ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 31
2002

Экспресс-новости из Ростова-на-Дону: что было, что будет
Лето всегда заканчивается неожиданно. Казалось бы, - целых три месяца, а пролетели, как... - сами знаете что. В Ростове лето было жарко-сонным, лениво-тягучим и лишенным какой бы то ни было публичной джазовой жизни. Музыканты, разъехавшись на всевозможные курортные заработки, вернулись только к середине августа. Вероятно, лишь для того, чтобы собрать силы перед неумолимо надвигающимися джаз-фестивалями. 
Сначала кратко о "Джаз Форуме - 2002" (художественный руководитель - трубач Валерий Колесников), который прошел в Бердянске 17-18 августа. На фестиваль выехал ростовский квартет пианиста Петра Назаретова, в составе которого - тенорист Анатолий Кирничный, контрабасист Адам Терацуян и "юный барабанщик" Алексей Кравцов. Надеюсь, о самом фестивале очевидцы еще поведают, и мы узнаем подробности трехчасового джаз-пиршества на Приморской площади. Я же скажу лишь одно. После выступления "наших" к семнадцатилетнему Леше Кравцову (вообще-то он из Таганрога) подошел Сергей Манукян и предложил "постучать" в его концерте. Хотелось бы мне видеть лицо Леши в тот момент.
Ученики ДДШ им. Кима Назаретова август провели в Германии. Точнее - не весь август, а с 13-го по 23-е. И попали они туда благодаря двум приглашениям. Первое - с легкой руки Владимира Фейертага - на Международный музыкальный фестиваль в Кассиль, который проводил Вернер Зостман. Фестиваль объединил 10 хоров и три детских биг-бэнда: из города Сантьяго (в нем "дети" от 16 до 25 лет), п/у Вернера Зостмана (он создан на базе общеобразовательной школы Кассиля) и ДДШ им. Кима Назаретова п/у Андрея Мачнева. 
Второе приглашение исходило от Александра Гебеля, создателя первого детского биг-бэнда (Кривой Рог, Украина) и первого учителя Андрея Мачнева. Александр Робертович пригласил в город Плауэн (Тюрингия) выступить в Консерватории, которая на самом деле оказалась обычной музыкальной школой. Там ростовчане пробыли три дня, дали несколько концертов, один из которых проходил в церкви.
Вообще о ростовской ДДШ писать неинтересно, потому что все время приходится говорить одно и то же: выступление вызвало большой интерес, много пьес пришлось сыграть на "бис", концерт закончился стоячими овациями и приглашением приехать на следующий год. И все же одна неожиданность, пусть и не связанная с джазом, случилась. 
По приезде дети биг-бэнда были размещены в семьи. Вечером они пообщались с хозяевами на англо-немецко-русском, а утром пошли.... в школу. Оказывается, там учебный год начинается с 3-го августа. Наши, конечно, взбунтовались: попробуй высидеть в разгар каникул уроки на немецком языке! 
А в остальном - все, как и предупреждалось выше. За 10 дней "чистого" (без учета дороги) пребывания в Германии ребята каждый день давали концерты и посетили в общей сложности шесть городов. В результате насобирали музыки еще на один диск. Так что теперь осталось его лишь свести.
Но на этом гастрольно-фестивальные поездки для юных джазменов не закончились. В сентябре им предстоит "разорваться" между Сочи ("Черное море 2002", 15-18 сентября), отелем "Молния" Туапсинского района (1-й Международный фестиваль "Аква-джаз" 2002, 19-22 сентября) и Одессой ("Джаз-карнавал", 20-22 сентября).
А пока действительные ученики джазовой школы им. Кима Назаретова колесили по Германии, в родной город приехал первый выпускник Кима Аведиковича (ныне житель Калгари) пианист Игорь Уколов. В Ростов-на-Дону Игорь приезжает второй год подряд. Но не с концертами, а в отпуск. И все же и на этот раз не смог удержаться от джаз-вечеринки, которая по традиции прошла в пивбаре "Лила". 
Несколько слов о герое вечера. В Канаде Игорь живет почти 13 лет. И хотя по-русски говорит еще прилично, хотя и с акцентом, пальцы загибает уже по-канадски (или по-американски), от себя. Первый раз Игорь выехал за рубеж в 1987 году. Это был VII Международный конкурс джазовых пианистов им. М.Коша (Калиш, Польша). Достойно выступив и завоевав диплом (тогда же с ним выступал еще один пианист из Ростова - Михаил Иванов), студент ростовской консерватории попал в поле зрения канадских педагогов Banff School for the Arts. После непродолжительного разговора Игорь был приглашен поучиться в Школе искусств, что через год и сделал. 
"Эта школа считается довольно сильной. В ней преподают только большие имена", - сказал мне в разговоре Игорь. К слову, среди педагогов такие величины, как гитарист Джим Холл. А основателем школы был уникальный пианист Оскар Питерсон. 
Во время учебы в Канаде у Игоря завязались связи, появилось приглашение поучиться и в знаменитом колледже Беркли. Даже стипендия была назначена. Но конец 80-х был не слишком благоприятен для подобного рода поездок. И все же Игорь умудрился уехать, но чуть позже. 

