ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 32
2002

Vilnius Jazz Festival и его директор
19 сентября в Вильнюсе стартует 15-ый международный джазовый фестиваль "Vilnius Jazz 2002" - один из самых значимых, старых и авторитетных джазовых фестивалей Литвы. Накануне юбилея бессменный идеолог и директор "Vilnius Jazz'а" Антанас Густис любезно согласился ответить на некоторые исторические вопросы...

Антанас, что значат для тебя эти фестивальные полтора десятилетия?

Антанас Густис- 15 лет фестиваля - это половина моей сознательной жизни. Эти 15 лет - это огромная работа по формированию джазового вкуса вильнюсской публики. С другой стороны, 15 лет "Vilnius Jazz"a - это огромный стимул для литовских джазовых музыкантов бороться за свое место не только в культурной жизни Литвы, но и Европы. Ведь за время фестиваля не раз рождалось множество международных проектов, которые потом перерождали в записи, гастрольные туры, новые проекты...
Я всегда делал не то, что популярно, то, о чем большинство не знает. После десятого фестиваля люди, кажется, начали понимать, что и зачем я делаю. Теперь, на 15-й год, мне не нужно уже большой рекламы, потому что автоматически, с наступлением осени, люди приходят в этот концертный зал с надеждой услышать что-то новое.
Порой мне кажется, что теперь меня может уже и не быть, но все сделанное мной и фестивалем - останется. Все мы очень духовно обогатились за эти фестивальные годы: это как человек до школы и после школы.

Признайся, будет ли в связи с юбилеем особенной программа нынешнего фестиваля? Какой концерт, на твой взгляд станет "изюминкой" этого года?

- В этом году я постарался таким образом составить программу фестиваля, чтобы представить за время фестиваля все основные принципы и критерии, заложенные в концепции фестиваля нового, авангардного джаза, каким является "Vilnius Jazz". То есть я попытался представить публике джазовых музыкантов мирового уровня, избравших свой особенный творческий путь, создающих что-то абсолютно новое в музыке. В этом смысле нынешняя программа фестиваля, на мой взгляд, идеально сбалансирована: японский джаз представит группа Mikigami Santachi, лидер которой Микигами Коити - очень значимая фигура японского андеграунда. США на фестивале представит одна из самых ярких нью-йоркских авант-джаз-рок-групп Harriet Tubman. Своеобразный восточно-европейский, балканский джаз покажет группа Kampec Dolores из Венгрии. Европа будет представлена несколькими коллективами, из которых лично я выделил бы одну из самых необычных и значимых джазовых групп современного европейского джаза - итальянский Carlo Actis Dato Quartet и немецкого гуру экспериментальной гитарной музыки Ханса Райхеля, выступающего на фестивальной сцене в дуэте с Рюдигером Карлом.
А главный литовский акцент нынешнего фестиваля - специальный проект Скирмантаса Саснаускаса для представления культурной программы "Джаз в Литве" на Франкфуртской книжной ярмарке. Для литовской аудитории это будет сюрприз: эту программу пока видели только зрители международного конкурса "The Shortest Night' 2002" в Эстонии.
Hans Reichel-Rudiger CarlВообще-то очень трудно что-то одно выделить из всей программы фестиваля, потому что каждый день имеет собственный специфический акцент. И все же, как мне кажется, такой "изюминкой" фестиваля станет выступление немецкого дуэта Hans Reichel-Rudiger Carl, британцы из Django Bates & Human Chain и японцы из Mikigami Santachi.

Есть ли у тебя что-то вроде "тайного списка" с именами тех, кого ты обязательно - год за годом - планируешь привезти в Вильнюс?

- Нет, такого списка нет. Но такие музыканты действительно есть. Я верю, что в Вильнюсе обязательно выступит Джон Зорн!
Я давно мечтаю привезти на свой фестиваль группу Алексея Айги "4'33". В этом году я собирался осуществить это, наконец, воспользовавшись благоприятным стечением обстоятельств - в одни дни с фестивалем будут проходить дни культуры Москвы в Вильнюсе. Но, к сожалению, из этой затеи опять ничего не вышло...
Признаться, я до сих пор физически чувствую потерю Сергея Курехина. Это единственный музыкант СССР, которого я лично знал, с которым часто виделся, много раз договаривался о его приезде, но который так и не успел выступить на моем фестивале. Его потерю я чувствую до сих пор и никогда не прощу себе, что я не успел...

