ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 36
2002

Юрий Кузнецов в Ростове: "Сначала было..."
Юрий КузнецовЯ никогда не слышала Юрия Кузнецова. И, как выяснилось из разговоров, не я одна, хотя пианист и был в Ростове-на-Дону в 1981 году с двухчасовым концертом в театре им. Горького. Для оповещения народа были срочно сделаны афиши и включено самое действенное средство СМИ под названием ОБС (одна баба сказала). Но все это возымело слабый эффект, так как попало на середину недели, коя буквально лопалась от всяческих репетиций перед начинающимися днями городов-побратимов Ростова и Дортмунда. И все же в зале люди были, хотя и не в том количестве, каком бы хотелось. Но, как говорит Владимир Фейертаг, "зато здесь те, кому это действительно нужно". 
Прошедшую на донской земле встречу иначе как "подарком железной дороги" не назовешь. Она была столь же спонтанной, как и предложенные вечером импровизации, и случилась благодаря любви Владимира Фейертага к нашему городу и удачному расположению последнего на пути следования из Одессы в Анапу. Зато она прошла с участием телекомпании "Дон ТР" и теперь останется "на века". И хорошо, что интервью я брала до концерта. В противном случае, у оператора просто не хватило бы пленки.


Юра! Вы только что со своего "всенародного праздника", в коем приняли участия и наши джазмены школы им. Кима Назаретова.

- Да. И я очень рад, что изюминкой нашего карнавала было выступление вашего биг-бэнда п/у Андрея Мачнева, который просто произвел фурор. Наш губернатор и Михаил Жванецкий были вне себя от восторга. В одесской афише было написано: США, Франция...Россия - и вдруг Ростов-на-Дону, Украина - и вдруг Одесса. Меня спросили: "Это опечатка?". А я сказал: "Нет: и Ростов, и Одесса - это государства".

Вы каким-то образом умудряетесь соединять концертную деятельность с педагогической!

- Я научил многих ребят играть. Они сейчас в Австрии, Канаде, Франции. Среди моих учеников есть профессор Лионской консерватории. Мне это очень радостно. Это нормальная работа, как и любая другая.

Вас называют мастером спонтанной импровизации. А что это такое?

- Любой живой разговор - это спонтанная речь. Она может быть словесной, вербальной, а может быть музыкальной, звуковой. Спонтанная импровизация - это то, чего так не хватает современному человеку. Это жизнь. Это сегодня, здесь и сейчас. Это то, что не имеет аналогов в нашей компьютеризированной современной жизни. Живая музыка. Не "зарепетированность", а моментальный искренний выплеск эмоций. И подобное искусство совершенно феноменально действует на аудиторию - как знающую, понимающую, так и случайную. И это великое счастье - играть спонтанную импровизацию, то есть быть самим собой.

Значит ли это, что, садясь за инструмент, вы пробуете "поймать мгновенье"?

И даже не данную секунду, а некий период времени. Помню, однажды я выступал на фестивале в Новосибирске и вдруг там узнал о трагедии в Спитаке. Я вышел с сольным концертом, который вел Алексей Баташев. Потом он сказал, что это был действительно реквием. Хотя я не думал об этом. Мы, музыканты, не напрямую воспринимаем жизнь, а как-то может быть через космос. Я играл, и вдруг эта моя огромная часовая композиция превратилась в поминальный реквием. 
Недавно вышел американский фильм "Вчера и сегодня", посвященный 11 сентября. Они выбрали с компакт-диска, который я записал совместно с Анатолием Вапировым, мелодию и попросили разрешения включить. Она не имеет ничего общего с американскими интонациями традиционного джаза. Мы играли просто свою музыку. Но искусство имеет возможность предсказывать события, предугадывать интуитивно и от чего-то даже предостерегать. И, наверное, в этом сила искусства.

Удивительное явление - спонтанная импровизация: проявление (пробуждение, рождение - не знаю, как точнее) музыкальной мысли, которая может вырасти из взгляда, цвета, вздоха, смеха, плохо настроенного инструмента...Когда ты, не зная, что будет, просто присоединяешься к размышлениям музыканта и устремляешься вслед за ним в бесконечные звуковые лабиринты. 
И вот из, казалось бы, полной бессмыслицы, коя в избытке наполняет нашу жизнь, вдруг появляется хрупкая Мишель (Beatles), ровная гладь неспешных воспоминаний (прелюдия Баха) взрывается безудержным, чуть ли не бесовским галопом. А рядом - как в немом кино - мечется музыкант (регтайм Джоплина), забывший текст пьесы и с отчаянностью смертника вновь и вновь бросающийся на злосчастный такт... "Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!", - это я уже про другую композицию, которую условно для себя назвала "Сарказмы". Иногда мне казалось, пианист не может найти продолжения мысли, и тогда он пускается в бесконечные подъемы и спуски (секвенции). А может быть так и задумано, чтобы нас подержать немного в напряжении?
Мгновенная генерация музыкальной идеи, целенаправленный полет фантазии, программирование ближайших пяти минут и пошаговое потактовое их публичное проживание. Трудно найти определение тому, что было сотворено в тот вечер. Да и надо ли? Просто на сцену вышел человек с открытой душой. И все так просто и понятно, что вроде это и каждый сможет сделать. Воодушевилась. Пришла домой и давай рефлексировать звукописью. Эмоций - хоть отбавляй. Вот только бы к ним еще кое-что, то самое...

Ольга КоржоваОльга Коржова

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service