ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #7 (17) - 24 февраля 1999 г.
Слово к
читателям
Лайонел ХемптонНу, вот и наступило долгожданное 24 февраля! Почему долгожданное? А потому, что сегодня в Москве начался джазовый фестиваль Лайонела Хемптона. "Как в Москве?!", - воскликнет изумленный читатель. "А вот так!", - ответим мы. В Москве, да не в России. Фестиваль уже не в первый раз проходит в городе Москва, штат Айдахо. В программе фестиваля выступления почти трех десятков джазовых музыкантов. Как и в прошлом году, среди участников фестиваля есть и наши соотечественники: саксофонист Игорь Бутман и международный дуэт курского пианиста Леонида Винцкевича и эстонского саксофониста Лембита Саарсалу, выпустивший недавно новый альбом "I Love You" на фирме Boheme Music. В Москве сейчас находится и Кирилл Мошков - главный редактор журнала "Полный джаз". Его репортажи с фестиваля, скорее всего, появятся в следующем номере журнала.

Сегодня же проходит другое важное международное музыкальное событие - 41-ая церемония вручения премии Грэмми (см. "Полный джаз" #2). Тем, кому не терпится узнать, кто же стал лауреатом на этот раз, мы рекомендуем посмотреть трансляцию награждения в сети на официальном сервере мероприятия - 1999 GRAMMY Awards. Уже известно, что специальную техническую премию получит Георг Нейман - инженер, сконструировавший серию самых известных микрофонов.

Как это было
в Москве
Очередной концерт из цикла "Немое кино - говорящая музыка", о котором мы писали в #5, получил неожиданно широкий резонанс в московских художественно-богемных кругах. Возможно, за счет участия музыканта, широко известного вне джазового контекста (скрипача Алексея Айги); возможно, за счет экстраординарности использованного киноматериала. Во всяком случае, множество как онлайновых, так и бумажных изданий уже отметились своими материалами на эту тему. К нам поступил еще один текст на эту тему, написанный известным музыкальным журналистом Олегом Пшеничным. Хотя событие уже давно миновало, его точка зрения вполне заслуживает публикации...>>>>

"Супертрио"18 февраля в клубе "Форте" компания Boheme Music и Александр Ростоцкий представляли концертную программу "Супертрио" (так неофициально называется объединение бас-гитариста Ростоцкого, аккордеониста Владимира Данилина и гитариста Алексея Кузнецова). Почти двухчасовая программа трио, конечно, не целиком вошла на выходящий на "Богеме" CD "Once I Loved", тем более что в альбом входят еще записи квартета с Яковом Окунем и Эдуардом Зизаком. Да и альбом все еще находится на заводе. Так что это была именно презентация концертной программы, а не альбома. И тем не менее было очень интересно. Ну, во-первых, сам состав уникальный (много ли аккордеонистов в российском, да и в мировом, джазе?). Во-вторых, уж больно здорово играют.
Хорошо, что славящийся громким джаз-роковым звуком "Форте" на это раз звуком сильно порадовал: клубному звукорежиссеру Паше (каемся, не знаем фамилии) удалось выстроить как раз такую звуковую картинку, которая точно подходит к музыке трио. Низкий, но не давящий бас Ростоцкого с характерными хлопками и шлепками струн, певучий аккордеон Данилина и гитара Кузнецова, которая то энергично поддерживала ритмику трио (вообще, в этом коллективе за отсутствием барабанов каждый из инструментов вносит свою лепту в общую ритмическую вязь), то солировала блюзовым, чуть жестковатым звуком."Супертрио" Весьма интересные моменты - когда в динамически тихих вещах Алексей Кузнецов выключает звукосниматель своего толстого полуакустического инструмента, и гитара начинает звучать своим звуком, через специально подведенный к ней микрофон.
Репертуар трио достаточно широк и, как и на альбоме "Once I Loved", включает множество незаигранных, незамыленных тем. Например, открыт концерт был темой "Tricrotism", написанной Оскаром Петтифордом (тем самым, что у Дюка Эллингтона в 50-е гг. играл на пикколо-басе - виолончели с басовым строем). Да и сама заглавная тема альбома, на концерте сыгранная в точке "золотого сечения" первого отделения, хоть и написана Антониу Карлушем Жобимом, но к числу самых, как говорится, "запетых дроздами" произведений этого композитора не принадлежит.
В общем, в "Форте" был показан весьма интересный состав с отличным репертуаром, который, вполне вероятно, должен стать хитом ближайших фестивальных сезонов. И дай им Бог, чтоб так и было.