Самая рейтинговая, дорогая и модная звезда джаза, которая была гостем твоего фестиваля - кто это?

- Мой фестиваль никогда не стремился представить на своей сцене самых модных и дорогих исполнителей. Зато все 15 лет существования фестиваля на его сцену выходили музыканты, занимающие самые рейтинговые позиции в мастерстве игры на своем инструменте. Я хочу, чтобы "Vilnius Jazz" продолжал миссию нового джаза. Я стараюсь открывать творческие личности, музыкантов, которые делают что-то новое, необычное и оставляют в музыке свой уникальный след. Меня интересует в первую очередь не их рейтинг, а творческий потенциал.

В истории твоего фестиваля заметна необычная тенденция: каждый год ты приглашаешь кого-то из японских джазовых музыкантов...

- Это личная симпатия. Японский джаз - это совершенно иное течение: не американское, не европейское. Это - "третий путь". Понятия "Япония" и "джаз" до моего фестиваля для многих казались несовместимыми. Если я делаю фестиваль современного джаза, стараюсь показать то новое, что делается в мире, то я обязательно должен показать и это третье направление. Это исключительная черта "Vilnius Jazz", что каждый год на нем демонстрируется японский джаз. Мне запомнился концерт, разрушивший "берлинскую стену" в моей голове: выступление Отомо Йосихидэ и Altered States Quartet в 1993 году. В современной японской культуре очень заметен уникальный синтез восточного с американским.

За эти 15 лет фестиваля, какой концерт запомнился тебе как самый фантастичный по произведенному эффекту? 

- Очень трудно что-то одно выделить, потому что все гости нашего фестиваля очень различаются своей стилистической направленностью и известностью. Но если вспоминать первые фестивали, то это, пожалуй, выступление Кортни Пайна в 1989 году. В то время в Литву еще очень редко заезжали настоящие звезды мирового джаза. Он был одним из первых.
Лично я до сих пор нахожусь под сильным впечатлением от выступления на фестивале Саинхо Намчылак, Фреда Фрита, Отомо Йосихидэ. Ну, и от выступлений Владимира Чекасина...

А какой этап в истории фестиваля был самым трудным и разочаровывающим?

- Каждый год возникают какие-то непредвиденные трудности, и каждый год я стараюсь делать фестиваль по максимуму. Я помню фестивали времен политических кризисов, когда на улицах Вильнюса стояли танки. Экономических кризисов, когда не было бензина, и я на своих стареньких "Жигулях" ездил на Минское шоссе, заливал канистры бензина, составлял в гараже -и все для того, чтобы через неделю было на чем возить музыкантов. Были дипломатические блокады, когда не выдавали визы в Литву. Я все равно делал фестиваль при помощи друзей: мы устраивали так, что будто бы музыканту едут в Питер или Москву. Транзитом они останавливались в Вильнюсе и играли на моем фестивале.
Но сегодня я могу с уверенностью сказать, что прошлый год был самым неудачным во всей 15-летней истории фестиваля! Из-за террористических актов в США 11 сентября 2001 года в Вильнюс не только не смог приехать американский квартет Курта Эллинга, но и вообще весь фестиваль за 10 дней до своего открытия буквально висел на волоске. События в Нью-Йорке, так или иначе, повлияли на три приглашенные на фестиваль группы: не смогли прилететь в Вильнюс два музыканта из Индии, которые должны были выступать в общей шведско-индусской группе "MYNTA". Из-за разлада в работе международных авиалиний не смогли прилететь на фестиваль музыканты из Бельгии, должные выступить вместе с финским пианистом в составе Alexi Tuomarila Quartet. Пришлось срочно заменять их литовскими музыкантами, чтобы фестивальная программа не оказалась окончательно и полностью разрушенной. Но, несмотря на все эти сложности, "Vilnius Jazz 2001" все же удалось провести, в то время как многие престижные европейские джазовые фестивали были отменены...

Может быть, была за эти годы какая-то казусная, смешная ситуация, приключившаяся в рамках твоего фестиваля?

