ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 20 (164) - 22 мая 2002 г.
Оглавление выпуска:
Слово 
к читателям
Кирилл МошковНу, ей-Богу, джаз в России есть. Стоило столько лет строить "Джаз.Ру" (первая запись в архиве нашей гостевой книги датирована началом декабря 1997 г.), чтобы прийти к такому выводу, а? Нет, правда! По работе сейчас переписываюсь, готовя некие совместные проекты, с единственным джазовым журналистом в Гонконге. Поскольку Гонконг теперь - часть Китайской Народной Республики, Джейсон Ли, похоже, является и единственным джазовым журналистом во всем этом государстве (население - 1.300.000.000 человек, экономическая мощь готова подмять весь мир, товарами завалены все континенты). Он с грустью рассказывает, что при организации джазовых концертов в континентальном Китае местные менеджеры спрашивают его только, есть ли в ансамбле певица и сексуально ли она выглядит, и что в Гонконге с его мощной банковской отраслью, университетами и прочей цивилизацией есть всего одно (ОДНО!) импровизационное трио, которое не играет стандартов с триольным ритмом, а пытается искать какие-то не слишком хоженные (по крайне мере, на их родине) пути.
Поневоле раздуваешься от гордости за свое высокодуховное отечество с его богатейшей (для страны, только 11 лет назад робко выглянувшей из ржавых дыр железного занавеса!) джазовой жизни. Живем не зря, честное слово.

Редактор

Как это было
в Москве
21 мая в Московском Дворце молодежи открылся IV международный фестиваль "Богема Джазз". Как и планировалось, в этом году фестиваль посвящен неамериканскому джазу, и первый концерт полностью соответствовал заявленной "европоцентристской" тематике.
МАтвей Ганапольский и Андрей ФеофановВ первой части концерта, наполовину занятой торжественным открытием с ведущим "Эха Москвы" Матвеем Ганапольским, генеральным продюсером фестиваля Андреем Феофановым (см. интервью в предыдущем номере), разрезанием ленточки и приветствиями разных значительных лиц, прозвучал небольшой (около получаса) сет Аркадия Шилклопера, сыгранный в трио с двумя живущими в Австрии музыкантами - венцем Георгом Брайншмидом на контрабасе и бразильцем Алегре Корреа на гитаре. 
Георг Брайншмид, Аркадий Шилклопер, Алегре КорреаЭто трио существует уже пару лет и даже выпустило отличный альбом на австрийском лейбле Quinton ("Mauve", 2001), четыре композиции с которого ("Bachiao", "Amigo de Infancia", "Presente to Moscow" и "Tema Nuovo") и были исполнены. Все четыре темы написаны Алегре Корреа, носят явный отпечаток характерного для бразильской мелодики оттенка светлой грусти по содержанию, а по форме являют собой изысканные образцы современного камерного джаза. Трио быстро завоевало симпатии публики - что естественно, потому что Шилклопер и так один из популярнейших в Москве импровизирующих музыкантов; Корреа с Брайншмидом каждый уже появлялись в столице, а их изысканное импровизационное мастерство, в котором прекрасная техника отнюдь не подавляет творческий элемент, говорит само за себя. Для тех, кто не был на концерте, мы предлагаем возможность прослушать одну из тем в том варианте, в котором она звучит на альбоме "Mauve"; только надо учитывать, что на концерте не было перкуссии и Алегре Корреа, следуя бразильскому стандарту, время от времени дублировал гитарную линию голосом.
Amigo de Infancia
Vienna Art OrchestraСразу вслед за трио на сцене появились главные герои вечера - Vienna Art Orchestra из Австрии.
Концерт венского супероркестра - часть их мирового турне, посвященного 25-летию оркестра. Турне длится уже три месяца; только что VAO выступал в Германии и Италии, а назавтра после концерта в Москве их уже ждала Варшава.