Говорите,
вас слушают
Развитие новых технологий и тенденции современной музыки позволяют по-новому взглянуть на творчество предыдущих поколений. Модное слово "ремикс" все чаще и чаще звучит не только в контексте молодежной культуры, но и в более серьезных жанрах. Одним из гениев работы со звуком можно смело назвать Билла Ласвелла. Басгитарист, продюсер, звукорежисcер и инициатор огромного числа проектов, в наибольшей степени обратил на себя внимание в прошлом году выпуском ремиксов Боба Марли и Майлса Девиса. Об этих альбомах и идет речь, в предлагаемом вашему вниманию интервью. >>>>
Москва - это вам
еще не все
Анатолий ШтефанецВ Турции в январе вышел компакт-диск проекта Black Sea Art Project - международного этно-джазового коллектива, объединившего музыкантов всех стран Черноморского бассейна (Турции, Болгарии, Грузии, России, Украины, Румынии и Молдавии). Диск посвящен памяти одного из участников проекта, турецкого трубача Эргуна Шенлендиричи, скончавшегося сразу после записи этого альбома. Проект возглавляет турецкий перкуссионист Окай Темиз (в составе есть и еще один турок - родной брат Окая, Акай Темиз, играющий на барабанах). Грузию представляет бас-гитарист Зураб Гагнидзе, Румынию - пианист Хари Тативян, Бологарию - кларнетист Иво Папазов. От Украины в состав Black Sea Art Project входит аккордеонист Нариман Умеров из Крыма (его для участия в проекте рекомендовал гитарист Энвер Измайлов). От Молдавии - Анатолий Штефанец (струнный альт), лидер известного в России ансамбля "Тригон". Россию представляет живущий в Мюнхене Александр "Фагот" Александров (экс-"Аквариум", "Звуки Му", участник "Три О" Сергея Летова). Вся эта компания в мае собирается на гастроли в Грецию, не исключено, что маршрут тура будет расширен.
Что намечается:
московские
анонсы
4 марта в Центральном Доме Литераторов (ул. Большая Никитская, д.53, м. Баррикадная) компания Boheme Music представляет концерт-презентацию возрожденного "Арсенала" во главе с Алексеем Козловым. В программе концерта прозвучат золотые хиты ансамбля и новые композиции. Начало в 19.00. Предварительный заказ билетов по телефонам 247-9895, 247-6287. >>>>

В марте насыщенную околоджазовую программу предлагает Центр искусств "Столица" ЦДХ. В ближайшее время ожидаются:

  • 4 марта состоится музыкальное действо "День журавля" с участием группы "Wa-On" (ансамбля японской музыки при Московской консерватории) и группы исполнителей на ударных инструментах под управлением Марка Пекарского;
  • 9 марта - творческий вечер артиста Театра на Таганке Александра Цуркана и саксофониста Сергея Летова;
  • Аркадий Шилклопер10 марта - новая программа трио Аркадия Шилклопера, Владимира Волкова и Сергея Старостина. Что будут играть музыканты остается секретом даже для организаторов концерта. Напомним, что концерт проходит в рамках серии совместных музыкальных вечеров компании Boheme Music и Центра искусств "Столица".   Как обычно, на первой странице сервера "Джаз в России" вы можете заказать билеты со скидкой.
А в это время
за бугром...
На этой неделе зарубежные новости напоминают нам о великих джазменах прошлого.

Луи АмстронгАмериканские читатели смогут прочитать обо всем, что они хотели знать о Луи Амстронге и боялись спросить в новой книге известного писателя и музыковеда Джошуа Беррета, которая увидит свет в ближайшее время. Амстронг и гражданские права, Амстронг и марихуана, Амстронг и его любовь к сладкому, Амстронг и толпа - вот далеко не полный список вопросов, затронутых в книге. В книге использованы рукописи музыканта, воспоминания о нем таких музыкантов как Сидней Беше, Джанго Рейнхард, Стефан Граппелли, интервью с Барни Бигардом, переводы с других языков и многое другое. Большинство писем и рукописей Амстронга будут впервые опубликованы. Кроме того, в книге рассказывается о Джо Глейзере, в течение долгих лет работавшего менеджером музыканта. Хотя автор знаком с другими биографическими материалами о Луи Амстронге, в основном он использовал оригинальные исторические материалы. По словам Беррета, в своей книге он старался не придерживаться какого-то определенного принципа в подборе материала, но рассказать об Амтронге как о человеке и музыканте.

"Воспоминания о блюзе и Дюке" - театрализованное представление и дискуссия с таким названием проходили в зале колледжа Маунт Вернон в прошлые выходные. Как ясно из названия, устроители мероприятия таким своеобразным образом отмечали 100-летие со дня рождения одного из самых известных популяризаторов блюзовых традиций - Эдварда "Дюка" Эллингтона. Слегка затронув блюзовые корни, действие в основном развивалось вокруг основанных на блюзе произведений из репертуара Элингтона 30-40-х годов, среди которых ставшие классическими "Mood Indigo", "Sophisticated Lady", "Caravan", "It Don't Mean a Thing", "Don't Get Around Much Anymore", "Do Nothing Til You Hear from Me", "Satin Doll" и "I Got It Bad". Как говорится, комментарии излишни. В следующие выходные пройдут повторные представления.