- Они случались не раз! Как одну из самых комичных в истории фестиваля я вспоминаю ситуацию, которая может быть обычна для мира баскетбола, но не мира джаза. В 1989 году прибывшую на фестиваль группу Кортни Пайна поселили в самый престижный и комфортабельный по тем временам отель "Lietuva". Практически сразу после размещения лидер группы - великан Кортни Пайн попросил, чтобы ему в номер поставили другую кровать, хотя бы на треть длиннее нынешней. Выход из положения нашел завхоз гостиницы: он предложил смастерить одну длинную кровать из двух коротких. И высокорослый музыкант блаженно вытянулся на новом ложе во весь рост.
Еще одна казусная приключилась в 1990 году с певицей Саинхо Намчылак. На следующий после фестивального выступления день Саинхо и еще два музыканта (из Австрии и Швейцарии) должны были вылететь в Новосибирск. Сопровождающий гид должен был разбудить их и проводить в аэропорт, но случилось так, что он сам проспал. Гид застал музыкантов, сидящих на своих чемоданах на улице перед гостиницей как раз в то время, когда самолет на Новосибирск уже взлетал. В отличие от гида, музыканты очень обрадовались, что уже никуда не надо лететь и есть возможность отдохнуть и побыть на фестивале до конца.
Но мне пришла в голову мысль, поехать в аэропорт и узнать, может быть есть еще какой-то рейс до Новосибирска. Каково было наше удивление, когда по прибытии в аэропорт мы застали там толпы людей, с самого утра ожидавших вылета самолета в Новосибирск! Оказалось, что из-за плохой погоды рейс был отложен...

В заключение нашего разговора: если вспомнить джазовую жизнь в Литве в начале истории твоего фестиваля и сегодня, что изменилось на твой взгляд?

- Изменения очень большие! В то время, когда я начинал делать свой фестиваль, в конце 80-х годов, "Vilnius Jazz" по негласному рейтингу считался вторым в стране джаз-фестивалем после "Birstonas Jazz Festival". Сейчас же в Литве существует уже несколько довольно крупных и значимых по европейским меркам джаз-фестивалей, ориентированных на различные стилистические проявления джаза и даже на разные возрастные группы слушателей. В Литве сегодня представлен, наверное, весь спектр джазовых фестивалей, начиная от конкурсов молодых исполнителей джаза до крупных фестивалей, на которые приглашается европейская и мировая джазовая элита. Сегодня в каждом крупном литовском городе есть хотя бы один постоянно действующий джаз-клуб, а в Вильнюсе их несколько. Джаз у нас вошел в моду, кроме фанатов джаза появилось много "неравнодушных" к нему. Музыкальная джазовая жизнь в Литве сегодня буквально "бьет ключом", конкуренция между признанными мэтрами джаза и перспективными молодыми исполнителями стала очень заметной. Я думаю, что сегодня джаз в Литве стал популярной музыкой.

Программа 15-го международного фестиваля "Vilnius Jazz 2002"

  • 19 сентября
    20:00, ресторан "Neringa"
    Концерт открытия фестиваля:
    Квартет Скирмантаса Саснаускаса (Литва): Introduction to Frankfurt Book Fair 2002, программа "Джаз в Литве"
    Ночной джем-сейшн 
  • 20 сентября
    19:00, Русский драматический театр
    Carlo Actis Dato Quartet (Италия)
    Lindha Svantesson (Швеция)

    23:00, ресторан "Neringa"
    Квинтет Яна Максимовича (Литва)
    Ночной джем-сейшн 
  • 21 сентября
    17:00, Русский драматический театр
    Makigami Santachi (Япония)
    Hans Reichel - Rudiger Carl (Германия)

    20:00 - Harriet Tubman (США)

    23:00, ресторан "Neringa"
    Ночной джем-сейшн 
  • Django Bates & Human Chain22 сентября
    19:00, Русский драматический театр
    Kampec Dolores (Венгрия)
    Django Bates & Human Chain (Великобритания)

    23:00, ресторан "Neringa"
    Praspaliauskis-A.Slaustas Quintet (Литва)
    Ночной джем-сейшн 

Анастасия КостюковичАнастасия Костюкович
Фото Дайнюса Лабутиса

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service