Сотрудничающий с оркестром в качестве "ассоциированного члена" Аркадий Шилклопер рассказал, что программа, с которой VAO приехал в Москву - "Art and Fun" - была подготовлена буквально за несколько дней (плюс несколько дней студийной работы над записью соответствующего альбома), но с самого первого дня концертов этого тура уровень игры коллектива был примерно таким же, что мы увидели в Москве. А уровень, надо сказать, был потрясающим. По всей видимости, то, что мы видели - это какой-то крайний предел развития оркестрового джаза. Тот уровень, на котором музыканты отыгрывают редкой сложности аранжировки, не просто поражает - подавляет. А аранжировки не просто сложны: они как будто специально созданы для иллюстрации тезиса о том, что "возможности человека безграничны". Сложные размеры, плотные гармонии, едва просчитываемое, но несомненно неразрывное взаимодействие между группами оркестра... По всей видимости, дальнейшее развитие самой идеи оркестрового джаза - если оно вообще возможно - окончательно уйдет в спортивно-акробатическую сторону: кто отыграет больше нот в более сложном размере более сложным составом инструментов более четко. Vienna Art Orchestra уже и так почти перешагивает через последние барьеры, отделяющие джазовый концерт от спортивного состязания, и от впечатления массового забега в ширину на время хорошо организованной многочисленной группы музыкантов спасает только то, что за игрой большинства этих европейских чемпионов все-таки стоит что-то намного большее, чем просто техника.
Матиас РюэггСостав оркестра широк: два барабанщика, два басиста (акустический и электрический), два гитариста, четыре трубача, четыре тромбониста, пять саксофонистов и вокалистка - итого 22 человека на сцене, плюс сам лидер, Матиас Рюэгг (во всей рекламной продукции оркестра его имя принципиально пишется как матиас рюэгг - то ли это проявление большой личной скромности, то ли - того художественного метода, который свойствен тому, что делает оркестр, и о котором ниже), плюс на разных концертах "ассоциированные члены" (в Москве 21 мая им был Аркадий Шилклопер).
Ритм-секция оркестраС большинством музыкантов оркестра мы имели возможность познакомиться не только как с блестящими оркестровыми инструменталистами, но и как с солистами, в массе своей - первоклассными, причем зачастую на нескольких инструментах. Вообще мультиинструментализм в оркестре развит: так, гитарист Алегре Корреа время от времени садится за большой набор перкуссивных инструментах и становится третьим барабанщиком оркестра, Хервиг Градишниг играет на бас-кларнете, баритон-, тенор- и сопрано-саксофонах, а Клаус Дикбауэр к такому же набору добавляет еще альт-саксофон, флейту и пикколо-флейту. 
Адриан МеарсЕсть и совсем экзотические сочетания: Адриан Меарс (ныне житель Австрии, а вообще урожденный австралиец, в бытность таковым именовавшийся Эдриан Миэрс) сыграл отличное соло на тромбоне и интересный эпизод на австралийской деревянной дудке диджериду, а Эд Партыка, родом из Чикаго (лидер еще одного венского биг-бэнда - Concert Jazz Orchestra Vienna, где у него работает часть коллег по VAO), сочетает одинаково великолепную фразировку на двух духовых инструментах нижнего регистра - бас-тромбоне и тубе.
Теперь о творческом методе. В том, что, по крайней мере, касается привезенной в Москву программы "Art and Fun" - это, безусловно, постмодернизм, метод, породивший искусство диджеев и Квентина Тарантино, метод бесконечного потока цитат и отрывков из чужих произведений, в сумме превращающихся не в набор обрывков, а в новую сущность, объединенную, как правило, рациональным и ироничным подходом автора. 
