ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 34 -35
2002

Семь раз отмерь, один раз фестиваль (Вiнниця - 2002)
Название фестиваля есть штука сугубо ответственная. И если оно звучит как "Международные дни джазовой музыки", значит, в этом есть результат дальновидной политтехнологии. Хотя, что такое "международные дни" мне не вполне понятно. Все это происходит в Виннице в 7-й раз и, кажется, впервые вызывает интерес со стороны других украинских городов. Киев и Одесса узнали, что на карте есть Винница, которая не только давно, но и вполне на уровне. Этот уровень обеспечивает немало народу, во главе которого стоит, а точнее - постоянно бегает Ирина Френкель, президент "Благотворительного фонда развития талантов Подолии". Она, между прочим, заслуженная артистка Украины, скрипачка, могла бы отдыхать, а вот на тебе.
Во всяком случае, опыта организаторам не занимать, так что огрехов практически не было. Стихийные бедствия не в счет. К ним можно отнести митинги оппозиции, проходившие под окнами филармонии "Плеяда". Все остальное было детально расписано педантичным режиссером фестиваля (т.е. "дней") Павлом Третьяковым. Это расписание и оказалось главным преимуществом Винницкого фестиваля. За два дня 14-15 сентября прошло 7 концертов самой разной музыки. Компактно и не утомительно. Мощно и разнообразно. Практически, это был марафон с перерывом на сон. Дублируя все системы для напряженной работы, организаторы поручили ведение фестиваля двум людям: многолетнему символу фестиваля Алексею Когану из Киева и вашему покорному слуге. Ведение шло на двух языках и без перевода, поэтому слегка напоминало Тарапуньку и Штепселя, но, кажется, фестиваль не испортило. Зал был полон постоянно, в большинстве случаев на 100%, а один раз даже на 130. Любопытно, что билеты на концерты купить было нельзя - они не продавались, а как-то там раздавались, поскольку у концертов были не спонсоры, меценаты.
Итак, музыка "джаз" звучала начиная с трех часов дня 14 сентября до полуночи 15-го с равномерными перерывами. Началось все с традиционных детей, зараженных бациллами джаза в самой Виннице. К ним можно отнести и мэра города Александра Домбровского, тактично сыгравшего несколько тактов из "Истории любви" на рояле. Далее последовали настоящие дети в виде диксиленда ДМШ №1, вокального девичьего ансамбля Школы искусств с двумя стандартами, фортепианный дуэт, опять же девичий, что приятно в визуальном плане с учетом того, что это происходит на Украине. Вика Темерова и Оля Тибекина легко делили между собой клавиатуру, вполне выучено выказывали уважение к Цфасману и чему-то подобному. Далее последовала кульминация концерта в лице ансамбля с оригинальным названием "Юность" под художественным руководством Владимира Остроухова. Старшие ребята играют вполне осознанно непростой репертуар, состоящий из стандартов и музыки наших мэтров Левиновского и Лукьянова. Такой добротный состав, что еще немного профессионализма и индивидуальности - и уже можно на профессиональную сцену. Именно на профессиональную, а не на взрослую, поскольку следующий местный диксиленд с замечательным названием "От пани Галины", будучи взрослым, как раз к профессиональной сцене не вполне готов. Хотя кто эти диксиленды с их профессионализмом разберет: нужен ли он вообще...
Все последующие концерты удивительным образом выявили максимум того, на что готовы гости фестиваля, приехавшие из России, Украины, США, Кубы, Польши, Болгарии и Австрии.
Московский проект Андрея Разина "Второе приближение" винничанам незнаком, но активная дофестивальная информация в местных СМИ сделала свое дело. Заинтригованная публика в детское время (17-30) забила зал филармонии и была вознаграждена. Пожалуй, Андрей, Татьяна Комова и Игорь Иванушкин сыграли один из лучших своих концертов. Их неординарное музыкальное мышление, захватывающая форма каждой пьесы, профессионализм высшей марки и, наконец, театрализация выступления - все это вызвало не только шквал аплодисментов и криков зала, но и восторженную реакцию коллег по цеху, что бывает редко. Музыкантов пытались долго не отпускать со сцены, но фестивальный регламент - штука жестокая. Тем более что вне расписания появился еще один состав.
Следующий концерт действительно стал длинным, благодаря появлению незапланированного киевского трио молодого пианиста Родиона Иванова. В скором времени он, пройдя жестокий отбор, отправляется на конкурс Марсиаля Соляля, а пока Родион, басист Максим Гладецкий и опытный ударник Валерий Волков устроили в Виннице презентацию своего диска "Более чем слова". Основным достоинством этого трио стало добротное звучание, достойный пианизм лидера. Вся программа лирична и мягка, в ней отсутствуют резкие контрасты. Некоторая дымка меланхолии отличала выступление трио буквально от всего остального фестиваля с его активным поиском, драматичностью, пусть даже искусственной.
А вот второй частью этого концерта стало в высшей степени выдающееся выступление молдавского "Тригона". Альтист (не в смысле саксофона, а в смысле струнного альта) Анатолий Штефанец, бас-гитарист Александр Мурзак и барабанщик Олег Балтага в этот момент находились в состоянии подготовки собственного фестиваля "Этно-джаз трио", посвященного 10-летию самих себя. Удачно получилось. Последнее время к "Тригону" были некоторые претензии в смысле застоя, уменьшения накала. В Виннице мы будто увидели новый, посвежевший, азартный ансамбль с хорошим звучанием и завораживающей энергетикой. И опять бисы и долгое неотпускание со сцены. Разумеется, этнический привкус выигрышен, народ его любит, да и на фестивале он был в чести - музыканты тянутся.
