502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 31 (175) - 4 сентября 2002 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковЖизнь устроена так, что в ней всего поровну - и светлого, и темного. За последние два года ушли из жизни, кажется, уже почти все ветераны джаза, еще остававшиеся в строю. И вот рухнул последний бастион того, прежнего джаза... (см. нашу зарубежную рубрику). Новые поколения музыкантов, недавно еще такие молодые и прогрессивные, теперь становятся ветеранами и олицетворяют собой традицию. Совсем молодые становятся опытными, звездами, живыми классиками... С другой же стороны, процесс всегда интереснее наблюдать, чем результат. Хотя многие (ох, многие) так стремятся заместить процесс результатом, остановить пленку на полюбившемся кадре, да и любоваться им бесконечно. Пустое. Не получается. Будущее - есть. Вот только каким оно будет?

Редактор

Америка 
и ее джаз
29 августа - 1 сентября в Чикаго прошел Chicago Jazz Festival, который считается на Среднем Западе США одним из крупнейших ежегодных джазовых событий. В нем участвовали как чикагские звезды (Роско Митчелл, Патриша Барбер, Вон Фримен, Джордж Луис, Фред Андерсон), так и международные титаны разных направлений (Лэрри Кориелл, Ахмад Джамал, Уэйн Шортер, Чучо Вальдес, Эрик Рид, Рассел Ганн, Данило Перес). Так случилось, что в наших редакционных архивах ждало своего часа взятое полгода назад подробное интервью с руководителем этого фестиваля - точнее, руководительницей Джазового института Чикаго, который этот фестиваль организует...>>>>
Москва - это вам
еще не все
В российском джазовом сезоне, как известно, два пика: сентябрь и апрель. Сентябрь наступает. Повсюду - фестивали (в предыдущем номере мы рассказывали об Одесском, который, хоть и проводится на территории соседнего государства, вполне укладывается в российскую фестивальную орбиту). Побережье Черного моря вообще становится важным джазовым регионом - вот и на российском берегу, в Сочи и Туапсе, целую неделю будет звучать джаз:

Международный джаз-фестиваль "Черное море - 2002"
Сочи, Зимний театр, 15-18 сентября 

  • Воскресенье, 15 сентября
    Капелла "Дикси" Льва Лебедева (Москва)
    Анна Бутурлина (вокал) и ансамбль Ивана Фармаковского (фортепиано)
    Джаз-квартет "Четверо" Давида Голощекина (Санкт-Петербург - Москва - Киев)
  • Понедельник, 16 сентября
    Симфо-джаз-биг-бэнд Сочинской филармонии
    Ансамбль Игоря Бутмана (саксофоны) и звезда мирового джаза - трубач Рэнди Бреккер (США)
  • Вторник, 17 сентября
    Детский биг-бэнд Андрея Мачнева (Ростов-на-Дону)
    Квартет аккордеониста Владимира Данилина (Москва)
    Светлана Рубинина (вокал) и ансамбль саксофониста Олега Киреева (Москва-Киев)
    Анатолий Кролл (фортепиано) и ансамбль "Мы из джаза" (Москва)
  • Среда, 18 сентября
    Муниципальный Краснодарский биг-бэнд п/у Георгия Гараняна (Краснодар)
    "Фонограф джаз-бэнд" пианиста Сергея Жилина и вокалист Сергей Манукян (Москва)

1-й Международный джазовый фестиваль "Аква-джаз 2002" 
(посвящен 65-летию образования Краснодарского края)