Анна ЛаверньякКаждое из произведений Матиаса Рюэгга, представленных в программе, представляет собой не просто тему с набором соло, а целый конгломерат тем, быстро меняющихся ритмических структур, аранжировочных приемов - причем очень узнаваемых приемов. Вот кусочек танго, причем сыгранный с берущим за душу надрывом; вот смачный, подмывающий пуститься в пляс фанк; вот сложный, с "навороченными" гармоническими комплексами джаз-рок а-ля "Махавишну" 70-х; вот длинное и честное саксофонное соло, во время которого оркестр ведет себя как типичный джазовый биг-бэнд, который как будто бы не знает никакого другого музыкального языка, кроме пост-бопа; вот что-то псевдо-тибетско-восточно-"всемирное", эдакая world-вампука, в которой духовики вдруг превращаются в хор шаблонных голливудско-тибетских монахов, угрожающе тянущих "ом", а вокалистка Анна Лаверньяк, весь концерт скромно пропевавшая инструментальный голос наравне с саксофонами, вдруг выдает эдакое этно-рыдание а-ля Мари Бойне...
Аркадий Шилклопер в оркестреОтдельного упоминания заслуживают "вставные" эпизоды: вот весь оркестр покидает сцену, и в синем свете трубач Томас Ганш (участник и лидер многочисленных побочных проектов, включая группу с многозначительным названием Gansh'n'Roses) и контрабасист Георг Брайншмид (смычком) играют дуэт, сначала уморительно серьезный, а потом просто уморительный. Или же с ритм-секцией на сцене остается только валторнист Аркадий Шилклопер и играет многоквадратный свирепый блюз, поглядывая на Рюэгга, который не спешит давать сигнал к окончанию соло. Или Анна Лаверньяк опускается на колени возле Меарса, взявшего в руки диджериду, и вдвоем они выдают почти аутентичный этнический эпизод - только непонятно, какого народа...
Матиас дирижирует в гуще оркестраКстати, о сигналах Рюэгга. Его манера управления оркестром достойна еще одного отдельного упоминания. Он практически не стоит перед оркестром в классической дирижерской стойке: он то и дело исчезает за кулисами, и тогда оркестр катится по накатанной колее, как хорошо смазанный, разогретый и по брови загруженный углем и залитый кипятком паровоз; затем Матиас появляется, но не перед оркестром, а сбоку, подавая незаметные знаки музыкантам или просто глядя на них; потом входит в самую гущу оркестрантов и делает несколько скупых, но очень выразительных жестов, которыми, кажется, определяет не только конец соло и начало эпизода tutti, но и весь дальнейший ход пьесы.
Из выдающихся солистов оркестра осталось упомянуть, пожалуй, троих. Первый - это тромбонист Кристиан Мутшпиль. Вне оркестра он в основном работает в направлении слияния джаза и академической музыки, в том числе как композитор и дирижер, а также как лидер собственного коллектива Octet Ost; его соло в оркестре исполнены мудрости и глубины, позволяющими поставить его в число безусловно лучших тромбонистов Европы. 
Харри СокальСаксофонист Харри Сокаль - один из ведущих саксофонистов Австрии и один из ветеранов оркестра: в отличие от большинства музыкантов VAO, пришедших в коллектив в 90-е годы, Сокаль в составе с 1977 года, то есть с самого начала. Он играет на флейте и теноре, но главный его инструмент - сопрано-саксофон, на котором он обладает волнующим, странно "плывущим" и временами очень острым тембром.
Энди ШеррерИ, наконец, самый старший член оркестра - тенорист Энди Шеррер. Он швейцарец (как и лидер оркестра Матиас Рюэгг), живет в Базеле, в состав VAO входит с 1991 года. Ему 56, он преподает в одной из сильнейших европейских джазовых школ - Swiss Jazz School Bern, записывался со Слайдом Хэмптоном и Гэри Бертоном. Мало кто знает, что он не только отличный пост-боповый саксофонист, но и пианист, который много выступает как аккомпаниатор европейских джазовых и эстрадных певцов.
