ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 33
2002

Бреккер-Бутман: Питер, Москва, Ростов, далее везде...
Часть 1. Санкт-Петербург, 12 сентября.

Рэнди Бреккер и Игорь БутманОднажды в Питере на сцену Большого зала Академической Филармонии им. Д. Д. Шостаковича вышли крутые парни в стильных черных костюмах и ярких рубашках: Рэнди Бреккер, трубач из Америки, и квартет Игоря Бутмана (Игорь Бутман - саксофон, Антон Баронин - фортепиано, Виталий Соломонов - контрабас, Эдуард Зизак - ударные) из Москвы. Так в северной столице открыли "Джазовый сезон 2002".
Рэнди Бреккер - легендарная личость. В 17 лет попал на профессиональную джазовую сцену, работал с Кларком Терри, в оркестре Теда Джонса - Мэла Льюиса, а еще до того - раннем составе одной из первых джаз-роковых групп Blood, Sweat and Tears. В 1969 году вместе с младшим братом Майклом Бреккером и барабанщиком Билли Кобэмом создал группу Dreams. В 1969 - 1973 гг. работал с квинтетом Хораса Силвера, в 1975 г. вместе с братом организовал один из самых популярных джаз-роковых составов 1970-х - Breckers Brothers, в 80-х работал в оркестре Mingus Dynasty. В 90-х вновь объединялся с братом. Посещал с концертами Москву и Санкт-Петербург.
Ну, а Игорь Бутман - просто самый популярный в России саксофонист.
Пообещав оставить прославленный академический зал - "Храм музыки" - в целости и сохранности, музыканты играли джазовые стандарты и авторские композиции Рэнди Бреккера и Игоря Бутмана. Уравновешенный Рэнди Бреккер резво, легко и непринужденно взбирался на "эвересты" трубы, пронзая или медленно прорезая ясными, чистыми звуками акустику зала. Экспансивный Игорь Бутман не только виртуозно, но и очень выразительно играл на саксофоне, проявляя чудеса нюансировки (особенно в собственных композициях "Египетские ночи", "Пророчество"). Несколько статичный, должно быть - более комфортно чувствующий себя в Скрябине Антон Баронин (рояль); заставлявший петь контрабас Виталий Соломонов и Эдуард Зизак, восседавший за барабанной установкой, словно на бочке с порохом - таков был этот состав.
Приятно отметить, что в Санкт-Петербурге растут джазовые аппетиты и публике, которая раньше с трудом вмещалась в зал Академической капеллы, теперь тесно и в гораздо более объемном Большом зале филармонии. И в этом огромная заслуга "Джазового сезона", позволяющего и впредь все большему количеству академически настроенных музыкантов и слушателей проникаться искусством джаза.
А для Рэнди Бреккера и квартета Игоря Бутмана это был первый концерт большого тура по России. Передаю эстафету Москве.

Елена Насонова 

Часть вторая. Москва, 13 сентября.