1-й Международный джазовый фестиваль "Аква-джаз 2002" пойдет с 19 по 22 сентября в Отеле "Молния" недалеко от Туапсе (президент фестиваля - Игорь Бутман). Инициаторами его проведения выступают краевое управление культуры, Администрация Туапсинского района, Аквапарк "Дельфин", Отель "Молния", "Роснефть", "Мор. порт", ОК "Ямал", пансионаты "Югра" и "Орбита", ВДЦ "Орленок", "Туборг", "Кубаньэлектросвязь".
Эта акция восстанавливает добрую традицию проведения джазовых праздников в Отеле "Молния", заложенную в 1996 году. Организаторы фестиваля планируют широко освещать мероприятие силами средствами массовой информации и в состоянии поддерживать интернет-версию фестиваля (сайт, чат, живое видео). Аппаратура и свет - фирма JDL (USA)
Состав участников фестиваля:
Квартет аккордеониста Владимира Данилина (Москва)
Муниципальный Краснодарский биг-бэнд п/у Георгия Гараняна (Краснодар)
Биг-бэнд "Сочи" п/у Сергея Кокорина (Сочи)
Анатолий Кролл (фортепиано) и ансамбль "Мы из джаза" (Москва)
Джазовый коллектив "Бумеранг" (Казахстан)
Джаз-квартет "Четверо" Давида Голощекина (Санкт-Петербург-Москва-Киев)
Квартет саксофониста Игоря Бутмана и звезда мирового джаза, трубач Рэнди Бреккер (США)
Лариса Долина (вокал)
"Диксиленд" (Ростов-на-Дону)
Энвер Измайлов (тэп-гитара, Крым)
Джаз-квартет отеля "Молния"

Следующий материал - тоже с юга, из Ростова-на-Дону. Как обычно, в этом важном джазовом центре жизнь кипит - точнее, кипела и будет кипеть...>>>>

Еще один материал, на этот раз из Питера: на петербургской джазовой сцене появилось новое имя. О выступлениях русской певицы из Германии Леры Геннер с ее петербургскими друзьями рассказывает наш корреспондент...>>>>

В Одессе не только грядет второе издание "Джаз-карнавала" - в Одессе отметили очередную годовщину джазовой радиопрограммы на местной станции "Гармония мира"...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
12 сентября внутри крупного развлекательного комплекса Б2 (Б.Садовая, 8, близ метро Маяковская) открывается джазовый клуб, который будет называться Cool Train Club. В течение первого месяца работы клуба выступления в нем (они вскоре появятся в нашей Сводной московской афише) будут идти в пробном режиме. Официальное открытие клуба состоится 13 октября, когда в Cool Trane выступит британский альт-саксофонист Питер Кинг.
Питер КингПитер Кинг родился в английском городе Кингстон-апон-Тэмс в 1940 г. Его известность на британской джазовой сцене началась в 1970-х гг. Он много работал с ведущими джазовыми и блюзовыми музыкантами Великобритании, включая трубача Гая Баркера (кстати, не так давно выступавшего в Москве) и The Blues Band, в котором он выступал не только в роли альт-саксофониста, но и как аранжировщик духовой секции. Ряд его сольных альбомов выходил в 80-90-е гг. на британских джазовых лейблах Spotlite и Ronnie Scott's. 
В России Кинг будет выступать вместе с саксофонистом Олегом Киреевым и трио пианиста Льва Кушнира. Он совершит по стране тур, в который вошли следующие выступления:
  • 7-9.10 - Санкт-Петербург
  • 11.10 - Казань
  • 12.10 - Нижний Новгород
  • 14.10 - Уфа

13 октября Питер Кинг дает два концерта в Москве: в 18.00 - в Центральном Доме художника (Крымский вал, 10, м. "Октябрьская") и в 21.00 - в Cool Train Club. Все, кто купят билеты на концерт в ЦДХ, а также музыканты, которые придут на джем, смогут попасть в этот вечер в Cool Train бесплатно.

