ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 23
2002

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Vienna Art Orchestra
-
"Art & Fun"

EmArcy/Universal, 2002

CD1 - 73:49
CD2 - 63:57

* * * * *

Впечатляющий двойной альбом отмечает 25-летие уникального Венского художественного оркестра и представляет собой не сборник, как можно было бы предположить, а самую что ни на есть оригинальную и свежую работу, причем из двух радикально разных частей.
Часть первая - это фиксация юбилейной концертной программы VAO, которую, кстати, оркестр в этом году показывал и в Москве. Стилистически VAO последних лет - это, так сказать, крайний предел развития искусства джазового биг-бэнда: неправдоподобно сложные, головоломные аранжировки, отыгрываемые оркестром с неправдоподобным искусством. Парадокс в том, что участники бэнда (в массе своей - австрийские, немецкие, швейцарские инструменталисты) - не просто грамотные, хорошо сыгранные и оттренированные оркестранты; большинство из них - весьма убедительные солисты-импровизаторы. Для тех, кто интересуется развитием искусства биг-бэнда, все это особенно интересно; остальные могут просто с удовольствием следить за развитием импровизаций и за хитроумной авторской и аранжировочной мыслью лидера оркестра Матиаса Рюэгга (весь первый диск - его авторские композиции, кропотливо собранные методом постмодернизма из сотен крохотных цитат и полуцитат, охватывающих все десятилетия развития искусства биг-бэндов в джазе). Интересно, что запись этого альбома делалась не в студии: в качестве студийного павильона было использовано помещение лучшего венского джаз-клуба "Porgy and Bess", которым также руководит Рюэгг.
Второй же диск - это альбом ремиксов, в которых гитарист оркестра Мартин Коллер выступает в роли ди-джея - и очень интересного ди-джея! Для анализа этой второй части нужен, видимо, отдельный специалист, понимающий природу и специфику ди-джейского творчества; во всяком случае - результат получился очень веселый, живой и вполне джазовый.


Kornstad Trio
-
"Space Available"

Jazzland Recordings, 2001

43:02

* * *

Зубастое, радикальное молодежное фри-джазовое трио из Норвегии. Все сделано точно-преточно в выбранном стиле: лидеру, саксофонисту Хокону Корнстаду, меньше 25 лет; альбом помещен в модный до отвращения диджипак из грубого упаковочного картона с нарочито дурно пропечатанными надписями; запись нарочито "самодельная", сделанная живьем на аналоговое двухканальное стерео, с как бы самопроизвольными гуляниями саксофона из канала в канал (временами раздражает, как и задумано); музыка содержит все полагающиеся кунштюки стиля - "гармолодию", атонализм, алеаторику и т.п., все на своем месте, все точно дозированно, сыгранно мастеровито, сильно, интенсивно... Но - скучно.
Увы, банальная истина: те, кто создал фри-джаз четыре с лишним десятилетия назад, всю его предполагавшуюся неслыханную свободу и исчерпали в течение считанных лет. Свободная импровизация пошла другими путями, тогда как "свободный джаз" окостенел, превратился в застывшую традицию, едва ли не более консервативную, чем диксиленд. Соблазн попытаться на этом пути переплюнуть старых мастеров - велик. Но вот только результаты, как правило, не впечатляют... Да, этот альбом - крепкое, мастерское воспроизведение канонов фри-джаза. Вот только каноны эти перестали быть творческим, поисковым авангардом лет тридцать назад.

Константин ВолковКонстантин Волков

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service