преподаватели консерватории с жадностью слушали все, что бы я им ни рассказывал. Как обычно, тексты песен, которые я показывал на видео (Луи Армстронг, Билли Холидей с Беном Уэбстером и Лестером Янгом), мало кто понимал, но у меня был хороший переводчик, и это сильно помогало.
Потом я отправился в Киев. Первым я встретил там Алексея Когана, который ведет джазовые программы на радио каждый день и занимается также ведением концертов (хотя и жалуется, что в Киеве нет постоянного джазового клуба). Коган много работал над установлением прямых контактов с американскими лейблами и музыкантами, и в результате он очень хорошо информирован. На тот момент, когда я это писал, мне больше нечего было рассказать о Киеве - надеюсь, что смогу пополнить эти заметки по возвращению в США.

Ховард Мэндел, 
президент Ассоциации джазовых журналистов

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service