502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #7
Рецензии
"Mississippi Lad"
Teddy Edwards
"Mississippi Lad"
(Antilles/Gitanes Jazz, 1991)
В истории музыки существует множество примеров того, как более молодые, но и более известные музыканты, стараясь поддержать своих учителей или кумиров, помогают им вернуться к работе. Довольно часто это не материальная, а моральная помощь. Так случилось и с этим альбомом, который был записан саксофонистом Тедди Эдвардсом после долгого перерыва при организационной поддержке его давнего почитателя - Тома Вейтса. Немалую роль сыграло имя музыканта, находящегося в тот момент на вершине успеха. (Напомню в скобках, что примерно в это же время записывался самый удачный с коммерческой точки зрения альбом Вейтса "Bone Machine", получивший в 1992 году премию Grammy). Хотя Тедди Эдвардс на фотографиях в буклете выглядит довольно молодо, нужно сказать, что играть и записываться он начал еще в конце 40-х. В 50-х играл в квинтете с Клиффордом Брауном и Максом Роучем, а в 1959 записал свой первый долгоиграющий альбом. С тех пор Эдвардс не только играл в клубах и записывался, но и сочинял музыку, делал аранжировки для других музыкантов, и даже писал тексты к собственным произведениям. Среди прочих его песни исполняли Ненси Вильямс, Эрни Эндрюс и Джимми Визерспун. И вот, спустя много лет, он записал альбом, целиком состоящий из собственных композиций. Здесь есть все: латиноамериканские ритмы, баллады, свинг, импровизация, характерный вокал Тома Вейтса и, конечно, замечательный саксофон самого "парня с Миссиссиппи" - Теодора Маркуса "Тедди" Эдвардса. Поразительно, но тексты и аранжировка песен, исполненных Вейтсом, настолько точно соответствуют его исполнительской манере, что заставляют забыть об их истинном авторе. Возможно, именно талант перевоплощения и был причиной недостаточного успеха самого Тедди Эдвардса. Тем не менее, это нисколько не уменьшает удовольствия от прослушивания альбома. Дабы еще больше убедить в этом читателя, перечислю остальных музыкантов, принимавших участие в записи. Вот их имена: Нолан Смит - труба, Джимми Кливленд - тромбон, Арт Хиллери - фортепиано, Лерой Виннегар - контрабасс, Билли Хиггинс - ударные и Рэй Армандо - перкуссия.
"Temptation"
Holly Cole
"Temptation"
(Alert Music, 1995)
Одна из самых известных джазовых певиц Канады - Холли Коул уже не в первый раз обращается к творчеству Тома Вейтса. На своем втором альбоме Холли спела песню, написанную Вейтсом специально для нее, а спродюсировал его Грег Коэн, принимавший участие в записи всех альбомов Тома Вейтса в последние 20 лет. Альбом "Temptation" намного более масштабная работа певицы. Все шестнадцать песен были отобраны с разных альбомов Вейтса, начиная с его самых ранних записей и заканчивая последний на тот момент работой - "The Black Rider". Все аранжировки сделаны участниками трио, в котором кроме певицы уже почти десять лет играют Аарон Девис (фортепиано) и Девид Пилтч (контрабас и перкуссия). Записываться им помогало довольно много музыкантов, среди которых стоит назвать имена барабанщика Дуги Боуна, перкуссиониста Сиро Баптиста и Говарда Леви, сыгравшего несколько соло на губной гармошке. Все они постоянно работают с Крейгом Стритом, спродюсировшим этот альбом. Именно он до последнего времени работал с Кассандрой Уилсон, чем и объясняется состав музыкантов и весьма сходная работа со звуком на пластинках обеих певиц. Но тембром и темпераментом Холли Коул и Кассандра Уилсон отличаются весьма существенно. Коул обладает красивым, но не очень глубоким и холодным голосом. Не сразу удается привыкнуть к размеренным повествовательным интонациям новых аранжировок песен, настолько непохожих на исполнение самого Вейтса. Пожалуй, наиболее жесткими оказались как раз те вещи, которые были первоначально записаны не Вейтсом, а певицей Кристал Гейл в фильме Френсиса Копполы "One From The Heart". Холодность и жесткость в женском вокале стали в какой-то степени символом 90-х в джазе. Достаточно вспомнить последние вокальные альбомы, выходящие на Blue Note и Chesky. Да, чуть не забыл, в одной из песен на альбоме Коул подпевает, или скорее подвывает, ее любимая собака Рода, у которой есть даже собственная страничка на сервере Холли Коул. К сожалению, следующие два альбома певицы получились, на мой взгляд, значительно слабее, хотя концертник "It Happened One Night" заслуживает внимание из-за содержащихся на нем мультимедийных треков.
"Fishing with John"
John Lurie
"Fishing with John"
(Strange & Beautiful music, 1998)
Братья John и Evan Lurie (по-русски их бы звали "братья Иваны Лурье" :-)) организовали в начале 80-х группу Lounge Lizards. За годы своего существования в группе переиграли почти все известные и не очень "даунтаун" музыканты. Кроме этого братья Лури (в основном Джон) занимались сольными проектами, писали музыку для кино (в частности для нескольких фильмов Джима Джармуша) и, переходя с фирмы на фирму, понемногу издавали свои альбомы. Однако к середине 90-х годов ничего нового о Lounge Lizards слышно не было. Как оказалось, это было лишь временное затишье перед новыми проектами. В 1998 году Джон Лури организует собственную звукозаписывающую компанию и, без ложной скромности, называет ее Strange & Beautiful Music. Свою деятельность новый лейбл начал с переизданий старых малодоступных записей Lounge Lizards, соундтреков и сольников Джона. Но одними из первых стало издание совершенно нового альбома Lounge Lizards "Queen of All Ears" и саундтрека к телесериалу "Fishing with John". В этом сериале Джон Лури ездит по Америке, и во время рыбной ловли ведет неторопливые беседы с разными довольно известными людьми. Лури ничего не знает о рыбалке, но вся жизнь - это рыбная ловля, утверждает он на обложке альбома. С Томом Вейтсом Джон рыбачил на Ямайке, о чем свидетельствует их фотографии на конверте в лодке и джунглях. Но вернемся к музыке. В основном это короткие музыкальные фрагменты, записанные специально для сериала. Стилистически они довольно сильно отличаются друг от друга. Музыкальную основу альбома в целом составляют вещи в исполнении John Lurie National Orchestra - ансамбля, в котором, несмотря на название, кроме сопрано саксофона Джона, звучат ударные Келвина Вестона и перкуссия Билли Мартина. В остальных фрагментах Лури помогает такое количество музыкантов из его окружения, что перечислять их не имеет смысла. Ну а самые забавные "композиции" альбома - две рыбацкие песни, спетые хором Томом Вейтсом и Джоном Лури под аккомпанимент плеска воды за бортом. Вот такие получаются особенности национальной американской рыбалки.

