ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #8
Рецензии
"Dreamland"
Madeline Peyroux
"Dreamland"
(Atlantic Jazz, 1996)
Певицу Меделин Пейро называют Билли Холидей 90-х. Это сравнение неслучайно - во многом блюзовые интонации Пейро действительно напоминают Холлидей, хотя в целом манера певицы в достаточной мере индивидуальна. Меделин Пейро родилась в 1973 году в Афинах в штате Джорджия, ее детство и юность прошли в южной Калифорнии, Бруклине и Париже. В 15 лет она начала петь в Париже вместе с группой уличных музыкантов, которые и составили ее первый аккомпанирующий состав. В 16 лет она уже гастролирует по Европе, исполняя песни Фэтса Уоллера, Билли Холлидей, Эллы Фитцжеральд. Блюзовые стандарты 20-х, 30-х годов в современной джазовой аранжировке составили основу ее дебютного альбома "Dreamland". Кроме классических "I'm Gonna Sit Right Down and Write Myself a Letter" Фетса Уоллера, "Gettin' Some Fun Out of Life" Холлидей и "Reckless Blues", "Lovesick Blues" Бесси Смит и "La Vie en Rose" Эдит Пиаф были записаны и песни собственного сочинения молодой певицы. Почти все аранжировки сделаны одним из продюсеров альбома - Крегом Коэном. Для записи альбома был собран совершенно фантастический состав музыкантов. Кроме самой Меделин, в некоторых вещах аккомпанирующей себе на гитаре, и Грега Коэна на контрабасе в записи принимали участие Джеймс Картер - тенор саксофон и бас кларнет; Марк Рибо - гитары, банджо и добро; Вернон Рейд - гитара; Маркус Принтап - труба; Регина Картер - скрипка; Чарли Джиордано - клавишные и аккордеон; Сайрус Честнат - фортепиано; Стив Кирби - контрабас; Кенни Воллесон - ударные и перкуссия; Леон Паркер - ударные. Что ни говори, а альбом получился уникальный. Редкое сочетание классического репертуара, красивого и теплого голоса Меделин, отличного современного исполнения и высочайшего качества записи (как всегда у Atlantic использована технология HDCD) никого не оставит равнодушным. Будем надеяться, что в скором времени появится новая работа этой талантливой певицы.
"Rendezvous"
Jacky Terrasson & Cassandra Wilson
"Rendezvous"
(Blue Note, 1997)
"Rendezvous" - характерная блюнотовская пластинка конца 90-х. Все очень продумано, аккуратно, спокойно и правильно записано. Минимум эмоций, немногословная аранжировка, тихий бархатный вокал, перкуссия вместо барабанов, замедленный темп и повествовательные интонации даже в большей, чем обычно степени свойственны этому альбому. Джеки Террассон никуда не торопится. В его игре на рояле больше пауз, чем нот. Особенно это заметно в тех вещах, в которых он аккомпанирует Кассандре Вилсон один. Кульминацией медлительности стала композиция "Осенние листья", во время исполнения которой, не покидает ощущение того, что это только вступление, а сама пьеса прозвучит дальше. Но нет, через две минуты все обрывается и начинается следующий номер, однако развития и здесь не происходит. Хотя альбом в основном состоит из знакомых всем стандартов, опознать их в такой полусонной аранжировке, не заглядывая в буклет, бывает довольно сложно. С голосом Кассандры Вилсон все в порядке - он все также глубок, красив и своеобразен, но она совершенно не использует его силу. Все спето в полголоса, почти шепотом. Большие паузы между вещами еще больше размывают ощущения от альбома. Единственная более или менее подвижная композиция альбома "I Remember You", но и та заканчивается как раз в тот момент, когда голос певицы, наконец, начинает звучать в полную силу. Эта расслабленность оставляет ощущение незаконченности и какой-то общей вялости, смазывающие впечатления от работы в целом, хотя по отдельности все вещи сделаны на высочайшем профессиональном уровне. Впрочем, сложно было ожидать какого-нибудь другого качества от продюсера Боба Белдена и звукорежисера Джима Андерсона. С другой стороны, ясно, что после отличного альбома "New Moon Daughter", за который Кассандра Вилсон получила Грэмми, было сложно сделать столь же сильную и интересную запись. Тем не менее, "Rendezvous" безусловно, заслуживает внимания как одна из самых красивых вокальных работ певицы. В марте должен выйти новый альбом Кассандры Вилсон, на котором она исполняет музыку Майлса Девиса. Судя по рецензиям концертных исполнений этой программы, альбом обещает быть интересным. Что же, ждать осталось недолго...