видеошоу оркестраОтдельно следует поговорить о свете и звуке. Свет в шоу VAO играет немаловажную роль, и надо признать, что световое шоу во время их концерта в МДМ было, пожалуй, одним из самых органичных и эстетически значимых у джазовых коллективов, виденных в столице (светорежиссер Ханс Духан). Звук на фестивале ставит московская компания "OK", и установленную ими в МДМ звуковую систему следует признать весьма удачной. При том, что венский оркестр имел очень мало времени на настройку звука (их рейс прибыл в Шереметьево буквально за три часа до запланированного начала концерта, и, чтобы успеть, музыкантов везли по Москве с мигалками), в целом звук для такого сложного коллектива, с таким количеством постоянно меняющихся тембровых красок, был очень разборчивым, ясным и в то же время мощным. Может быть, только барабаны хотелось бы слышать чуть более четко, но, возможно, такова концепция звукорежиссера ансамбля (Ронни "Биг Дэдди" Матки).
Вот несколько примеров из студийного альбома, которые дают некоторое представление о том, как звучит оркестр и на концерте:
Art & Funavailable in Real Audio - click and listen
Art Is Goneavailable in Real Audio - click and listen
Art To Dance
available in Real Audio - click and listen
Валентина Пономарева и Матиас Рюэгг после концертаФестиваль продолжается. В четверг на сцену МДМ выходит долгожданный квартет Яна Гарбарека, члены которого на момент написания этого отчета уже прилетели в Москву. В пятницу, 25-го, "Богема Джазз" перемещается в Центральный Дом кинематографистов на Васильевскую улицу; в этот день там будет российско-бразильский проект пианиста Андрея Кондакова при участии таких звезд, как трубач Клаудио Родити и гитарист Пол Болленбэк. В субботу там же состоится последний концерт фестиваля, на котором певица Валентина Пономарева представит своих друзей - выдающегося одесского мастера фортепианной импровизации Юрия Кузнецова, квартет живущего в Ирландии скрипача Олега Пономарева и других.
Говорите,
Вас слушают
Джон МедескиСегодня мы слушаем одного из самых, не побоимся этого слова, модных импровизирующих музыкантов в мире - один из немногих, кого уж по крайней мере читателям "Полного джаза" долго и таинственно представлять не нужно. Это - органист трио Medeski Martin & Wood Джон Медески...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Виктор Бэйли24-26 июня в Новокузнецке состоится XVII международный джазовый фестиваль "Джаз у Старой крепости". В нем примут участие новокузнецкие артисты - президент проводящего фестиваль новокузнецкого джаз-клуба "Геликон", пианист Анатолий Берестов в дуэте с певицей Ольгой Юшковой, а также гости: квартет саксофониста Игоря Бутмана (Москва) с участием Антона Баронина (фортепиано), Виталия Соломонова (контрабас) и Эдуарда Зизака (барабаны); Анатолий Кролл и его новый ансамбль "Мы из джаза" (Анатолий Кролл - фортепиано, Антон Румянцев - тенор-саксофон, Андрей Дудченко - контрабас, Петр Ившин - барабаны); петербургский мультиинструменталист Давид Голощекин в сопровождении своих новосибирских друзей и группа легендарного джаз-рокового бас-гитариста Виктора Бэйли (США), бывшего участника Weather Report, Steps Ahead и Zawinul Syndicate Джо Завинула.
Чтение
Андрей Товмасян (слева) и Ефим ЛикстановМы продолжаем публикацию уникального материала - "Воспоминаний" Андрея Товмасяна.
"Полный джаз" уже не раз обращался к великой и трагической фигуре одного из самых интересных советских джазовых музыкантов 60-70-х гг. - трубача Андрея Товмасяна. Став одним из лучших в те десятилетия, Товмасян из-за тяжелого заболевания впоследствии на долгие годы исчез из музыки, затворившись в своей квартире. Ходили даже слухи, что он ушел из жизни. И вдруг он возник снова: лечение дало результат, и теперь он снова может жить в обществе, пусть и не так активно, как и раньше. Узкий круг счастливчиков в этом сезоне уже был свидетелем появления легендарного музыканта на сцене "Джаз-арт клуба" с трубой в руках... Можно надеяться, что пример Тома Харрелла, многие годы выступающего и записывающегося, мужественно преодолевая похожие проблемы, не будет единственным.
