ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 27-28
2002

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Anna Maria Jopek
-
"Barefoot"

Universal Music Polska, 2001

67:39

* * * * *

Не так давно образованное польское отделение Universal (ранее - Polygram Polska) сделало, судя по всему, нешуточную ставку на пианистку и певицу Анну-Марию Йопек: ее раскручивают как международную звезду. Следует сразу признать, что абсолютно заслуженно. Прекрасное образование (Manhattan School of Music и Варшавская Академия Музыки) и не чрезмерно богатый, но умело используемый, приятный и выразительный голос, в котором чувствуется отличное знание джазовых и эстрадных (в лучшем смысле этого слова) выразительных средств - это что касается самой певицы. Плюс интересный подбор материала: альбом построен на польских фольклорных и современных песнях, искушенно - чтобы не сказать изощренно -аранжированных в "североевропейской" манере, где в равной пропорции смешан фолк-рок, фолк-джаз, влияние подхода Кассандры Уилсон (не впрямую, но влияние это вполне ощутимо). Что немаловажно, весь альбом - на польском языке! Положим, в самой Польше джазовый альбом на родно языке уже не новость, но для нас - положительный и интересный пример... Плюс великолепные ансамбли с участием самых интересных польских солистов-джазменов (суперпианист Лешек Можджер, прославленный трубач Томаш Станько, еще один отличный пианист, играющий также на аккордеоне - Анджей Ягодзиньский, сын легендарного скрипача Михала Урбаняка - флейтист Яцек и др.). Плюс включение "модных", но органично используемых элементов (армянское пение в 15 треке и т.п.)... Все это в комплексе создает превосходный альбом, который так и хочется назвать лучшим восточноевропейским продуктом года - хоть и неджазовый в прямом смысле этого слова, но впитавший сильную джазовую струю, влияющую на все остальные стилевые составляющие. Во всяком случае, его творческое качество (материал, аранжировки, исполнение) и техническое совершенство (варшавские студии S4 и M1, Тадеуш Мечковски) вкупе с великолепной продюсерской работой (Марцин Кыдрыньски) вполне это позволяют. 


Etta James & the Roots Band
-
"Burnin' Down The House"

RCA Victor/BMG, 2002

72:47

* * * *

Ветеранов "того", подлинного электрического блюзового движения 1950-х осталось в строю не так уж много. Тем более таких, кто за долгую карьеру перепробовал много разных школ - как Этта Джеймс. 14-летней в Сан-Франциско она дебютировала в составе ритм-н-блюзового трио. Случилось это в 1952-м. С тех пор она успела поработать на ведущий калифорнийский ритм-н-блюзовый лейбл Modern в Лос-Анджелесе, перебраться на чикагский Chess в 1960-м и, оставаясь в "конюшне" легендарной блюзовой фирмы до 1975 г., попробовать не только чикагский электрический блюз, но и мощный, чувственный южный соул - она специально ездила в Мемфис записываться с местными соул-блюзменами, школа которых сильно отличалась от чикагской. Когда в 1988-м Этта Джеймс (свою настоящую фамилию Хоукинс она отбросила в молодости, сделав фамилией свое второе имя) вернулась в грамзапись после семилетнего перерыва, она вернулась уже в статусе легенды.
Новый альбом документирует ее концерт в лос-анджелесском (точнее, голливудском) The House of Blues 9 декабря прошлого года. Да, возраст чувствуется в ее голосе (все-таки 63), но ни грана своего очарования она не утратила - ее вокал по-прежнему мощный, чувственный, исполненный эмоциональных двусмысленностей и сокрушительной страсти, хотя (опять же по-прежнему) во многих своих проявлениях прямолинеен и плосковат. Она по-прежнему лихо комбинирует блюзовую классику и классику смежных жанров в интересные попурри - чего стоит хотя бы бриллиант Вилли Диксона "I Just Want To Make Love With You", плавно переходящий в "Born To Be Wild" - главный хит белой блюз-роковой группы начала 70-х Steppenwolf! Два соул-хита Ала Грина, перетекающие в джазовый стандарт "My Funny Valentine", на этом фоне выглядят даже бледновато.
Особенно добрых слов заслуживает сопровождающая группа - Roots Band, по-роковому крепкая и точная и при том и коллективно, и индивидуально ни на йоту не отходящая от высших эталонов современного городского электрического блюза. Музыканты (среди которых можно выделить гитариста Джоша Склэра и органиста Майка Финнигана) демонстрируют не только абсолютную дисциплину, характерную скорее для рок-группы, но и искушенность в высших уровнях тонкостей как блюза, так и южной школы соул. Иногда монолитно-крепкая игра ансамбля даже входит в некоторое противоречие с пением Этты, которой смолоду было свойственно пренебрежение к деталям и тонкостям.
Кстати, это удачный пример живой записи, в которую мягко и неназойливо вплетены студийные дописки, обнаружить которые можно, только зная об их присутствии (в буклете о них честно сказано). Базовая запись была сделана передвижкой Studio on Wheels (инженеры Джей Ньюланд и Кэти Йор) и может служить неплохим образцом современного искусства фиксации концерта.


Various Artists
-
"The Jazz Chillout v 1.0"

Blue Note, 2002

1 - 64:18
2 - 63:30

* * * *

Двухдисковый сборник отражает "релаксационную" сторону нынешнего каталога Blue Note - каталога, радикально отличающегося от классического акустического пост-бопа 50-60-х, который, собственно, и прославил Blue Note, сделав название лейбла таким же стилистическим понятием, каким в 70-80-е стало название ECM. Нынешний Blue Note - это в массе своей энергичная, современно звучащая музыка, для описания которой ключевым словом, пожалуй, будет "полистилистика". И действительно, джазового мэйнстрима здесь нет - если считать мэйнстримом акустические малые составы, игра которых замешана на языке бибопа и его производных и строится по схеме "тема - импровизация - тема - "по четыре и по восемь" - приехали". Здесь есть соул-джаз, есть джаз-фанк (и в самом своем раннем, корневом варианте - роскошная плясовая пьеса Лу Доналдсона 1970 г. - и в современном виде, образца, скажем, Родни Джонса), есть сплавы джаза и фолк-музыки (к примеру, утонченная "Harvest Moon" лучшей вокалистки современности Кассандры Уилсон с альбома 1996 г.), есть jam bands в самом лучшем виде (сами Medeski Martin & Wood), европейский арт-эйсид (к примеру, Эрик Трюффаз) и лучшие образцы хотя и акустического, но нешаблонного, "креативного" камерного джаза (Джейсон Моран, Грег Осби и др.). Ключевой момент - даже не подбор артистов (среди которых встречаются и откровенно поп-ориентированные проекты вроде US3), а подбор настроения треков. Как явствует из названия всей подборки, это альбом для расслабления. И оба его диска с этой точки зрения имеют четкую драматургию со строго рассчитанными эмоциональными спадами и подъемами - как очень хорошо подобранный и отмиксованный час на хорошей радиостанции. На мысль о радио наводит и использование в альбоме специально отредактированных "радиоверсий" (radio edits) некоторых пьес - как, например, бриллианта этой коллекции, "Flute Down" Карла Денсона. Альбом подобран не с точки зрения знатока-коллекционера, а с точки зрения слушателя-новичка, джаза не знающего, но желающего найти в этой музыке отклик своим собственным эмоциям и переживаниям. Нельзя не признать, что такому слушателю вряд ли представится лучший выбор.

Константин ВолковКонстантин Волков

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service