ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 34 - 35
2002

"Аква-джаз 2002": день за днем
Идея провести фестиваль в аквапарке "Дельфин" родилась года четыре тому назад. По крайней мере, именно тогда, на чествовании 100-летия Джорджа Гершвина в совершенно далеком от джазовой жизни поселке Небуг, что в Туапсинском районе, и конкретно - в отеле "Молния", Лев Шафир произнес сакраментальную фразу: "Следующий фестиваль будет Аква-джаз". Как раз в это время, но только в Ростове-на-Дону, на праздновании 100-летия со дня рождения Гершвина, я и познакомилась с этим человеком совершенно неуемной фантазии. По окончании концерта мы разговорились, и Лев Давыдович сказал, что хочет сделать нечто аналогичное гершвиновскому юбилею у себя в отеле "Молния". И не далее, чем... через две недели. В ответ я лишь пожала плечами. Но когда несколько дней спустя он позвонил и пригласил на чествование великого "русского американца", я просто онемела. Вероятно, название отеля наложило отпечаток и на темп жизни Шафира, который иначе и не определишь, как "молниеносный".
Желание провести фестиваль на территории аквапарка не реализовалось сразу, и все же оно пульсировало и билось в поисках выхода, пока не вылилось (в прямом и переносном смысле) в то, что мы увидели 20-21 сентября. Да еще в таком "круглом" юбилейном окружении: 65-летии Краснодарского края и 80-летии отечественного джаза.


Вот что об этом говорит сам Лев Шафир:

Виктор Кошель, Лев Шафир, Владимир Каушанский, Анатолий Кролл- С огромным вниманием к идее сделать "Аква-джаз" отнесся глава района Виктор Кошель, который и является председателем оргкомитета фестиваля. Он оказал неоценимую поддержку. Спонсоров у нас было заявлено гораздо больше, чем оказалось реально, поэтому хочется еще раз им сказать спасибо - без них ничего бы не состоялось! - и вспомнить всех поименно. Прежде всего - Аквапарк "Дельфин", на территории которого все и проходило. Предложили и предоставили свои услуги для размещения участников фестиваля отель "Молния", пансионаты "Ямал", "Югра", "Орбита", "Автотранспортник России", "Белая Русь". Кроме того ОАО "Роснефть" Туапсенефтепродукт, "Туапсинский морской торговый порт", фирмы "Скантрэйд" и "Торес", ЗАО "Георгиевское", база отдыха "Торнадо", совхоз "Новомихайловское". Все они оказали серьезную помощь.
Неоценимую роль в организации работы по подготовке фестиваля сыграл Андрей Балашов. Это не только интернет-связь, но и вся информационная поддержка. Кроме того, Андрей имеет музыкальное образование и пропитан джазом буквально насквозь. Он понимает с полуслова, что я хочу сказать. Идеи мои, а вся разработка и доведение их до конечного результата - его работа. 

Аква-джаз - это необычный формат для фестиваля. Как долго вы готовились и с чего начинали? 

- Наверное, это действительно что-то новое. Правда, развитием этого жанра музыкального искусства мы занимаемся с 1996 года. И это не просто так - захотели провести джаз-фестиваль и провели. Это серьезные наработки за все эти годы общения, личные какие-то контакты, участие в подобных акциях в других местах. Большую помощь оказал мне и поклонник этой музыки, директор сочинской филармонии Борислав Ягудин, отец которого еще в 30-е годы играл джаз. Наверное, эти джаз-гены передались и сыну, благодаря которому на сегодняшний день Сочи имеет уже много фестивалей.

Вы с самого начала задумывали эдакий джаз-комплекс "Сочи-Туапсе", точнее - "Сочи-Небуг"?

- Так и задумывалось. Поскольку такого рода и масштаба действо проводится впервые, то довольно сложно "раскачать" спонсоров и найти серьезную финансовую поддержку. Но у нас есть единомышленники. И в администрации Туапсинского района заинтересованы, чтобы этот фестиваль стал ежегодным. Если такое желание закрепится, то на следующий год нам будет уже проще готовиться. Игорь Бутман обещал в конце сентября, возвращаясь после гастролей по Израилю, заехать и пообщаться с руководством района и конкретно обозначить эту ситуацию (то есть делать фестиваль традиционным и ежегодным). Если все пройдет благополучно, тогда у нас будет год на подготовку. А этот готовился реально чуть меньше двух месяцев. 