В #35 за 1999 г. мы воспроизвели публикацию недолго просуществовавшего журнала "Джаз" (1989-1990), посвященную музыке и поэзии Андрея Товмасяна. На сервере "Джаз в России" в разделе "Библиотека" можно прочитать интересное эссе о Товмасяне-музыканте, написанное замечательным джазовым преподавателем Олегом Степурко. Наконец, в #23 за прошлый, 2001 год мы сообщали о том, что готовится к изданию собрание сочинений Андрея Товмасяна. Товмасян - не только музыкант и поэт, но и литератор. За те годы, что он был оторван от музыки, он написал очень много и поэзии, и прозы - документальной и художественной.
Собрание сочинений действительно готовилось - и продолжает готовиться. Однако в последние полгода в судьбе будущей книги произошли перемены: внезапно ушел из жизни ее редактор, первопроходец джазовой темы в FIDO и Интернете Ефим Ликстанов (см. "Полный джаз" #32-2001). Сейчас книгой занимается другой московский джазовый энтузиаст - Рафаэль Аваков.
Андрей Товмасян предоставил журналу "Полный джаз" право на публикацию нескольких отрывков из третьего тома будущей книги, которая будет включать воспоминания музыканта. Предоставленные нам отрывки охватывают все периоды жизни Товмасяна - детство, юность, становление музыканта и его первую славу, тюремное заключение в середине 60-х и работу на московской джазовой сцене в 60-70-е годы, болезнь и медленное возвращение к жизни.
Сегодня мы публикуем шестой фрагмент (первый см. в #14, второй - в #15, третий - в #16, четвертый -в #17-18 и пятый - в #19).
Андрей Товмасян просил нас сообщить читателям, что книга уже практически готова, и он будет крайне признателен, если кто-то найдет возможным помочь с ее публикацией. Со своей стороны мы присоединяемся к этой просьбе: книга написана крайне индивидуальным, свойственным одному только ее автору языком и представляет собой уникальный документ одной из самых необычных судеб в музыке. Она заслуживает того, чтобы быть напечатанной...>>>>
А в это время
за бугром...
Уинтон Марсалис в новой студии21 мая в Вашингтоне состоялась презентация нового радиопроекта - XM Satellite Radio, который предается в цифровом формате непосредственно со спутника. Сигнал новой станции могут слушать только платные подписчики (надо заметить, что услуга эта стоит довольно скромно - менее 15 долларов в месяц), зато состоит он из более чем 100 тематических каналов и передается в формате surround sound. Среди планов новой станции - широкая программа живых концертов в прямом эфире, которые будут проводиться в специально построенной для этого студии. На открытии этой студии 21 мая в прямом эфире играл трубач Уинтон Марсалис.

