ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 24
2002

Финал сезона в Томске: Бутман снова с нами
К сожалению, время быстротечно, и в Томске вновь закончился очередной джазовый сезон.
В этом сезоне было не очень много джазовых встреч - всего пять концертов. Но все они были необыкновенно яркими, впечатляющими, проходили при полном аншлаге. Томские любители музыки с непередаваемым словами восторгом принимали российских и зарубежных гостей на сцене областного театра: это были Георгий Гаранян, Анна Бутурлина, Андрей Кондаков, Леон Пташка, американцы Дениз Перье и Пол Болленбэк. Вот далеко не полный перечень звезд джаза, посетивших наш славный город в этом сезоне. Каждый из них оставил частичку сердца и души в Томске, обещая вернуться вновь.
А шестого июня состоялась новая встреча с выдающимся российским и международным музыкантом, саксофонистом Игорем Бутманом. Без преувеличения можно сказать, что сорокалетний музыкант находится на вершине своего творческого таланта, является поистине символом и катализатором современного российского джаза. У Игоря всегда масса идей и планов, которые он с успехом воплощает. Бутман очень легок на подъем и может выступить одинаково вдохновенно и блестяще хоть перед американским президентом в Москве, хоть за тысячи километров от нее, в наших "Сибирских Афинах". И это тоже говорит о его таланте и серьезном отношении к своему творчеству. Он никогда и нигде не допускает какой-либо халтуры. 
Он уже неоднократно бывал в Томске, и его очень полюбили томичи. Мы запомнили его великолепное недавнее выступление в паре с великим российским актером Михаилом Казаковым в серии концертов, посвященных памяти Моисея Мучника в октябре прошлого года. Так получилось, что именно Бутман открыл сезон джаза в Томске, а теперь приехал, чтобы поставить заключительную точку до следующего сезона. 
Программа концерта была весьма разнообразна, включала как новые для томских слушателей авторские пьесы ("Египетские ночи", "Песнь пророчества" из новой совместной работы Игоря с Михаилом Казаковым "Играем Стриндберга"), так и уже знакомые "Бременские музыканты" и, конечно, "Ностальгия". Звучали темы и американских мастеров джаза (куда уж без вечной зелени!). 
Во время выступления Игорь был как всегда совершенно разным по темпераменту. Сливаясь со своим саксофоном в единое целое, он играл то в бешеном темпе, с невероятной стремительностью, выдавая взрывные пассажи в стиле Эдди "Локджо" Дэвиса... А уже в следующей пьесе выступал как тонкий лирик, с налетом романтики в духе Стэна Гетца... 
Концерт был интересен и тем, что, если в прежние выступления Игоря на сцене драмтеатра его партнерами были сибирские барабанщики, то теперь он приехал вместе со своим коллегой по биг-бэнду, барабанщиком Эдуардом Зизаком. В том, что это тоже виртуозный музыкант, убедились все, кто пришел на этот очередной замечательный концерт. Публика выражала бурный восторг по поводу каждого изысканного соло или удачного брейка Эдуарда. 
Сибирскую половину квартета представляли знакомый томичам замечательный новосибирский пианист Алексей Подымкин и наш неподражаемый и вездесущий Асхат Сайфуллин на контрабасе. 
Все четверо музыкантов оказались достойными партнерами в совместном музицировании, несмотря на близость звезды. Каждый старался показать в своих импровизациях что-то оригинальное, ранее неслыханное, и в то же время, не выпадая из общего настроя и темпа звучания всего ансамбля. А слушатель чувствовал себя настолько комфортно, купаясь в этом море звуков, что ему только оставалось подергивать плечами и притопывать ногой, ощущая "мурашки" по всему телу. Описать все это невозможно. Да и надо ли. Нужно просто ходить на концерты и слушать любимую музыку. 
И еще один сюрприз ожидал собравшихся. В двух пьесах к квартету присоединился молодой новосибирский альт-саксофонист Николай Панченко, студент 4 курса Новосибирской консерватории, оказавшийся случайно на концерте, как тот пресловутый рояль в кустах. То, что это нарождающийся новый талант, стало понятно с первых звуков его саксофона. Весьма энергично, темпераментно и безошибочно провел он свои соло и переклички с Игорем. Мне показалось в его манере игры что-то от Джекки Маклина. Публика просто впала в неописуемый восторг. И вообще, во время всего концерта собравшиеся в зале были не менее темпераментны в выражении своих чувств, чем находящиеся на сцене. Свист, овации, топот сопровождали все соло музыкантов и окончания пьес. А народ просто забил театр до отказа. И было не понятно: то ли публика истосковалась вообще по джазу (предыдущий концерт джаза был 25 марта), то ли по Бутману в частности. 
Как всегда, чтобы состоялось музыкальное событие, необходима помощь и поддержка добровольных помощников и спонсоров. На этот раз генеральным спонсором выступил томский "Газпромбанк", четко свою задачу выполнила авиакомпания "Сибирь", свою лепту внесли страховая компания "Коместра-Томь" и "Сибирский консалтинговый холдинг", а информационную поддержку оказали телекомпания ТВ-2, радио "Эхо Москвы", областные газеты "Красное знамя", "Томский вестник" и рекламное агентство "Тройка". 
И последнее, что я хочу сказать. Все самые значительные джазовые события на сцене нашего драмтеатра происходят только благодаря тому, что рядом с нами живет и действует поистине неутомимая личность - музыкант и продюсер Асхат Сайфуллин. Он словно проводит музыкальную воспитательную работу среди томичей, причем параллельно и без всякой помощи тех, кто такую работу должен вести по должности. Чиновникам от областной культуры это не нужно, неинтересно. Но томичам - интересно! И этот многолетний интерес не только доказывается каждым визитом, каждым джазовым концертом, организованным Асхатом, но укрепляется, развивается, требует новых и новых встреч. Асхату практически приходится продюсерствовать, жертвуя своей основной профессией музыканта. 
А подготовить и провести концерт, как известно, очень и очень непросто. Продюсер ведет переговоры с тем, чей талант он собирается представить на томской сцене. Понятно, что определенные условия должны соблюдать обе договаривающиеся стороны. И, главное, он должен быть уверен, что зал будет заполнен, что местные меломаны получат удовольствие от выступления очередной звезды. "Незвездных" концертов Асхат не устраивает: ни один концерт не был провальным, ни один не отменился по причине игнорирования зрителями. А ведь это, к сожалению, случается с другими жанрами и исполнителями на других концертных площадках города. Даже тот факт, что концерты проходят в главном храме искусств Томска, драматическом театре, говорит о полном доверии к продюсеру Сайфуллину. Асхат всегда добивается исполнения своих планов, прилагая невероятные, неизвестные широкой публике усилия. То, что он уникальный продюсер, каких поискать, признала и вождь областной культуры на страницах местной печати. Другое дело, что таких концертов крайне мало, но в этом вина не Асхата, а нынешнего положения дел в культуре, боязни выделить средства на "нечто оригинальное", но не приносящее мгновенный материальный доход. А о высокой культуре томских "афинян", ее глубоких корнях, традициях любят порассуждать с трибун и в печати - много и, в основном, бесплатно. Но, к счастью, нашу культуру, нашу истинную любовь к искусству, музыке, джазу, спасают и берегут не эти "трибунные" выступления, а беспокойные и неутомимые люди, как Асхат Сайфулллин. 

Валерий РыбаковВалерий Рыбаков,
Томск

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service