Иван Шокин

"Music"
Moscow Art Trio
"Music"
(Jaro, 1998)
Блестящий альбом. Просто эпохальный. Пожалуй, лучшее, что сделано Сергеем Старостиным (кларнет, фольклорные духовые, вокал), пианистом Михаилом Альпериным и валторнистом Аркадием Шилклопером. Уникальный по звучанию. Что я еще могу сказать? Явный претендент на "Джаз'Ухо-98" как "Альбом года". Лучше я прерву поток славословий, который у меня вместо связного анализа вызывает этот альбом, и представлю вам мнение европейской авторитетной критики по этому поводу.

Константин Волков

Трое русских музыкантов, составляющих это трио, имеют за плечами классическое образование в российских консерваториях. Валторнист долгое время колесил по всему миру с Московским филармоническим оркестром, пианист преподает в настоящее время в Музыкальной академии в Осло, а кларнетиста постоянно приглашают в качестве солиста и руководителя семинаров. Все трое имеют общие корни в российском фольклоре. Но прежде всего Moscow Art Trio отличает пересечение всех стилистических барьеров. Фольклорная музыка в своем голом и первозданном виде преподносится сквозь призму звуковых возможностей ХХ века. Возникает картина чуждых и знакомых звучаний. Баварская духовая музыка, дальневосточные звучания, американская классика, норвежский и русский фольклор образуют синтез всевозможных стилей. При этом возникает не разнородная смесь, нет, все составные части соединяются в единое вещество, обладающее совершенно новым качеством. Джаз здесь служит катализатором, через его ритмы и гармонии все составные части приводятся к общему знаменателю. В ритме трио поддерживается норвежским перкуссионистом. Музыка держит в напряжении, каждый звук поражает, благодаря богатой инструментовке (музыка написана "для 12 инструментов, фольклорного певца и перкуссии") иногда возникает мощное звучание небольшого оркестра. Возникающая звуковая картина беспрецедентна, необычна и прозрачна, как водка. Все это пронизывается причитающим голосом кларнетиста, вызывающим ассоциации с русской зимой, одиночеством и природой. Музыка очень образна. Так, одна из композиций представляет собой танец в дикой деревне. Духовая музыка и дикие выкрики, а также громовые раскаты в нижнем регистре фортепиано вызывают в воображении целые картины. Этот компакт-диск является настоящим сокровищем для поклонников особенной музыки. Я слушал завороженно. И удивлялся.

Даниэль Штикан,
Jazz Podium, #1-99

На первую страницу номера