Всю вторую половину апреля в Эстонии проходил крупнейший джаз-фестиваль стран Балтии - Jazzkaar. В прошлые годы мы регулярно анонсировали этот фестиваль, но никогда не публиковали с него репортажей - просто потому, что овсы нынче дороги, в Эстонию не слетаешь уже просто так, да и виза нужна. Но вот впервые нам удалось получить подробный отчет об очередном "Яззкаар'е", и мы незамедлительно доводим его до сведения наших читателей...>>>>
Новые альбомы
В продаже 
с 21 мая (США)
  • Aguabella, Francisco: Cubacan, Cubop 38 
  • Allen, Henry "Red": 1929-1930, JSP 3403 
  • Arioli, Susie: Pennies from Heaven, Justin Time 181 
  • Art Ensemble of Chicago: Rarum, Vol. 6: Selected Recordings, ECM 014196 
  • Austin, Patti: For Ella, Playboy Jazz 7503 
  • Burton, Gary: Rarum, Vol. 4: Selected Recordings, ECM 014195 
  • Coltrane, Alice: Universal Consciousness - переиздание, Universal 589514 
  • Down to the Bone: Crazy Vibes and Things, Universal 589609 
  • Ellington, Duke: 1969: All-Star White House Tribute, Blue Note 35249 
  • Frisell, Bill: Rarum, Vol. 5: Selected Recordings, ECM 014198 
  • Garbarek, Jan: Rarum, Vol. 2: Selected Recordings, ECM 014165 
  • Gillespie, Dizzy: Bebop Professor, RCA 63925 
  • Gillespie, Dizzy: Odyssey: 1945-1952, Savoy Jazz 17109 
  • Gray, Glen: Smoke Rings - переиздание, ASV/Living Era 5382 
  • Harris, Eddie: Goes to the Movies/Mighty Like a Rose, Collectables 7276 
  • Henderson, Eddie: Sunburst - переиздание, Blue Note 38698 
  • Holmes, Richard "Groove": Comin' on Home - переиздание, Blue Note 38701 
  • Humphrey, Bobbi: Satin Doll - переиздание, Blue Note 38700 
  • Jarrett, Keith: Rarum, Vol. 1: Selected Recordings, ECM 014168 
  • Lateef, Yusef: Contemplation - переиздание, Collectables 7175 
  • Lee, Julia: Kansas City's First Lady of the Blues, JSP 3405 
  • Loeb, Chuck: All There Is, Shanachie 5090 
  • McDuff, Jack: Moon Rappin' - переиздание, Blue Note 38697 
  • McGriff, Jimmy: Worm - переиздание, Blue Note 38699 
  • McPherson, Charles: Port Authority, Naxos 22431 
  • McRae, Carmen: Birds of a Feather [Special Packaging], Universal 589515 
  • Miller, Glenn: Essential Glenn Miller: Best of Army & Civilian Ba, Metro 7005 
  • Norvo, Red: Modern Red Norvo, Savoy Jazz 17113 
  • ODay, Anita: Incomparable! Anita O'Day - переиздание, Universal 589516 
  • Parker, Charlie: Best of the Complete Live Performances on Savoy, Savoy Jazz 17112 
  • Parker, William: Raining on the Moon, Thirsty Ear 57119 
  • Rivers, Sam: Waves - переиздание, Tomato Music 2030 
  • Rollini, Adrian: Tap Room Swing, ASV/Living Era 5424 
  • Rypdal, Terje: Rarum, Vol. 7: Selected Recordings, ECM 014201 
  • Saft, Jamie: Breadcrumb Sins, Tzadik 7162 
  • Scales, Ricardo: Next Step, Bay Sound 1012 
  • Shorter, Wayne: Second Genesis - переиздание, Collectables 7174 
  • Shorter, Wayne: Footprints Live!, Universal 589679 
  • Smith, Keely: Absolutely the Best, Varese 061202 
  • Stenson, Bobo: Rarum, Vol. 8: Selected Recordings, ECM 014214 
  • Torme, Mel: Ole Torme: Mel Torme Goes South of the Border with, Universal 589517 
  • Various Artists: Rarum, Vol. 3: Selected Recordings, ECM 014200 
  • Various Artists: Big Band: Swingin' Through the Night, RCA 63929 
  • Various Artists: Jazz Chillout, Blue Note 37971 
  • Vaughan, Sarah: Divine One, ASV/Living Era 5423 
  • Waller, Fats: At the Piano, RCA 63926 
  • World Saxophone Quartet: Steppenwolf, Justin Time 128

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы: Мати Брауэр,
Андрей Товмасян,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
Associated Press,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Иван Шокин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service