Вы хотите закрепить этот фестиваль за Бутманом, то есть, он - бессменный Президент "Аква-джаза"? 

- Я надеюсь, что так оно и будет. Потому что это наша с ним совместная идея. И хотя по очень серьезным причинам (фестиваль в Сочи и гастроли с Рэнди Бреккером) он не смог приехать лично, но везде он значится. Да и посмотрите, как постарался наш художник: он стилизовал дельфина с саксофоном под Игоря, даже чубчик такой же!
Этот фестиваль - необычный. Самое главное его отличие - проведение всего действа в аквапарке, на свежем воздухе с купанием и гулянием. Это совершенно новая идея, и посмотрим, как она себя оправдает. Джаз - музыка элитарная. В Сочи на фестивале в прекрасном зале сидела красиво одетая публика. Эта творческая интеллигенция, которую интересует такого рода музыка. А здесь - вода, горки, на которых можно кататься. И лишь небольшая часть присутствующих будет внимательно слушать то, что происходит на сцене. В этом и отличие аква-фестиваля: с одной стороны - создание джазовой атмосферы, с другой - ненавязчивая воспитательная задача: вдруг в ком-нибудь из отдыхающих приживется джаз-зерно и прорастет в любовь.

На прошлом фестивале я вас помню с "Караваном" на баяне...

- Да, что-то такое будет и здесь, но только для своих на джеме.

Джаз будет сопровождать отдыхающих чуть ли не весь день. По крайней мере, программа рассчитана на шесть часов. Может быть, этот двухдневный фестиваль - пробный, а в будущем он станет недельным?

- Вполне возможно. Хотя, может быть, неделя - многовато, а вот дня четыре - вполне реально. Потому что у нас сейчас очень плотно по 7-8 коллективов каждый день заявлено. Очень жаль, что на этом фестивале не будет детского биг-бэнда из школы им. Кима Назаретова. Но так случилось, что они из Сочи сразу уезжают в Одессу на "Джаз-карнавал". Я с ними разговаривал в Сочи, очень их люблю и сделаю все, для того, чтобы на следующий год они были здесь. И чтобы ежегодно во время пребывания во Всероссийском детском центре "Орленок" они приглашались в ту смену, когда там будут отдыхать творческие дети со всей России.

Вот такой предварительный разговор о сути "Аква-джаза-2002" состоялся в отеле "Молния". Официальным пивом фестиваля было "Туборг", а официальным напитком "Пепси-Кола". И если с пивом, его представителями и реальной помощью было все в порядке, то фирма "Пепси" как-то самоустранилась, несмотря на то, что во всех рекламных акциях ее имя упоминалось. Ну, что поделаешь: захотел - дал слово, захотел - забрал.
А сейчас я по возможности объективнее постараюсь описать все увиденное-услышанное. И начну с самого начала. 


ДЕНЬ ПРИЕЗДА 
Наверное, для ростовчан этот праздник оказался самым длинным. И начался он в 5 часов утра, когда под легкий моросящий дождь нога биг-бэнда Радинского ступила на перрон Туапсинского вокзала. Аква - так аква. Хотя лучше бы эта аква была в емкости и доставалась по желанию.
Рассвет над ТуапсеВторым номером утренней программы был благословенный морской рассвет. Священнодействие просыпающегося морского массива. Ярило и Посейдон - огонь и вода - степенно сошлись в джазовом рукопожатии. И хотя трубы были еще зачехлены, их присутствие уже обозначилось в виде нацеленных в высь пирамидальных тополей.
Уж не обессудьте за словесную живопись. То ли взыграло романтическое ретивое, то ли сказывается семь лет без отпуска... А может быть, действительно слишком уж мы погрузились в ежедневный бег с препятствием и бытовизм, позабыв об истинной и незыблемой красоте Матушки-природы. Но когда серое небо стало расползаться, аки пришелец-инопланетянин под воздействием смертоносного оружия, а в синеву победно вынеслась пара ложек взбитых сливок-облаков, - мы однозначно почувствовали себя причастными к победе света над тьмой. 
"Молния" встретила меня тихой джазовой музыкой и радушной улыбкой Шафира. Тут же были выданы все соответствующие причиндалы, включающие голубой в нежно-золотой окантовке вымпел с эмблемой, пропуск "гостя" во все злачные места и программку, в коей черным по синему было написано: интернет-поддержка - www.jazz.ru. 

ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ
С утра - все тот же дождь. 10 часов - он же. 11 - без изменения. Уж полдень близится, а солнышка все нет! Наконец, в начале второго (а открытие в три!)... Вероятно, молитвы (и не только) организаторов и призывы участников достигли критической точки, после чего все сразу резко задвигалось, забегало, зашумело и в невероятном темпе устремилось к аквапарку. 
Все джаз-пиршество началось с небольшой трибуны, которая находилась в самом начале водных аттракционов. Возле нее уже взвывал туапсинский ансамбль саксофонистов-школьников: "Бесамэ, бесамэ мучо". На трибуну с приветственным словом поднялись глава администрации Туапсинского района г-н Кошель, мэтр отечественно джаза Анатолий Кролл, Владимир Каушанский с Евгением Балашовым (джаз-ангажемент Юрия Саульского) и сам зачинщик предстоящего, Лев Шафир. Все было с юмором и без помпезности. Затем полномочия передали царственной особе - Нептуну. 
Нептун- Музыкален я давно, Песни моря знаю. Но Неужели здесь у нас Заиграет Аква-джаз? - объявил фестиваль открытым Нептун. В честь этого дети залихватски отплясали джаз-стандарт "Яблочко". И тут же по находящемуся сзади водному трамплину был доставлен развеселый голубой флаг. А из глади бассейна появился ростовский "Диксиленд" и вместе с Львом Шафиром исполнил бессмертный хит "Когда святые маршируют". На этом официальная часть закончилась, и все действо переместилось на концертную площадку, находящуюся между самыми крутыми водными горками и не менее крутым пивом фестиваля "Туборг". 
биг-бэнд "Сочи"Фестиваль открылся многоголосием биг-бэнда "Сочи" Сергея Кокорина (дирижер Геннадий Холманский). Коллектив возник в 1969 году как эстрадный оркестр "Таксомотор". Затем многократно менял направления своей работы, состав участников, руководителей. Большую роль в укреплении статуса коллектива в последние 10 лет сыграл директор дома искусств и саксофонист биг-бэнда, ныне покойный Валерий Васильевич Зудин. Совместно с коллективом филармонии (оркестр и хор "Камерата") было осуществлено несколько проектов, посвященных Дюку Эллингтону, Исааку Дунаевскому и Луису Армстронгу. С 1995 года оркестром руководит пианист Сергей Кокорин. 
На смену бэнду вышел международный (Москва-Донецк) дуэт Леонид Винцкевич (клавишные) - Валерий Колесников (труба): фортепианные разливы и полетные медные россыпи. Валерий чередовал игру на трубе со скэтом, чему лично я была свидетелем впервые. А где молодые трубачи? Остались только старожилы. Может быть, мне это только кажется? 
С этим вопросом я подошла к чрезвычайно немногословному Валерию.

- Труба постепенно пропадает с джазовой сцены, а тромбон давно исчез. Это уже просто мамонт. Да и толковых трубачей практически нет. Очень жаль.

А ваш донецкий фестиваль ДоДЖ? Может быть, какой-то спец-приз объявить, дабы заинтересовать духовиков?

- Там пошли другой дорогой. У них получается не фестиваль, а какой-то гала-концерт - шикарнейший и очень дорогой - для иностранных музыкантов. Наших там - один-два, Бриль да я прорвались. Остальные все - "потусторонние" люди. 

И вновь Туапсе: Александр Соколов (акустическая гитара). В программе две авторские пьесы - босса-нова и баллада. С виду - чистенько, аккуратненько. Вот бы еще озвучка была нормальной (пропадал микрофон), тогда бы мы и музыку услышали.
Бэнд "Торнадо" Сергея Калитенко (10 инструменталистов, 4 бэк-вокалистки и два солиста). Есть в Туапсе школа искусств, на базе которой в 2000 году директор школы Сергей Калитенко создал свой бэнд. Стилистически он исполняет современный джаз с элементами фьюжн и джаз-рока. Помимо простых композиций типа "Чикаго", ребята включили и "Семнадцатый скорый" Майкла Бреккера.
Сергей Калитенко учился в Казанской консерватории на одном курсе с Леонидом Винцкевичем (даже немного в одной комнате пожили), но окончил Ростовскую в 1973 году по классу фортепиано у Анны Семеновны Барон. Работал в училищах Краснодара, Новороссийска и везде занимался классической музыкой. 

А потом...