А в это время за бугром...
Лайонел Хэмптон, 200231 августа в 6:16 утра по времени Восточного побережья США в нью-йоркской больнице Mount Sinai остановилось сердце последнего действующего ветерана свинговой эры - вибрафониста Лайонела Хэмптона. Ему было 94 года.
В последний раз на сцену Хэмптон поднимался в конце февраля текущего года на фестивале своего имени, который проходит в далеком Москоу, штат Айдахо, с 1967 г. (под названием Lionel Hampton Jazz Festival - с 1979 г.). Тогда он принял от Боба Гувера, президента Университета Айдахо, который проводит этот фестиваль, звание почетного гражданина штата (ежегодно штат Айдахо присуждает это звание всего одному человеку, так что Лайонел оказался 113-м: Айдахо получил статус штата в 1890 г.). Он также присутствовал на сцене во время выступления биг-бэнда своего имени (еще в 90-е этот оркестр активно гастролировал, но, с тех пор как последствия перенесенных Хэмптоном в 1996 г. двух инсультов стали сказываться все сильнее, окончательно превратился в "виртуальное" образование, собирающееся только на фестиваль), хотя сам играть уже был не в состоянии. Годом раньше, на презентации Джазового центра Лайонела Хэмптона, который создается при Университете Айдахо, музыкант произнес довольно долгую речь: хотя его и было уже довольно трудно понимать, речь свидетельствовала о том, что он еще очень ясно мыслит, полон оптимизма и юмора (в частности, себя он тогда назвал "этот овощ в каталке"). Но еще в 2000 г., когда ему было 92 года, он был в состоянии сыграть с оркестром небольшое соло и даже спеть пару своих коронных номеров.
Лайонел Хэмптон родился в Луисвилле, штат Кентукки, в 1908 г. (хотя точная дата его рождения под вопросом: разными источниками назывались также 1909 и 1911 гг. - сам же он на прямой вопрос журналистов в 2001 г. ответил только "тс-с-с...", приложив палец к губам). Однако достоверно известно, что в 1916 г. он переехал вместе с семьей в Кеношу, штат Висконсин, близ Чикаго, где и вырос. Там он учился в религиозной школе "Академия св. четок", принадлежавшей женскому доминиканскому ордену, и под присмотром строгих монахинь овладевал своим первым инструментом - барабанами (его первыми кумирами были барабанщик Джимми Бертран и величайшая джазовая звезда тех лет - Луис Армстронг). В 1928 г. молодой Хэмптон переехал в Лос-Анджелес, где работал в самых успешных калифорнийских ансамблях (Les Hite Band, Curtis Mosby's Blue Blowers и др.) и выступал сольно, завоевав полушутливый титул "самого быстрого барабанщика на свете".
Лайонел ХэмптонВ 1930 г. он впервые встретился со своим кумиром: Луис Армстронг нанял его для нескольких выступлений в составе его оркестра в Лос-Анджелесе и был так впечатлен умениями молодого барабанщика, что пригласил его записаться с оркестром в студии. В перерыве между дублями Луи увидел, как Хэмптон дурачится за роялем, с барабанной скоростью играя длинные импровизационные фразы двумя пальцами. Это навело великого трубача на мысль подначить Лайонела сыграть на стоявшем тут же вибрафоне. Клавиатура вибрафона напоминает рояльную, хотя играют по ней не руками, а специальными молоточками (маллетами); Хэмптон схватил молоточки и заявил, что готов. На этой записи ("Memories Of You") он играл на вибрафоне едва ли не первый раз в жизни - и тем не менее запись стала хитом, побудив услышавшего ее еще до публикации импресарио и критика Джона Хаммонда в восторженных тонах рассказать о Хэмптоне знаменитому нью-йоркскому белому бэндлидеру Бенни Гудмену.