"Radiant Warmth"
Mari Boine
"Radiant Warmth"
(Anitilles, 1996)
Помните сказку про Снежную королеву и страну северных оленей, в которой происходили приключения Кая и Герды? Так вот, страна Лапландия действительно существует на самом севере земного шара. Лапландцы, называющиеся также Саамами, живут в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии и части Кольского полуострова России. У этого очень немногочисленного народа богатые музыкальные традиции, уходящие корнями в глубь веков. Из поколения в поколение передается искусство народного пения "йоик", овладение которым для саамов остается одним из самых важных способов идентификации собственного положения в обществе. По своей форме "йоик" чем-то похож на шаманские обрядовые песни североамериканских индейцев. Мери Боинэ родилась в Норвегии и, получив образование, некоторое время работала школьной учительницей, но довольно скоро работа по поиску корней своего народа полностью вытесняют все остальное. Многие годы Мери Боинэ занимается сбором и изучением саамского фольклора. Это непростая работа, ведь даже язык, на котором говорят саамы, практически не используется. В конце 80-х Мери Боинэ начинает выступать и записываться со своей группой, в которой народные инструменты соседствуют с гитарами, барабанами, роялем и скрипкой. Боинэ пишет собственные стихи на старые мелодии. Многие из них состоят из коротких фраз, повторяющихся много раз как заклинания во время обрядов. Выпущенный в 1990-м году альбом "Gula Gula" на фирме Realworld принес ей мировую известность. Основываясь на уникальном звучании саамских песен, ее музыка все в большей степени становится сплавом разных культур, впитывающим стили и звуки разных народов земли. Альбом "Radiant Warmth" составлен из двух работ Мери Боинэ, ранее выходивших только в Скандинавии. Сложно описать мощь и силу этой музыки. По сравнению с более ранними альбомами здесь еще больше чувствуется шаманская сказочность музыки Мери Боинэ. Во многом этому способствует сильный голос Боинэ, постоянное использование народных ударных инструментов и перкуссии, задающих несколько монотонный ритм, и перуанские флейты, своим тембром работающие на контрасте с вокалом. Во время записи использовались многократные наложения голоса, добавившие слушателю ощущение нереальности происходящего. Но есть на альбоме и вещи совершенно другого плана - спокойные умиротворяющие песни, рассказывающие о жизни и любви. В целом, у этой работы много общего с музыкой таких разных музыкантов, как Ива Биттова и Moscow Art Trio. Их сближает способность объединить в своем творчестве традиции разных культур и создать новые формы на стыке различных музыкальных жанров. На фоне попыток общего усреднения культурного уровня, работы таких музыкантов вселяют надежду, что все не так уж плохо и, в который раз, радуют слушателей.
"Collection"
Keiko Matsui
"Collection"
(GRP, 1997)
Хотя альбом и называется "Collection", это не совсем сборник. В альбом вошли композиции только с двух ранних альбомов Кейко Матсуи, до этого выходивших на звукозаписывающей фирме MCA. Это альбомы "Under Northern Lights" 1989-го года и "No Borders" 1990-го года. Стиль, в котором играет пианистка Кейко Матсуи, обычно называют "современным джазом" или даже "современной музыкой для взрослых". Не знаю что в нем такого современного и почему именно для взрослых, но, чтобы было понятно, скажу, что это именно та музыка, которая беспрерывно звучала на безвременно ушедшем из жизни Престиж/НСН радио. А GRP и есть та самая фирма, которая выпускает подобную музыку. Нельзя сказать, что Кейко Матсуи и ее мужу и продюсеру Казу Матсуи удалось создать что-то принципиально новое. Но в этой музыке это и не требуется. Спокойные красивые мелодии, пышные, но ненавязчивые аранжировки, плотный и ровный звук - вот основные составляющие ее музыки. Отличный расслабляющий фон для любого времени суток и любой компании. При этом ее мелодии в достаточной мере оригинальны, а аранжировки с использованием большого количества инструментов (в том числе национальной японской флейты сакухаси, на которой играет Казу Матсуи) делают ее музыку вполне узнаваемой. Кроме того, в записи альбома принимал участие саксофонист и флейтист Эрик Мариенталь, украсивший своими сладкозвучными соло многие композиции альбома. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать про эту работу. Вряд ли от GRP и Кейко Матсуи можно ждать каких-либо неожиданностей. Так что, если вы слушали радио НСН и вам нравятся работы Дейва Грузина, то можете смело купить и этот альбом. Ну, да, впрочем, мы же с вами взрослые люди, что я вам рассказываю. Вы и так прекрасно знаете, какую музыку слушают взрослые. :-)

Иван Шокин

На первую страницу номера