ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 21
2002

Баку: джазовый фестиваль без хэдлайнеров и афроамериканцев
Итак, то, чего мы так ждали, свершилось. Наконец-то в Баку - международный джазовый фестиваль, которого не было 14 лет, с 1988 года. 8-14 апреля в столице Азербайджана прошел Первый Каспийский фестиваль джаза и блюза, который представила американская организация American Voices.
Но оправдал ли он ожидания? 
Не ищите однозначного ответа. Все очень просто: и да, и нет. В значительной степени ДА - для той части публики, которые еще не слушали корифеев джаза. И в значительной степени НЕТ - для тех, которые предъявляют к музыкантам очень высокие требования. Так что эти заметки, как и Фестиваль, получатся противоречивыми. Хотел бы также заметить, что все упреки в субъективности в адрес автора будут в высшей степени уместны, как уместно и совершенно разное восприятие джаза, да и вообще музыки, у разных людей. 
Сначала о заголовке. Кроме уже весьма немолодого маэстро Тутса Тилеманса, среди участников нет ни одного хэдлайнера, ни одной крупной международной звезды. Впрочем, это и понятно. Вряд ли при достаточно ограниченном бюджете фестиваля и сжатых сроках, отведенных на его подготовку, удалось бы заполучить в гости звезд первой величины. Так что с хэдлайнерами на нашем фестивале был напряг. Далее, насчет афроамериканцев (именно так, из соображений политкорректности): их, можно сказать, не было, а факт участия в фестивале всего лишь двух певиц с темным цветом кожи (КоКо Йорк и Ким Привост) лишний раз доказывает, что нет правил без исключений. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, суббота, 13-ое (хорошо, что не пятница!), два часа дня. Приветствие организаторов Фестиваля, за которым на сцену Дворца Республики вышло немецкое трио саксофонистов "Sax'N'Hop". Грамотное и академичное исполнение - вот так я охарактеризовал бы их выступление. Такое же четкое, как хорошее немецкое пиво. А вот внутренней энергии, которая бы зажгла зал, и стержня, на который бы они нанизывали свои пассажи - вот этого не было. Возможно, еще и потому, что быть первыми всегда особенно трудно. За ними на сцену вышел состав "Бакустик Джаз" под управлением Салмана Гамбарова. Прекрасное и качественное исполнение. А обработки азербайджанской музыки прозвучали просто бесподобно. В этот момент уже не хотелось думать о том, кто и что делает, как играет - музыка просто растворила все и подчинила себе. Исполнением же гобоиста Алибабы Агаева я просто наслаждался. А после этого... После этого на сцене снова "Sax'N'Hop" - но уже с "Бакустик Джазом". И вот тут стало ясно, что к холодному немецкому пиву очень даже к месту горячий азербайджанский шашлык. Их совместное выступление лишний раз подтвердило, что для джазовых музыкантов границ, в том числе и национальных, не существует. 
А теперь небольшой комментарий уже не по порядку выступлений музыкантов - так как появлялись они в совершенно разных составах и в оба дня фестиваля. Но, предваряя дальнейший обзор, хотел бы заметить, что профессионализм и хорошая школа подавляющего большинства музыкантов не вызывают сомнения.
Итак, трио Майка Дель Ферро. Двое голландцев и японец из Швеции. Интересная программа "Bel Canto", прозвучавшая в первый день фестиваля, выступление на подыгрыше совместно с вокалисткой КоКо Йорк. В целом - очень достойный уровень. Не удивительно, если учесть хотя бы то, что Дель Ферро является штатным пианистом Тутса Тилеманса. Но особенно впечатлил контрабасист Ясухито Мори. Очень высокий уровень исполнительского мастерства, прекрасный и глубокий звук - что, в общем, и неудивительно, учитывая его послужной список. Да и барабанщик Себастьян Каптейн очень даже вписывался в состав. 
КоКо Йорк. Добротное, но не выдающееся исполнение. Конечно же, это не звезда мирового уровня, да и трудно было ожидать другого. Впрочем, повод упомянуть КоКо Йорк у нас еще будет. Просто отмечу, что она является профессором джазового отделения Роттердамской Консерватории, а в числе ее подопечных была также и живущая на Западе азербайджанская пианистка Амина Фигарова.