Игорь Уколов- Первые годы оказались очень сложными. Никакое образование не давало свободного доступа в высокие круги. Это право надо было отстоять. И здесь возникали проблемы не только со знанием языка, но и пониманием и принятием культуры страны, темпом и принципом ее жизни. 
Первые полгода я вообще не имел права работать по легальным причинам. Потом устроился в шоу Элвиса Пресли. Целый год невероятно плотных гастролей дал мне очень много. Но я не выдержал такой жизни, устал от бесконечных переездов. Тогда я вернулся в свой маленький курортный городок, где был один большой отель, в котором была хорошая работа музыканту. Но место было занято. Пришлось ждать почти семь месяцев, которые я шоферил. Потом я восемь лет проработал в отеле как пианист, "набил руку" и затем уже перебрался в Калгари. 

Таксист получает больше, чем музыкант в оркестре?

No (смеется), совсем нет. Но отличие в том, что здесь у меня были маленькие запросы, а деньги большие благодаря хорошим чаевым. А музыкант больше зарабатывает, но и больше тратит. Потому что для поддержания имени все время необходимо что-то покупать: дом, машину, обновлять аппаратуру...

В дальнейшем ваша судьба сложилась счастливо, или помог Его Величество Случай?

Нет. Приходилось самому "крутиться". Там, как и в Америке, музыканты "самонаемные". Если ничего не найдешь, то ничего и не добьешься. Иногда приходилось "тянуть" две-три работы. И так продолжалось три года. Я очень устал. Надо было искать что-то новое. Мне поступило много разных предложений. Я долго перебирал, пока, наконец, не остановился на одном - работа на корабле по морю. В Калгари я собрал оркестр из пяти человек и сделал свое шоу. Мы играем все: и джаз, и фанк, и латиноамериканскую танцевальную музыку. Сейчас я в отпуске. Но отсюда поеду на работу в Японию.

Совместное российско-канадское действо называлось Big Jazz Jam. По русской традиции оно началось на час позже (ждали и не дождались гитариста Виктора Борилова), а закончилось далеко за полночь. Jam, обильно смоченный несколькими сортами пива, звуком буквально сбивал с ног, точнее - со стульев. Но это тревожило лишь некоторых, особенно противных и занудливых. В целом все прошло очень активно и разнообразно. По крайней мере, до половины первого ночи я успела услышать двух гитаристов, трех пианистов, двух басистов, тромбониста, четырех саксофонистов и столько же барабанщиков. А вообще говорят, что в джеме приняло участие более двадцати музыкантов.
И "на посошок" новости из Центра. В смысле - Центра им. Кима Назаретова, где концентрируется и переплетается жизнь нескончаемого и многообещающего конвейера ростовского джазового образования. Как обычно, Центр заработает с ноября. В его работу войдут пять (один раз в месяц) абонементных концертов студентов кафедры эстрадной и джазовой музыки РГК им. Сергея Рахманинова, еженедельные концерты джаз-коллективов города и обновленная программа вечеров "Ностальжи", которую будут делать пять аранжировщиков.
Помимо этого, в Центре планируется провести записи для CD "Бэндлидеры Ростова". Туда войдет по одной пьесе ростовских композиторов и аранжировщиков в исполнении муниципального оркестра Кима Назаретова. Если все сложится благополучно, то к Новому году выйдет три диска: биг-бэнда ДДШ, вышеназванный и "Next Step" - давно собранный, но пока не увидевший свет диск ансамбля New-Centropezn Quartet.

Ольга КоржоваОльга Коржова
фото из архивов АфишиПоСети

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service