Несколько лет спустя, в 1936 г., Хаммонд привез оркестр Гудмена в Лос-Анджелес для выступлений в клубе Paradise, и там Гудмен, уже ставший одним из самых популярных джазменов в США, впервые услышал Лайонела живьем - и тут же пригласил вибрафониста участвовать в своем малом ансамбле, существовавшем внутри биг-бэнда. Это был первый в истории джаза широко выступавший ансамбль смешанного состава: Гудмен и барабанщик Джин Крупа были белыми, а Хэмптон и пианист Тедди Уилсон - черными, что по тем временам было неслыханным, почти невозможным делом, почти что пощечиной общественной морали (особенно в Южных штатах). Квартет был одним из самых значимых и успешных малых составов свинговой эры и не только выпускал эпохальные записи, но и, например, участвовал в легендарном концерте Бенни Гудмена в нью-йоркском Карнеги-Холле, сделав начавшуюся расовую интеграцию в джазе свершившимся фактом, а сам джаз - явлением высокого искусства, в массовом сознании начавшим перерастать нишу чистой развлекательности.
В 1940 г. Лайонел Хэмптон создал собственный биг-бэнд. Он уже прославился великолепными записями малых составов под собственным именем ("Sunny Side of the Street" или "Central Avenue Breakdown" считаются настолько же эталонными записями малых составов предвоенного джаза, как сессии малых составов из оркестра Дюка Эллинтона). Пластинки оркестра получили еще большее распространение: "Flying Home" (1942) и "Hamp's Boogie-Woogie" (1943) были национальными хитами. Тому способствовал не только экстраординарный талант самого вибрафониста, с его поразительной для тех времен виртуозностью, эталонно острым чувством свинга и, помимо всего прочего, отличным, подлинно джазовым вокалом. В оркестре работали превосходные солисты. Сред них мы встречаем такие имена, как Куинси Джонс, Уэс Монтгомери, Кларк Терри, Кэт Андерсон, Джо Ньюмэн и Фэтс Наварро. Среди протеже Хэмптона, дебютировавших в его оркестре или работавших с самим Лайонелом на ранних этапах карьеры - такие гиганты джазового вокала, как Дина Вашингтон, Джо Уильямс, Бетти Кратер и даже первая суперзвезда соул-сцены - Арита Франклин.
Огромная популярность Хэмптона как бэндлидера, исполнителя, композитора (помимо ряда пьес, ставших джазовыми стандартами, он написал также две симфонические работы - "King David Suite" и "Blues Suite") и шоумена помогала ему в его не менее важном призвании - общественной деятельности. Благотворитель (его именем и именем его покойной жены названы два квартала недорогого муниципального жилья в северной части Манхэттена, построенные на собранные им средства в 1970-е гг.), "посол доброй воли" президентов Эйзенхауэра и Никсона, кавалер Папской Медали, врученной ему Павлом I, лауреат бесчисленных титулов почетного доктора и знаков отличия разных государств в области культуры, почетный председатель Фонда помощи музыкантам Джазового фонда Америки - это только часть списка его заслуг.
Лайонел Хэмптон, 2001Все это мирно уживалось в Хэмптоне с довольно реакционной политической позицией: он был крупным деятелем республиканской партии США и личным другом всех президентов-республиканцев, от Дуайта Эйзенхауэра до Джорджа Буша-старшего. 
Хэмптон продолжал активно выступать вплоть до 1997 г., когда нарастающие последствия перенесенных в 1996 инсультов заставили его отказаться от регулярных гастролей. В тот же год его нью-йоркская квартира (вместе с огромной коллекцией рукописей, нот, фотографий и пластинок, а также его роялем и вибрафоном) была полностью уничтожена пожаром, начавшимся от взорвавшейся галогенной лампы, и сам музыкант не пострадал только чудом (он шутил, что на следующей неделе после пожара должен был выступать в Белом Доме в Вашингтоне, так ему даже носки пришлось занимать у знакомых).
