ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 27-28
2002

Закрытие сезона: восточно-западный дуэт
На афишах было написано: "25 июня. Закрытие сезона в "Клубе высокой музыки". Восток-Запад. Салман Гамбаров, рояль - Юрий Кузнецов, рояль". Концерт имел место все в том же зале одесской Филармонии.
Именно в этом зале в сентябре прошлого года в рамках Международного Джаз-Карнавала мы уже слушали Салмана Гамбарова в составе руководимого им бакинского квартета "Бакустик Джаз". Впечатление от квартета было не только хорошим, но и достаточно сильным - это была цельная, содержательная и оригинальная музыка. Я тогда еще обратил внимание на пианиста и был очень рад возможности послушать его без квартета.
Ибо в фортепианном дуэте - не спрятаться и не скрыться, как поется в известной песне. Эта та форма дружественно-враждебного противостояния, которая проявляет все достоинство и недостатки. Несколько лет назад в Одессу приезжал Даниил Крамер. Первое отделение он выступал соло. Я был несколько разочарован: блестящая техника (вряд ли кто оспорит) не поддерживалась столь же глубоким пониманием, пассажи были изощрены, но предсказуемы, виртуозное исполнение не становилось тем, чем оно, с моей точки зрения, должно быть: содержательным музыкальным высказыванием. Во втором отделении к Крамеру присоединился Юрий Кузнецов, музыкант с совершенно другим пониманием музыки. И все пошло по-другому. Крамер - с удовольствием отдаю ему должное - мгновенно понял и подхватил смысл редких и точных нот Кузнецова. Виртуозные пассажи Крамера перестали занимать весь объем и обрели полный вес. Дуэт с Крамером был ярок и точен, это была музыка, полная смысла.
Но от дуэта Гамбаров-Кузнецов я ожидал большего.
Салман ГамбаровКонцерт начался с двух сольных импровизаций Салмана Гамбарова. Повествование разворачивалось медленно, с восточной неспешностью, музыкальные фразы доходили до мест, где восток сталкивался с другими культурами, отталкивались от них, снова возвращались. Музыка была тонкой, лиричной и вместе с тем далекой от спокойствия и равновесия. Этот поиск смысла (или его отсутствия) в парадигме "Восток-Запад" привлекал и даже завораживал. Одна из тем была мне знакома по выступлению квартета. Гамбаров подавал ее менее иллюстративно, с большим размышлением и даже некоторым сомнением.
Дальше был собственно дуэт. Тему первой композиции задал, на правах гостя, Гамбаров. Кузнецов демонстративно долго искал свое место в этой теме, поддерживая не только звуки своего коллеги, но и саму ориентально-философскую манеру изложения. Не берусь пересказывать возникший звук, скажу лишь, что звук получился плотным и весьма основательным даже в тех местах, где музыканты перекликались паузами. В других темах первого отделения философия порою уступала место эмоциям, порой - рационализму, но качество взаимодействия и плотность звучания все время оставались на хорошем уровне.
Юрий КузнецовВторое отделение началось с соло Юрия Кузнецова. Юра сыграл две темы, одна из которых - новая, вторая - его хорошо известный слушателям "Вальсок". Обе пьесы отличались глубоко эмоциональным, полным сострадания и вместе с тем чрезвычайно ироническим видением человеческой жизни, которые удаются Юре особенно хорошо. Затем к Юре присоединился Салман Гамбаров. Во втором отделении они играли эвергрины, что, как всегда, было воспринято частью зала на ура. Играли они хорошо и необычно, уходя от основной темы очень и очень далеко. Уходили не в сторону, не в украшения, а все в те же поиски смысла и звучания. Так что эвергринами были удовлетворены не только те, для кого существенную часть радости составляет радость узнавания, но и те, кто более настроен следовать за импровизатором в его поисках (в данном случае - коллективном).
Так что никто не спрятался и не скрылся. В этом просто не было нужды. Два сильных, интересных, разных и разносторонних музыканта встретились и показали нам, что может каждый из них, и что они могут вместе. Музыканты не соревновались друг с другом в стремительности пассажей и необычности гармоний. Были и пассажи, и гармонии. Но не в них было дело. Музыканты показали отличный пример того, что взаимодействовать и соревноваться можно (и должно, я думаю) на другом уровне - уровне смыслов, концепций, идей. В общем, это было очень интересное путешествие, то, в котором не устаешь от шоппинга и успеваешь увидеть многое.
25 июня в Одессе - не самое лучшее время для концерта. В жару хочется быть в море или даже под водой - там прохладнее. Я думаю, это - единственная причина того, что два таких по-разному замечательных пианиста не собрали полный зал. Сегодня еще жарче - и это единственная причина того, что я не написал об этом концерте больше.

Олег ШестопаловОлег Шестопалов,
Одесса

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service