Куинси ДжонсКуинси Джонс, музыкант и продюсер, самого успешного с коммерческой точки зрения сингла "We Are The World", надеется, что любовная тема его нового альбома "From Q, With Love" будет выбрана в качестве послания людям следующего тысячелетия. Альбом, состоящий из 26 любовных песен, представляет собой сборник, который Куинси Джонс составлял в течение всей своей 50-летней карьеры. Изначально он не предполагал издавать его, так как считал эту подборку просто коллекцией песенок для развлечения себя и своих друзей. На дне рожденья одного из них Джонс подарил несколько самодельных кассет с этой записью. Какого же было его удивление, когда друзья в один голос стали уговаривать издать ее. Мастер объединения жанров - Куинси Джонс сумел создать гибрид многочисленных музыкальных направлений, среди которых поп, соул, хип-хоп, джаз, классика, африканская, бразильская музыка и многое другое. Позволим себе оставить без перевода внушительный список музыкантов, принимавших участие в записи альбома. Вот их имена: Gerald Albright, George Benson, Brandy, Naomi Campbell, George Duke, Rachelle Ferrell, David Foster, Aretha Franklin, Aaron Hall, Herbie Hancock, Heavy D, Bernard Ighner, James Ingram, Ron Isley, Michael Jackson, R. Kelly, Letta M'bulu, Brian McKnight, James Moody, Greg Phillinganes, Frank Sinatra with the Count Basie Orchestra, Al B. Sure, Take 6, Tamia, Toots Thielemans, Toto, Luther Vandross, Sarah Vaughan, Mervyn Warren, Kirk Whalum, Barry White, Charlie Wilson and Phil Woods.

На прошлой неделе было объявлено о создании новой джазовой звукозаписывающей компании. После слияния мейджоров PolyGram и Universal их джазовые отделения, состоящие из таких влиятельных лейблов, как Verve, GRP, Impulse! и Blue Thumb, образовали новый суперлейбл The Verve Music Group. Каждое подразделение по-прежнему будет заниматься своим музыкальным направлением: Verve - традиционным джазом и мейнстримом, GRP - мягким и современным джазом, Impulse! в основном будет продолжать переиздания своего каталога, а внимание Blue Thumb будет сосредоточено на World music, блюзе, музыке для кино и других жанрах. Среди музыкантов, выпустивших недавно альбомы на новом лейбле, отметим имена лауреатов премии Гремми пианистов Херби Хенкока и Данило Переца, певицы Ширли Хорн, гитариста Джорджа Бенсона. В ближайшее время выходят новые релизы певицы и пианистки Дайаны Кролл, скрипачки Регины Картер, гитаристы Джона МакЛафлина, пианиста Джо Семпла и многих других.

В прошлую пятницу в зале Арона Девиса в Нью-Йорке прошел вечер памяти контрабасиста Фреда Хопкинса, скончавшегося в прошлом месяце (см. "Полный джаз" #1). В грандиозном концерте, проведенном, не смотря на грандиозный масштаб, на высочайшем организационном уровне, принимали участие оркестр, духовой ансамбль, хор и несколько более скромных коллективов. В память о своем друге выступили Лестер Боуи со своим ансамблем Brass Fantasy, World Saxophone Quartet, оркестр пианиста Мухала Ричарда Абрамса, ансамбль контрабасистов, тромбонный квартет Slide Ride и другие не менее известные музыканты.

Рецензии
Том ВейтсПродолжая серию тематических обзоров, мы предлагаем вашему вниманию рецензии на три альбома, в большой степени связанных с творчеством культового музыканта - Тома Вейтса. Кстати, в апреле, после шестилетнего молчания, выходит его новый альбом. В записи альбома принимали участие Марк Рибо, Грег Коэн, Джон Хэммонд, Чарли Мазелвайт и другие.
Кроме этого, в обзоре представлена рецензия на новейшую работу Moscow Art Trio. >>>>
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!

Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Олег Пшеничный,
Кирилл Мошков,
Петр Ганнушкин,
Константин Волков,
Иван Шокин
Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
Associated Press,
Washington Post,
Jazz Track
Фото:
Павел Антонов,
Павел Корбут,
Corbis,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Петр Ганнушкин

Опрос читательского жюри премии Джаз'Ухо-98
Артист года:
Альбом года:
Музыкант, заслуживающий
более широкого признания:
Ваше имя (обязательно):
E-Mail (обязательно):