- Что-то стало скучно, и я решил заняться джазом. Собрал коллектив. Сразу выбрали направление джаз-рок. Сначала мы играли "для себя". Потом, благодаря помощи городских властей, мне удалось закупить аппаратуру на $17 000 (!). Пока не удается доставать оригинальные партитуры, поэтому занимаемся "съемами" (обычно это делает наш трубач Виктор Завгородний). Мы берем и песни, но стараемся, что бы они соответствовали более высокому художественному уровню. Кое-что играем из джазового репертуара Ларисы Долиной. Выбор такой музыки связан с тем, что мы - курортный город, и более серьезные джазовые композиции не особенно здесь воспринимаются. 

Квартет солистовКвартет солистов городов юга России: тенор-саксофонист Анатолий Кирничный, клавишник Сергей Кокорин, басист Сергей Землянухин и барабанщик Леонид Ольховский. Все они - солисты биг-бэнда Георгия Гараняна.
Сергей Кокорин родом из Томска (род. 1960 г). Впервые профессионально стал заниматься музыкой в 14 лет. За два года прошел весь курс музыкальной школы и поступил в томское музыкальное училище. Затем - консерватория в Новосибирске (окончил в 1986 году), увлечение джазом, знакомство с пианистом Игорем Дмитриевым и тромбонистом Виктором Будариным. С 87-года жил между Анапой и Москвой, занимаясь гастролями и студийными записями, а в 94-и перебрался в Сочи. Помимо концертной деятельности занимается и педагогической, являясь последние четыре года заведующим эстрадно-джазового отделения сочинского училища искусств. 
Анатолий Кирничный и Сергей Землянухин - из Сочи. Толик закончил училище искусств и приехал за высшим образованием в Ростов, да так и остался. В 1996 году окончил РГК им. Сергея Рахманинова, одновременно работая в биг-бэнде Кима Назаретова и различных комбо. Пробует себя и в качестве композитора, но пока не очень с этим торопится. 
Сергей начал заниматься бас-гитарой в училище искусств после армии. Довольно быстро освоив инструмент, впервые заявил о себе на I Донском фестивале эстрадной и инструментальной музыки (Ростов-на-Дону, 1984). Играл в квартете тенориста Валерия Абрамова, проживающего сегодня в Канаде. Работал в самых разных составах, в том числе - с тенористом Биллом Скитом (Англия).

Саксофонист Ник Матешик (Астана, Казахстан). Родился в Целинограде, в семье музыкантов-любителей. Музыкой увлекался с детства, но в музыкальную школу не пошел. Первое увлечение - рок-музыка. Ориентиры - "Рэйнбоу" и "Назарет". Старался копировать Дэна Маккафферти, и весьма удачно, но недолго. Сорванные голосовые связки потребовали хирургического вмешательства, так что с вокалом пришлось покончить. 
О профессиональном обучении музыкой задумался лишь в 21 год по возвращении из армии, где играл в оркестре полка связи на гитаре, трубе и даже тромбоне. Затем - музыкальное училище и тенор в классе саксофониста Гельмунда Зефрида (сейчас он живет в Германии) и биг-бэнд его же (кстати, там играл и Лев Шафир на перкуссии). 
По окончании училища год работал с Владимиром Куклиным в московской группе "Теплые листья" в Доме Журналистов, потом в Целинограде попал в фанк-команду, которая поигрывала и "соул". Переехав в Астану, играл на баритоне в Президентском биг-бэнде пианиста Александра Аблаева (оркестр был создан в новой столице Казахстана по инициативе президента). Сейчас занимается сольной карьерой (освоил все саксофоны). Преимущественно играет и сочиняет в стиле "фанк" и "техно", но пытается свинговать. Любимые исполнители - Пэт Мэтини. Любимая фраза - ля-до-ре-фа, любимый лад - пентатоника. Любимый стиль - сплав "диско-хауз", "техно", "фанк", "драм-н-бас".