Американский трубач Рэнди Бреккер (Randy Brecker) выступил вместе с квартетом Игоря Бутмана в московском "Ле Клубе", официально открыв "Hennessy Tour 2002", который начался в столице и проходит в семи российским городах (петербургский концерт не носил марки спонсоров и, таким образом, под флагом Hennessy официально не находился).
Московский концерт представляли компания Hennessy и Игорь Бутман.
Выступления "звездного" трубача Рэнди Бреккера с гастрольными турами по России и, в частности, концерты в "Ле Клубе" становятся хорошей традицией, что не может не радовать его поклонников: это уже пятый приезд музыканта в Россию за последние три года.
В этот вечер зал "Ле Клуба" был полон. Ближе к десяти вечера на сцене появился главный гость программы, высокий, крепкий, с сединой в бороде Рэнди в сопровождении квартета Игоря Бутмана (Игорь Бутман - саксофон, Антон Баронин - фортепиано, Виталий Соломонов - контрабас, Эдуард Зизак - барабаны). С первых звуков трубы Бреккер подчинил себе слушателей. Мощнейшая, но точно дозированная подача звука, скоростные, идеально чисто сыгранные пассажи, пластичные мелодические линии, пронзительные звенящие "верха" - все, что характеризует стиль этого замечательного музыканта, вызывало у публики настоящие овации после каждого соло. Надо отметить, что Игорь Бутман был вынужден следовать за Рэнди и не уступать ему ни в чем, с чем он прекрасно справлялся. Такие же сильные по подаче и чисто сыгранные партии Игоря отлично вторили трубе Бреккера в проведениях тем и аранжированных ансамблевых фрагментах композиций. Ритм-секция уверенно сопровождала разностилевые авторские композиции Бреккера ("There's A Mingus A Monk Us" и др.) и классические джазовые стандарты. Экспрессивные соло и вставки ударных Эдурда Зизака вызывали у слушателей искренний восторг, а "барабанные очереди" заводили публику не хуже сольных партий Бреккера.
Первое отделение концерта было завершено легендарной композицией братьев Бреккеров "Some Skunk Funk" с альбома "Heavy Metal Be-bop", в которой тема и туттийные места были сыграны почти в оригинальной версии, но сама композиция была объявлена как "джазовая версия" и исполнялась в триольной ритмике. Второе отделение прошло несколько спокойнее. В нем прозвучало больше баллад, одна из которых была исполнена лично Игорем Бутманом без участия Рэнди Бреккера.

Владимир Смирнов
первая (сокращенная) публикация - 
агентство InterMedia, 04.09

Часть 3. Ростов-на-Дону, 14 сентября.