Последние записи Лайонела Хэмптона выходили в 1992 г. на лейбле Telarc ("Lionel Hamton and the Golden Men of Jazz - Just Jazz - Live at the Blue Note") и в 1995 на лейбле MoJazz ("For the Love of Music"). На этом последнем альбоме с ним записывались Джошуа Редмэн, Чака Хан, Тито Пуэнте, Дайенн Ривз и Стиви Уондер.
Новые альбомы
В продаже 
с 3 сентября (США)
  • Armstrong, Louis: From the Big Band to the All Stars 1944-1951, Epm Musique 160212 
  • Barrett, Dan [Trombone]: Harlem 2000, Nagel-Heyer 82 
  • Basie, Count: Basie on the Beatles - переиздание, Ocium 22 
  • Beiderbecke, Bix: Bix and Tram - переиздание, JSP 913 
  • Braff, Ruby: Variety Is the Spice of Braff, Arbors 19194 
  • Brown, Donald: French Kiss - переиздание, Blue Geodesics 2012 
  • Brown, Donald [Piano]: Piano Short Stories - переиздание, Blue Geodesics 9601 
  • Brown, Donald [Piano]: Enchante - переиздание, Blue Geodesics 9910 
  • Burton, Buddy: Chicago Southside: Blues & Jazz 1928-36 - переиздание, Document 1511 
  • Candoli, Conte: Candoli Live, Nagel-Heyer 2024 
  • Clinton, Larry: 1937-1938, Vol. 2: Transcription Sessions, Storyville 3017 
  • Davis, Miles: Best of Miles Davis [Columbia/Legacy], Sony 86829 
  • Dawson, Alan: Waltzin' With Flo, Blue Geodesics 9808 
  • Delbecq, Benoit: Dice Thrown, Songlines 1538 
  • Evans, Bill [Piano]: Consecration [Milestone] [Box], Milestone 4436 
  • Fessor's Big City Band: Swing Sessions, Storyville 1025535 
  • Fringe: Live in Iseo, Soul Note 121375 
  • Granelli, Jerry: Iron Sky, Love Slave 1106 
  • Gray, Glen: Glen Gray and the Casa Loma Orchestra, Vol. 2, Storyville 3003 
  • Green, Jesse: Sylvan Treasure, Chiaroscuro 221 
  • Henderson, Scott: Well to the Bone, Blues Bureau Int'l 2045 
  • Jackson, Ali: Groove at Jazz Entete, Blue Geodesics 2013 
  • James, H.: Chicago Blues Festival ?, Black & Blue 447 
  • Jet All Star Quartet: Live at Jazz Entete, Blue Geodesics 9704 
  • Jordan, Louis: World Transcriptions, Storyville JUC2062 
  • Kirby, John: Complete Associated Transcriptions, Vol. 3, Storyville JUC2058 
  • Lockett, Peter: From Around the World, Arc 1742 
  • Melly, George: Pye Jazz Anthology, Castle [Navarre] 72219 
  • Metropole Orchestra: Kodachrome, Basta 3091182 
  • Mobley, Bill: New Light, Blue Geodesics 2117 
  • Monk, Thelonious: Monk at Newport 1963 and 1965, Sony 63905 
  • Monk, Thelonious: Monk's Dream [Expanded] - переиздание, Sony 63536 
  • Monk, Thelonious: Monk [Expanded] - переиздание, Sony 86564 
  • Montgomery, Buddy: Love Affair in Paris, Blue Geodesics 2116 
  • Patton, Sandy: Paradise Found, TCB 22122 
  • Paul, Susan J.: We Will Remember, Gia Publications 528 
  • Peplowski, Ken: Lost in the Stars, Nagel-Heyer 2020 
  • Robert, George: Looking Ahead, TCB 22132 
  • Rollins, Sonny: Mambo Bounce, Epm Musique 160222 
  • Snitzer, Andy: Sugar, A440 Music Group 4012 
  • Unstable Ensemble: Liturgy of Ghosts, Family Vineyard 16 
  • Various Artists: Smooth Jazz: The Best of Native Language, Native Language 927 
  • Various Artists: Trad Mad, Castle [Navarre] 72228 
  • Various Artists: Ultimate Big Band Theme Collection, Row Music Group 8207 
  • Various Artists: Street Grooves, Fantasy 7715 
  • Various Artists: Riverside Sampler, Orig. Jazz Classics 3706 
  • Venuti, Joe: Joe and Zoot and More, Chiaroscuro 128 
  • Wallis, Bob: Pye Jazz Anthology, Castle [Navarre] 72230 
  • Wein, George: Wein, Women and Song - переиздание, Arbors 19268

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Елена Насонова,
Елена Шевченко,
Ольга Коржова,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service