Dixie-Friends"Dixie-Fiends" (Ростов-на-Дону). Этот ростовский старожил был создан еще не директором, а простым академическим пианистом Александром Усенко как учебный коллектив 10 лет тому назад. Состав менялся, но стиль оставался неизменным. Довольно быстро ребята из студенческого коллектива выросли в высоко профессиональный и объездили с концертами практически весь Кавказ. Впервые заявили о себе буквально через полгода на фестивале "Горизонты джаза-92" в Кривом Роге. Затем был Ставрополь, Волгодонск, Сочи ("Черное море-97"), где и началась дружба с "Молнией".
Говорит Лев Шафир: 
- Я был приглашен директором филармонии Ягудиным на Дни Джаза в Сочи и увидел "Dixie-Fiends" на сцене. После выступления пошел за кулисы и познакомился. И с тех пор мы ежегодно плотно общаемся. Каждое лето они по несколько раз приезжают и радуют своим искусством. Я очень тяжело перенес уход из жизни Саши Усенко, который не только объединил музыкантов, но и сделал их единомышленниками и хорошими друзьями. "Dixie-Fiends" - коллектив очень сильный и высокопрофессиональный. Я думаю, его уровень не ниже московской "Капеллы Дикси" Льва Лебедева, заявленной на сочинском фестивале. 

В начале девятого (!!!) день блистательно завершил квартет Владимира Данилина. Нет слов, одни эмоции. Многие музыканты приходили и уходили купаться, и только Анатолий Кролл внимательно всех выслушал до самого конца. 
К нему я и подошла с вопросом: как?

- Безусловно, радует то, что появилась еще одна фестивальная точка на джазовой карте России. И все же восемь коллективов в одном концерте - многовато. Во-первых, они не имеют возможности полноценно высказаться. Ну и потом публика не в состоянии столько выдержать, тем более, что люди совмещают прослушивание концерта с отдыхом и т.д. Дело в том, что организаторы сами взяли на себя право составлять программу, а, наверное, надо было заниматься этим творческим людям. Но я не хотел бы, что бы эти мои слова были впечатлением от первого дня. Это ремарка, сказанная "по ходу". В принципе, довольно разнообразный был день: учтены вкусы не очень, может быть, джазовой аудитории, было много молодежи, много отдыхающих. Так что каждая из возрастных групп получила свою порцию удовольствия. Во всяком случае, мне кажется, это очень приятное место для проведения фестиваля. В целом весь район и конкретно аквапарк как-то уж очень хорошо совмещаются со свободной джазовой атмосферой. 
Хорошо, что фестивалем становится не только какая-то точка, а целое пространство. Я внимательно слушал всех. Из коллективов, за исключением тех, кого я действительно уже хорошо знаю, были неплохие музыканты, представляющие Туапсинский район. Конечно, может быть они еще не достигли каких-то "звездных высот", но этим и ценны подобные встречи: когда молодые воочию видят мастеров джаза, тогда они и сами активнее растут. 
Джаз не может быть слишком джазовым, как симфоническая музыка - слишком симфонической. Другой вопрос, конечно, - и я по такому принципу буду строить наше выступление, - надо как-то считаться с объективными условиями. Конечно, публика - это не джазовые ортодоксы, а обычные отдыхающие. Но тут надо найти золотую середину. Потому, что приманивать людей примитивными вещами как бы обидно и для самих музыкантов. С другой стороны, играть музыку, явно не умещающуюся в представления о понятном... - сами понимаете. Короче говоря, нужно найти ту середину, где бы и музыкант смог бы высказаться, и публика не осталась бы в недоумении от того, что слышит что-то для нее совершенно непонятное. 
Я думаю, что прошедший день в целом в этом смысле был достаточно хорош. И квартет солистов городов юга России, где играют уже зрелые музыканты. Они заняли свою нишу. Ну не могут они играть музыку начального какого-то периода. И нельзя этого от них требовать. Это хорошие и вдумчивые музыканты. Я думаю, в сочетании с коллективами, где все очень просто, они как раз были разумным балансом в этом спектре джазовых направлений. Я считаю, что в этом фестивале надо не столько искать его недостатки, сколько поддержать его достоинство и сделать все, чтобы этот фестиваль стал хорошей традицией.

Вечер сулил пять джазовых точек в разных концах Туапсинского района. Так что надо было выбирать. И я, не мудрствуя лукаво, остановилась на родной "Молнии": что мне стоит спуститься с четвертого этажа! Концерт открыли "Леди Джаз". 
Послушала пару пьес. Леди? Ну допустим, хотя не в том они возрасте и имидже, чтобы так именоваться. Но причем тут джаз? Импровизация напрочь отсутствует. Темочку сыграть может любой музыкант. Правда, гораздо сложнее оказалось ее провести дуэтом: в терцию - еще куда ни шло, а вот сойтись в секунду или - не дай бог - септиму!? Работа с трубой вызывала неадекватное желание помочь хоть чем-то. А еще лучше - забрать, чтобы не мучалась.
Затем вышел Ник Матешик. На второй пьесе "под минуса" я смирилась с мыслью, что джаза сегодня здесь не будет. Ну и ладно, скорее бы завтра!