Не знаю, как остальные города, а Ростов-на-Дону не очень-то избалован гастролями западных джаз-звезд. В последний раз это были Джон Аберкромби, Адам Нуссбаум и Энди Лаверн, коих привозил Игорь Бутман. Много воды с тех пор утекло. Любители джаза буквально слюной захлебывались, читая о текущих и предстоящих концертах в "Ле Клубе". И вот, наконец, и нам перепало - квартет Игоря Бутмана и сам Рэнди Бреккер!
Отъявленные джазмены и джазфаны целый месяц изнемогали от ожидания, а в кассах филармонии устали отбиваться от страждущих и жаждущих, но не успевших. И вот она, долгожданная и так вожделенно ожидаемая дата - 14 сентября! Этот субботний день совпал еще с двумя праздниками: Днем Города и десятилетием концертной фирмы "Райков" (Раиса Ковалевская), которая подарила первому (то бишь, Городу) более 200 встреч с самыми разными представителями "высокого и чистого", в том числе - и нынешнего джаз-пиршества.
По старинной русской традиции, в означенное время - 18.00 - концерт не начался. И не потому, что музыканты решили "повыделываться". Просто ждали уполномоченного представителя президента в Ростове-на-Дону г-на Казанцева. Никто и не думал, что он появится. Все-таки День Города, да к тому же совпавший с 65-летием Ростовской области - достаточно серьезное событие. Думаю, Виктору Геннадиевичу пришлось изрядно напрячься, чтобы выкроить "время" в обязанностях "по статусу". Но что ни сделаешь во имя любви!
Итак, все готовы! Зал переполнен. Халявщики торжественно усеяли все стоячие балконные места, а фавориты-безбилетники перекрыли дополнительными стульями все входы и выходы в партере. Можно и приступать.
Первый сет начался мощно и плотно пьесой Бреккера "Шанхай". Дуэт меди в проведении темы. Импульсивно звенящее соло трубы сменилось по-кошачьи мягким, постепенно набирающим силу монологом саксофона. Зал то и дело взрывался, откликаясь на очередные музыкальные высказывания, и вдруг... гаснет свет. Зал охнул. Лишенный поддержки микрофонов, звук резко упал, но ни на секунду не прекращался. "Вау", - выдохнул зал, грянул аплодисментами и тут же притих. Через пару минут свет зажегся, но, казалось, никто на это особо и не отреагировал. Зато, что было по окончании!!! 
Следующая композиция - "Египетские ночи" Бутмана. Вступительное священнодействие Антона Баронина. Пианист неспешно повел вглубь собственных размышлений, вспоминая какие-то подробности, завораживая изменчивостью пульсации и совершенно ювелирной работой со звуком. Мне даже почудились эдакие акварели а-ля "Равель-Дебюсси". На какое-то время мне показалось, что Антон и сам заплутал в собственноручно созданном бесконечном лабиринте мыслей и звуков и уже не выберется...
И все же: в чем прелесть "живого" концерта. Дома переслушала запись этой же композиции на диске. Соло Баронина - 45 секунд. Так же - в щадящем режиме - и остальные высказывания. Хотя и пьеса сделана, - не придерешься, ан нет в ней такой неограниченной свободы мысли. Вроде бы и все на месте, а чуть ли не физически ощущаешь тесные "рамки времени". Здесь же, да простят меня профи за вольность с терминологией, суперсвинг: когда из тебя вытянули не только все, что есть, но и то, о чем ты и не подозревал. И в этом колоссальная заслуга басиста Виталия Соломонова. Вообще его игра, как мне показалась, под стать фамилии: много мудрости и зрелой красоты. 
Бессмертная баллада "My Funny Valentine". Хотя Бреккер и предупредил (кстати, он фактически был ведущим концерта), что именно она сейчас и прозвучит, а зал все равно при первых звуках одобрительно зашумел. Труба Бреккера сразу же взяла инициативу в свои руки. Ее звук - сначала спокойный и бесстрастный - постепенно приобрел плотность и гибкость. Точные сильные фразы подавались как бы "порционно", не давая "накушаться", но и не оставляя голодным. Совершенный баланс между мыслями и чувством, полный покой и умиротворение.
Полнейший контраст - заключительная пьеса отделения: бурлеск фьюжн, фанка и иже с ними. Труба с саксофоном включились в игру "а ну-ка, перегони". Барабаны Зизака, устав от полушепота, наконец, зазвучали в полную мощь, хотя и дозировано, через запятую. Лишь контрабас Виталия Соломонова невозмутимо сохранял спокойствие, будто говоря: "Должен же кто-то быть старшим". Не зря Фейертаг в свой энциклопедии назвал его "одним из самых надежных". 
Разогрев зал до неприличия, музыканты ушли на антракт. "На самом интересном месте"!
Во втором сете прозвучала композиция, написанная женой Бреккера - итальянской саксофонисткой. Ее название вероятно навеяно бессмертной итальянской песней "О соле мио". В этой пьесе Рэнди впервые, хотя и ненадолго, позволил себе более свободное звукоизвлечение: тон стал шире, разнообразнее по краскам (что-то от эйсид), менее фиксированным и слегка "расплылся", как медуза на солнце. 
О финальном "Караване" нет смысла говорить: колоссальная кода всему с вовлечением всех и вся в знакомых (калейдоскопом) темах от Моцарта до песни Султана из к/ф "Кавказская пленница". Под занавес ребята гульнули так гульнули!
Вообще концерт был необычайно органичен. Каждая композиция эксклюзивна. Чего, к примеру, стоит любимая Бреккером пьеса Бутмана "Prophecy". Вообще меня поразило совершенное чувство ансамбля. И хотя некоторые "стыки" и пробивались, но они были столь мастерски тут же подхвачены и преподнесены, будто так и задумано. А может быть, так оно и было? 
Не знаю, почему, но предыдущее выступление квартета Бутмана в Ростове меня не взволновало так, как это. Там Игорь был явным лидером, закрывал собой все амбразуры, поднимал зал всяческими призывами революционной песни "Вставай... весь мир", с которой чуть ли не из-за кулис и начал концерт. Да и звук там рушился то и дело. 
Здесь же сложно сказать, кто есть кто. И лидеры все на равных, и консенсус не обижен. Потрясающий тандем высочайшего профессионализма и мастерства. 

Ольга КоржоваОльга Коржова,
Ростов-на-Дону

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service