ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #7
"Носферату", Гедеке, Айги и Резицкий
"Носферату"Цикл "Немое кино - говорящая музыка" продолжился в ЦДХ акцией "Носферату возвращается". Немец Хайнц-Эрих Гедеке, москвич Владимир Резицкий и москвич Алексей Айги иллюстрировали своей импровизационной композицией знаменитый фильм Мурнау "Носферату" 1922 года. Общее для многих зрителей ощущение вполне выразила рецензия сетевого журнала "Полный джаз" , поэтому слишком уж повторяться не хочется (хотя в нюансах разумеется, есть разногласия).
Гедеке - автор и мотор акции, которая стараниями Николая Дмитриева (карбюратора акции?) движется сейчас по стране, начав с Архангельска (подробнее об акции и маршруте можно узнать здесь http://www.avantart.com/actual.htm#1).
Не мудрено, что именно Гедеке, старый друг России (знатоки вспоминают от 11 до 19 его приездов сюда), был в этом концерте единственным воодушевленным и естественным участником. Айги и Резицкий - каждый по-своему - пытались встроиться в предложенную схему, и даже старательно подготовили иллюстративные музыкальные амплуа, буквально на уровне кукольного театра, что с их талантом и подготовкой было сделать несложно. Не хватало ансамбля, и не хватало ансамбля музыкантов с фильмом (несмотря на пресловутую иллюстративность).
О самом фильме и любопытных подробностях, с ним связанных, можно почитать в "Русском журнале" у Кузнецова.
Априорной проблемой концерта кажется сама тема, не только глубоко чуждая русскому контексту, но смертельно замыленная как западным коммерческим кино, так и квазиинтеллектуальными синефильскими тусовщиками (здесь и Тарантино как лыко в обе строки).
Однако и энтузиазм Гедеке, и личности Айги с Резицким, и сам легендарный фильм сделали весь концерт в целом - событием, и не зря "Полный джаз" с удивлением отмечает повышенную посещаемость. Возможен был и аншлаг (в случае лучше организованного паблисити, чего от центра "Столица" не дождетесь).
Концерт был нечастой возможностью увидеть в Москве легендарного архангелогородца Резицкого, европейски признанного фри-джазового саксофониста. Он болезненно переживал вынужденную скованность и схематичность и зарекся участвовать в подобных акциях впредь. Резицкий индивидуален и индивидуалистичен, он живет в своем мире и не согласен даже на пару часов его покидать. Мощное самостояние творческой личности в Резицком всегда была удивительно не только ввиду его пожизненной провинциальной приписки (в музыкальном мире это удивительная редкость). Люди старшего поколения помнят, как Резицкий и его ансамбль, будучи уже признанными в стране музыкантами, двадцать лет были вынуждены играть в ресторане соответствующий репертуар.
После концерта в коротком разговоре Резицкий в очередной раз подтвердил, что блистательный ансамбль "Архангельск" окончательно ушел в прошлое, причина - коммерческие амбиции бывших коллег по коллективу. "Я хотел идти дальше, а они хотели использовать статус, которого достигли за двадцать пять лет".
Резицкий преисполнен прожектов, традиционный архангельский международный джазовый фестиваль - не умер, но, кроме фестиваля, Резицкий строит культурный центр, воюет с тамошними бюрократами, записывает диски и участвует в многочисленных отечественных и зарубежных фестивалях.
Про Айги же сейчас и без меня достаточно говорят, благо выступления его часты (по отзывам, отличное, совсем камерное выступление было недавно в "ОГИ").
Иллюстрирование немого кино продолжается, окружающий шум без музыки нем.

Олег Пшеничный

На первую страницу номера