Праздник продолжался еще и после концерта. В фойе был предусмотрен пресс-угол, где стояли камеры, куда загонялись музыканты через несколько минут после выступления, и почтенная публика имела возможность общаться со звездами. Родственная автору ТВ-программа "Не лише про джаз..." (программа автора этого отчета, Михаила Митропольского, на телеканале АСТ называлась "Джаз и не только", что по-украински примерно звучит именно как "Не лише про джаз" - ред.) активно собирала материал, киевские и винницкие корреспонденты создавали здоровый ажиотаж, и уже через небольшое время титул "звезды мирового джаза" (ЗМД), на полном серьезе используемый Ириной Френкель, перестал казаться насмешкой. Подтверждалась эта атмосфера и на ежевечерних джемах в заведении одного из меценатов фестиваля Виктора Малиновского. Заведение называется "Аль Капоне" и расположено на площади Героев Сталинграда. Я это пишу не для рекламы, а оттого, что это сочетание показалось мне вполне джазовым.
Второй день фестиваля начался утром, что само по себе представляется нехарактерным для джаза. Едва проснувшись, трио нью-йоркско-московского саксофониста Майка Эллиса отправилось на саундчек, а в 13 часов начался концерт самого лидера Mike Ellis Jazz World Ensemble и двух его партнеров по проекту - техасского человека Боба Амакера, играющего на шаманском бубне, и тувинского товарища Андрея Монгуша, носителя искусства горлового пения и игры на игыле и дошпулдууре. Последние представляют собой двухструнные инструменты для игры соответственно смычком и щипком. Медитация интернационального состава в обеденное время произвела на винничан неизгладимое впечатление. Причем, если американцы на джазовой сцене для публики не в новинку, то тувинское пение оказалось гласом из иной вселенной и вызвало всеобщее потрясение. В результате Андрей был прозван "тунгусским метеоритом" и превратился в постоянный источник автографов.
Вообще, второй день винницкого фестиваля олицетворял интернационализм в действии. Второй состав этого дня был немногочисленным, но многонациональным. В дуэте выступили польский тромбонист Бронислав Дужи и греческий вокалист Йоргос Сколиас. Грек постоянно обитает в Кракове, что вызывает детские стихотворные ассоциации, но поет не по-польски, а как-то весьма черно и буйно, ухитряясь сочетать блюзовый дух, рэповый напор и совсем не древнегреческий, но европейский рационализм. Программа "Do It" выявляет некий потенциал музыкантов, в том числе и технический, который, кажется, не вполне реализован. Во всяком случае, их интересно слушать примерно половину времени выступления, после чего начинаются наслоения повторов.
При том, что наполняемость зала на всех концертах была стопроцентной, к шести вечера публики еще поприбавилось. К началу концерта "солистов Vienna Art Orchestra" народ можно было укладывать слоями. Сие неудивительно. Валторнист Аркадий Шилклопер - давний любимец винницкого народа. Поддерживая свою репутацию, он вынужден на каждый фестиваль привозить новый проект. В этот раз "Австрийский культурный форум" помог доставить хорошо известных в Москве австрийского бразильца, гитариста и вокалиста, а также беримбауиста и просто веселого человека Аллегре Корреа и виртуозного, углубленного австрияка, контрабасиста Георга Брайншмида. Их программа, фактически, была концертным воплощением нового диска "Mauve" (см. новость из Австрии - ред.), воплощением очень ярким, сценичным. Успех был полным и вполне заслуженным, а выступление можно квалифицировать, как находящееся на "гиллеспиевски-блестящей" стороне джаза. Финально-бисовая "Кобра" добила зал окончательно.
Последний концерт фестиваля был отдан звездам - правда, звездам, собирающимся от раза к разу. Многогранный и авторитетный саксофонист Анатолий Вапиров вновь собрал мобильную группу, включающую одесского пианиста Юрия Кузнецова, питерского басиста Владимира Волкова и ударника Сергея Остроумова. Во второй части выступления к ним присоединился кубинец из Питера Йоэль Гонсалес. Сет был обозначен как спонтанное музицирование, однако огромный опыт основной четверки, их неимоверное ансамблевое чутье сплело весьма логичные комбинации - от философского размышления до фанкового взрыва. Собственно, создание полноценных композиций непосредственно на сцене - одна из специальностей болгарско-международного музыканта высочайшего класса, каковым является Анатолий Вапиров.
Два дня джазового марафона в Виннице, не считающейся джазовой столицей, по своему качеству, насыщенности, участию прессы, в том числе и прямых включений радио "Хвиля", не только воодушевили слушательский народ, но даже ввели в недоумение самих организаторов. Смотри-ка, что вышло. Семь лет стремились к совершенству, и вот оно! А что делать дальше? Призрак Монтре начал вставать над областным центром.
Делать есть что. Например, сделать так, чтобы джаз в городе звучал не только во время фестивалей, чтобы его играли свои люди и при этом не стремились уехать в какую-нибудь столицу. В любом случае почивать на лаврах некогда. Надо готовить следующий, Восьмой фестиваль. Покой нам только снится.

Михаил МитропольскийМихайло Митропольський
ведучi концертiв

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service