ДЕНЬ ЗАКРЫТИЯ 
Этим большим концертом руководил Анатолий Кролл. Сделав соответствующие выводы из первого дня, он перекроил программу. И она приняла следующий вид:
  • Биг-бэнд Михаила Радинского (Ростов-на-Дону)
  • Трио Валерия Нагорного (Санкт-Петербург - Сочи)
  • Анатолий Кролл и квартет "Мы из джаза"
  • Квартет Олега Киреева и Светлана Рубинина (Уфа-Москва)
  • Квинтет Александра Аракеляна (Туапсинский район)
  • Квинтет Олега Великанова (Ростов-на-Дону)
  • Квартет "Double Wind" (Краснодар)
  • "Леди Джаз" (Москва)

Биг-бэнд ростовского училища искусств п/у Михаила Радинского. Лауреаты джазовых конкурсов и различных фестивалей, они не только сорвали аплодисменты, но и получили высокую оценку москвичей. Что, однако, не помешало всему оркестру во главе со своим руководителем после отыгрывания программы тут же кинуться в манящую водную гладь. И так поступали практически все. Лишь ведущий концерта Владимир Каушанский, по долгу службы остававшийся при пиджаке и галстуке, с завистью поглядывал на приплясывающую мокрую толпу. 

Трио Заслуженного артиста России саксофониста Валерия Нагорного родилось прямо на фестивале. В него вошли Кокорин и Землянухин. Валерий начинал свою музыкальную карьеру в Челябинске, затем переместился в Питер. В концерте прозвучали три его авторские композиции ("Вальс", "Сильфида", "Забытое поручение") и джаз-стандарт.

Команда Анатолия Кролла "Мы из джаза" достаточно известна. Но кое-какие сведения можно добавить: тенорист Антон Румянцев и барабанщик Петр Ившин первое лауреатское звание получили в Ростове-на-Дону на конкурсе молодых джазовых исполнителей (2000 г). Помню, как всех поразил пятнадцатилетний Петя, блистательно исполнивший сольную пьесу "Поезд".
Не вдаваясь в подробности каждого коллектива, можно сказать лишь одно: это был эксклюзивный парад саксофонов. Самых разных по темпераменту и стилю.

Оценивает Валерий Колесников: 
- Сегодняшний день оказался просто насыщеннее, да и музыканты разнообразнее. Было очень приятно и даже напомнило Европу. Пожалуй, единственный фестиваль у нас в Союзе, похожий конкретно на европейские, типа Монтре. Эта непринужденная атмосфера, свободные хождения. 

Оценивает Леонид Винцкевич: 
- Меня поразил профессиональный уровень ростовского бэнда, начиная от строя. Стильно играют абсолютно все солисты. Видимо, до сих пор сохранились в городе традиции бэндовой культуры, заложенный еще Кимом Аведиковичем Назаретовым, чувствуется его рука .К тому же хорошо сделанная и четко выстроенная программа. Конечно, если ты это видишь в Америке, то думаешь, что это так и должно быть. А у нас это скорее исключение. 

ПОЛУНОЧНЫЙ ДЖЕМ
аккредитацияИтогом фестиваля явился, конечно же, заключительный джем, который проходил в ночном клубе отеля "Молния". Здесь каждый из музыкантов мог высказаться и показать свою версию известных джазовых стандартов. Застрельшиком выступила ростовская команда "Dixie-Friends", которая целый час "разогревала" присутствующих и, в конечном счете, выстроила длинную очередь из желающих "поговорить". Много добрых слов было сказано и в адрес покойного Александра Усенко: его включили в число участников, на концерте "Dixie-Friends" исполнили Реквием его памяти, а на самом джеме была показана кассета из домашнего архива, где Александр был еще вместе с нами.
"Dixie-Fiends" - это не только слаженная музыкальная команда, это и замечательные шоумены, показавшие свое подлинное лицо на джеме: Игорь Федюнин с кружкой пива в руке ногой двигал кулису тромбона, Сергей Седых исполнил соло на мундштуке от трубы, Владимир Лапин отбивал ритм на канапе своей команды, а Александр Жуков показывал чудеса виртуозного владения тубой.
Второй раунд захватили москвичи. И тут уже и речи не было о "двух квадратах". Играй, пока трость не сотрется или мундштук не закипит. Порадовало, что и мэтры приняли участие в джаз-разгуле. И ежели столичным музыкантам не в новинку слушать Данилина и Кролла, то нам, провинциалам, этого никогда мало не покажется. 
Правда, не обошлось и без казуса. Расстроенная клавишница "Леди" решила отвоевать инструмент у Анатолия Ошеровича. Это ей вполне удалось. Правда, она так и не смогла им воспользоваться: вероятно, она способна играть (точнее - держать гармонию) только в своей команде. 
Третий раунд для меня был последним. Началась бесконечная восточная песня. Я ушла в начале четвертого "на самом интересном месте": когда ростовский тубист Жуков встал за контрабас и в течение 10 минут настойчиво импровизировал на двух нотах "ля-си-бемоль". 