Амина Фигарова, наша соотечественница, со своим септетом. Судя по информации, почерпнутой из Интернета, это был не септет, а три дуэта, собранные вместе для выступления на фестивале, плюс калифорнийский флюгельгорнист Дмитрий Мэтени. Первый день - откровенная игра на публику, причем на неискушенную ее часть. Жесткий ритм, эффектные и стандартные, но без изюминки, ходы. Забивающий все и вся барабанщик Крис Стрик (так и напрашивается его сравнение с паровым молотом). Сыгравший внешне эффектно, но абсолютно неинтересно гитарист Билл Солли. А выступление певицы (именно певицы, а не вокалистки!) Ким Привост просто разочаровало. Слабый голос и довольно-таки стандартный вокал. Да и на следующий день этот состав ничем особым не запомнился. Да, уже без Привост и Солли, да, уже джаз... Неплохо отыграли свои партии флейтист Барт Плато и Дмитрий Мэтени. Грамотно, но без азарта и вдохновения сыграла контрабасистка Рут Дэйвис. Да и барабанщик Крис Стрик во второй день был поумеренней. Хорошая техника игры, скорострельность... Но в некоторые моменты ему опять не удавалось сдержать свой темперамент, и в результате барабаны снова забивали всех остальных музыкантов. Амина Фигарова... опять неинтересная, порой откровенно скучная игра. Самое интересное состоялось тогда, когда вместе с этим составом выступили "Sax'N'Hop". Ничего не скажешь, профессионалы.
Биг-бэнд ВВС США. В целом нормальное, на уровне хорошего университетского оркестра, выступление. Настоящий американский джаз. И опять - не хватающая звезд с неба певица. Да и гитарист был слабоват. Во время его корявых пассажей вспоминались советские времена, когда в загранпоездки вместе с творческими коллективами обязательно отправлялись офицеры КГБ, зачастую по документам проходившие как артисты второго состава. Все остальные музыканты были вполне нормальные профессионалы. 
О наших. О выступлении "Бакустик Джаз" было сказано выше. Теперь очередь остальных. Забегая вперед, скажу, что уровень выступления бакинцев был, как правило, ничуть не ниже, а порой и выше, чем у гостей. И фестиваль явился лишним свидетельством наличия в Баку неплохих джазовых традиций. Именно традиций, а не школы. О школе говорить пока что рановато.
Начнем с выступления ансамбля солистов Азербайджанского ТВ. Блестящее выступление. Все музыканты - профессионалы очень высокого уровня, прекрасно чувствующие и знающие классический джаз. А лидеры - пианист Эльдар Рзакулизаде и контрабасист Рауф Султанов - были просто великолепны, и слушать их было истинным наслаждением. Гитарист Рафик Велиметов продемонстрировал то, каким должен быть гитарист в джазе. Высокая техника игры, хороший вкус и понимание музыки, "правильный" тембр гитары, свойственный современным гитаристам типа Джона Скофилда - все это вкупе заставляет отметить его особо.
Детский вокальный ансамбль "Бяри Бах", в последний год получивший официальный статус внутри государственного джазового ансамбля "Гая", запомнился не по годам зрелым пониманием джаза - думается, что тут не последнюю роль сыграли мастер-классы КоКо Йорк. Правда, и школу они прошли очень даже неплохую - умалять заслуги Рауфа Бабаева ни в коей мере нельзя. Хотелось бы особо выделить Ульвию Рагимову. Свою сольную партию она отработала очень грамотно и со вкусом - так, как это и должно быть.
Имена саксофониста Раина Султанова и московского пианиста Вагифа Садыхова, которые выступили во второй день, достаточно хорошо знакомы бакинской публике, и останавливаться подробно на их выступлении я не буду. Скажу коротко: на том уровне, который от них ожидали.