"Праздник состоялся", - заявили в один голос высокие представители джазовой элиты. И это значит, что на карте России одним джазовым городом стало больше! Все клятвенно пообещали сделать все, чтобы "Аква-джаз" стал традиционным. Ну что ж, посмотрим - на следующий год!

Ольга КоржоваОльга Коржова

 

P.S.: "Акваджаз 2002" глазами участника

Саксофонист Олег Великанов:
- Что приходит мне на ум при воспоминании о фестивале "Акваджаз-2002" в первую очередь?
Ну конечно: бархатный сезон, горы, море, солнце. Все эти, несомненно, приятные моменты даже немного отодвигают саму музыку на задний план. Да и само место проведения основных концертов фестиваля - аквапарк поселка Небуг - тоже делают джаз приятной деталью общей атмосферы отдыха и веселья. И, тем не менее, я был очень рад участвовать в этом фестивале и, наверное, я бы посоветовал всем музыкантам, у которых появится возможность участия в нем в последующие годы, не упускать этот шанс. Отдохнуть, намного поиграть (именно немного, т.к. программа ансамбля не должна была превышать 20-ти минут), и все это в условиях, когда музыкант, отыграв свою программу, выходит из-за кулис в плавках, обернутый банным полотенцем, и идет предаваться различным курортным удовольствиям. Это ли не прелестное времяпрепровождение? 
Те же плюсы имеют и зрители, у которых нет тех неудобств, которые предполагаются концертными залами, где нужно выслушивать все составы подряд, а если кого-то слушать не хочется, приходится уходить под тяжестью общественного укора и недовольное шипение капельдинеров. А аквапарк предполагает более продуктивный вариант: хочешь - слушаешь, а хочешь - купаешься, пьешь пиво, или просто дышишь горным воздухом, и все это под легкий аккомпанемент хорошей, а главное - необычной для такой ситуации в нашей стране музыки.
Вот эти плюсы, с одной стороны, с другой превращаются в минусы. Во-первых: трудно хорошо озвучить открытую площадку, тем более - если звукооператор сидит позади музыкантов. Такой звукооператор напоминает хирурга, который делает операцию на брюшной полости, находясь за спиной у пациента. Я уверен, что организаторы (мой поклон Льву Давыдовичу!) в дальнейшем исправят этот казус. Во-вторых: не секрет, что джаз не является у нашей публики популярным видом музыки, кое-кто даже заводит разговор о том, что джаз - это, мол, музыка, элитарная. Поэтому зрителей, по сравнению с тем, как если бы этот фестиваль проводился в городе, было непростительно мало. Основными ценителями и слушателями были сами музыканты. С одной стороны, конечно, оценка коллег очень важна, но с другой стороны джаз и так постепенно превращается в музыку для внутреннего употребления . Мне кажется, что в дальнейшем организаторам нужно будет постараться привлечь любителей джаза, чтобы они приезжали специально на фестиваль, как съезжаются обычно на фестивали в Монтре и Джексонвиль. Я надеюсь, что так и будет, дайте срок!
И еще, хотелось бы высказать опасения по поводу влияния погодных условий. Открытая площадка. Ну, в этот раз повезло с погодой, а если бы пошел дождь? Не знаю, может - и был какой-то запасной вариант. Будем думать что был.
Но, по большому счету, это все мелочи. Я думаю, со временем все утрясется и, кроме наших звезд, туда будут наведываться и звезды мировые. По-моему уже пора. А вы как, господа, думаете?

фото Сергея Потапова и Валентины Зенковой

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service