А теперь главное, чем запомнился фестиваль. Второй день, дневной концерт. На сцене - молодые и совсем юные музыканты, принявшие участие в мастер-классах, проводимых гостями фестиваля. От души выложились школьники из школы им. Бюль Бюля. Хорошо было бы, чтобы это оказался для них не последний опыт выступлений и не последние мастер-классы. И было бы еще лучше, если бы мастер-классы проводились педагогами и музыкантами более высокого уровня, чем Ким Привост. Она, мягко говоря, переборщила, затащив детей на исполнение такой сложной вещи, как "Satin Doll". Так недолго и сломать их, навсегда отбив охоту исполнять джаз. Понравилось азартное, в охотку, выступление группы молодых саксофонистов.
А теперь о некоторых особо запомнившихся музыкантах. Два пианиста - Эмиль Мамедов и Руслан Агабабаев. Первый - с тяготением к азербайджанским ладам и с неплохим знанием классики, второй - наоборот. В выступлении Руслана было больше классики (в смысле джаза) и меньше фолка. Хорошо выступила и пианистка Нармин Эльясова с вдохновенным исполнением авторской композиции. И просто блестяще спела известнейшую "Mercedes Benz" вокалистка Алия Оруджева. 
Пора, наверное, подводить итоги. Что же дал нам фестиваль? Самое главное: молодое поколение бакинцев смогло, наконец, прикоснуться к необъятному миру джазовой музыки и вкусить удовольствие от профессиональной и свободной игры "вживую". И даже чисто коммерческое (или, если Вам так угодно, на публику) выступление Амины Фигаровой в первый день тоже должно сыграть свою роль. Просто явно было видно превосходство профессионализма над примитивизмом местной околомузыкальной (не хочется использовать слово МУЗЫКА для характеристики нашей попсы) тусовки. Для роста молодых музыкантов неоценимую роль сыграли мастер-классы - так что есть надежда, что фестиваль даст новый импульс развитию джаза в Баку. Хотелось бы также надеяться, что у джаза наконец появится и свой зритель - пусть вначале даже и не совсем искушенный. Как говорится, аппетит приходит во время еды.
Чего хотелось бы в будущем, причем не в столь отдаленном? Просто необходимо создание джазовых классов и студий - причем начинать надо со школы им. Бюль Бюля. И не только исполнение джаза, но и теория, история - все было бы уместно. Хотя бы с той точки зрения, что джаз - это явление мировой культуры, и профессиональный музыкант просто обязан быть знаком с этим направлением. А преподаватели у нас найдутся. Для этого надо пригласить тех музыкантов, которые выступали на фестивале - и они, я уверен, с удовольствием согласятся. А консерваторские дипломы - это, в данном случае, дело второе. Просто к преподаванию надо привлечь именно профессионалов.
Напоследок снова об организации фестиваля. Лично у меня сложилось впечатление, что ради экономии бюджета почти все музыканты были приглашены через одного агента (антрепренера). Да, наверное, так дешевле - но в результате фестиваль проиграл в разнообразии. Будем надеяться, что в будущем мы сможем увидеть на нашей сцене звезд мирового джаза. Ведь звезды балета и оперы к нам уже приезжают - так почему бы не организовать приезд в Баку и звезд джаза? Далее. Разве можно было объединять вместе джаз и блюз? Ведь в блюзе уже сказано ВСЕ, и эта тема, в принципе, закрыта. Ничего нового и интересного в блюзе сказать уже просто невозможно. (Напоминаем, что мнения и оценки авторов могут не совпадать с мнением редакции "Полного джаза" - ред.)
И еще. В зале, просто в зале, как самый обычный зритель, сидел соратник легенды нашего джаза Вагифа Мустафазаде - контрабасист Давид Койфман. Он и попал-то на фестиваль только потому, что кто-то из друзей организовал для него один билет. Мне кажется, что если бы организаторы фестиваля посоветовались бы с бакинскими джазменами, то такого не произошло бы. И, вообще говоря, такого музыканта, как Койфман, надо было бы чествовать на сцене Дворца Республики. Мы, как всегда, не уважаем самих себя и успешно разбазариваем то, что у нас есть.

Ровшан Сананоглу, Баку
Первая публикация: журнал "Шярги"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service