502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 37 (181) - 16 октября 2002 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковНапомним, что впервые в истории "Полного джаза" мы сегодня, как и в двух предыдущих (178-179 и 180) номерах, объединили несколько крупных материалов в монументальную "Тему номера" - потому что впервые в четырехлетней (почти уже) истории журнала нам удалось устроить скоординированный массовый выезд наших авторов на цепь однотипных мероприятий, связанных тематикой, географией и сроками проведения. Наш ростовский корреспондент Ольга Коржова в позапрошлом номере сообщила о фестивалях, проходивших в сентябре на Черноморском побережье России, московский обозреватель Михаил Митропольский дал фестивальный отчет из континентальной части Украины, а редактор "Полного джаза" в двух номерах рассказывал о фестивале, проходившем на черноморском побережье Украины - в Одессе. Сегодня этот рассказ продолжается альтернативным взглядом на "Джаз-карнавал" нашего одесского корреспондента Олега Шестопалова, и вся тема в целом завершается отчетом редактора о фестивалях в континентальной Молдове. Все эти материалы объединены нами в единый блок, названный "Фестивали черноморского региона, сентябрь 2002".
Напоминаем, что в следующем номере (23 октября) господствующей будет уже иная тема - тема 4-летия нашего журнала!. 

Редактор

Тема номера:
фестивали черноморского региона, IX-02

(часть 3)

Сегодня мы завершаем начатую в #34-35 и #36 массивную тему джазовых фестивалей Причерноморского региона. Начнем с еще одного, давно обещанного материала об Одесском джаз-карнавале: своими впечатлениями делится наш одесский корреспондент Олег Шестопалов...>>>>

Растянувшуюся на три номера "Полного джаза" тему фестивалей причерноморского региона завершает отчет о фестивале "Ethno Jazz Trio", прошедшем в столице Молдовы - Кишиневе. Фестивали с этно-джазовой спецификой на территории б. Союза уже не редкость (в качестве очень положительного примера можно привести фестиваль, проведенный в феврале в Уфе). Однако так, чтобы фестиваль последовательно декларировался именно как этно-джазовый, с вынесением этого определения в название, с финансированием от Сороса и от крупнейшего сотового оператора страны - такое было впервые...>>>>

In Memoriam
Борис Николаевич Рычков
(1937-2002)

24 сентября после тяжелой болезни в возрасте 65 лет скончался Борис Рычков - композитор, руководитель ансамблей, легендарный джазовый пианист. Его отец, уроженец села Рычково под Алапаевском, успел родить его в 1937 году, будучи наркомом финансов в сталинском правительстве. Вместе с братом Юрием, тоже пианистом, Борис вырос в известном "Доме на набережной". Он начинал как пианист оркестра ЦДРИ, который выиграл джазовый конкурс на Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 года в Москве, он играл в знаменитой "Восьмерке" с Гараняном, Зельченко, Бахолдиным, Зубовым. Он был одним из первых джазовых бэнд-лидеров на постсталинской профессиональной эстраде - был такой ансамбль "Веселые тромбоны", был оркестр "Чанги", с которым пела Гюли Чохели. Музыканты помнят его джазовое трио, с которым дебютировал саксофонист Владимир Пресняков-старший. Трио и квартет с успехом участвовали в джаз-фестивалях в Москве, Таллине и Праге. В то время Рычкова считали одним из лучших джазовых пианистов страны. Его соло было легко отличить по выразительному звуку, ясной интонации, искренности изложения и совершенству формы. В начале 70-х он был недолго руководителем еще одного джаз-оркестра с красивым названием "Гармония", но джаз на советской эстраде тех лет все-таки ходил в нелюбимчиках, и Борис решил перейти в композиторский цех. Он написал музыку к 20 фильмам, сочинил более сотни песен, самая знаменитая из которых - шлягер Аллы Пугачевой "Все могут короли". В последние годы Борис Николаевич занялся предпринимательством, что наконец дало ему известную обеспеченность. В музыку он уже не вернулся, но Музыка помнила его. И будет помнить. 

Алексей БаташевАлексей Баташев

Еще о Борисе Рычкове в "Полном джазе": фрагмент воспоминаний трубача Андрея Товмасяна.

Как это было
в России
В этой рубрике, как вы помните, мы объединяем материалы, попадающие одновременно в нашу московскую и "внемосковскую" рубрики - как правило, посвященные российским турне тех или иных музыкантов. Так и на этот раз: из Нижнего Новгорода и из Москвы - репортажи с концертов проведенного российским саксофонистом Олегом Киреевым тура выдающегося британского джазового музыканта, альт-саксофониста Питера Кинга...>>>>
Как это было
в Москве
Даниил КрамерВ рамках трехдневного цикла "Даниил Крамер и друзья" 11 октября пианист Даниил Крамер выступил вместе с литовской вокалисткой и флейтисткой Недой (Неда Малунавичюте) и эстонским саксофонистом Райво Тафенау в джаз-ресторане "Ле Клуб". Открывая концерт, Даниил Крамер сообщил собравшимся, что эта серия выступлений носит очень разноплановый характер и ни один из концертов не будет похож на другой, а также - что в этот вечер будет представлено весьма нетрадиционное для джазовой музыки трио, и что сама его программа достаточно разнообразна и будет состоять из композиций разных стилей с элементами фольклора, модального джаза и "несколько интимной музыки". Вечер открыла композиция Аркадия Шилклопера "Folk Song". Совершенно без подготовки и настройки Неда начала петь рифовую фигуру, ожидая вступления рояля и саксофона. Голос вокалистки идеально прорезал достаточно мощный и экспрессивный звук Крамера и Тафенау, причем не за счет микрофона, а только благодаря вокальным данным (Неда - обладательница сильного голоса с необычным, несколько резковатым тембром). Вокальную импровизацию Неды сменила флейта. Неда играет на ней, используя нетрадиционную технику исполнения, с пропеванием и проговариванием слов и звуков при игре и использованием необычной фразировки - этаких молдавских наигрышей. Последующие композиции исполнялись в свинговой или латиноамериканской ритмике, причем многие джазовые стандарты трактовались достаточно вольно и нетрадиционно. Унисоны флейты и саксофона сменяли смелые вокальные партии с большими мелодическими скачками, переходами с пения фальцетом на "академическую" манеру. Имитация киксующего саксофона голосом практически точно соответствовала по тембру и подаче звука ответам Райво Тафенау на своем инструменте. Несколько балладных вещей, например, стандарт "Time For Love", исполненный дуэтом с Крамером, Неда пела столь экспрессивно, будто для нее это был вопрос жизни и смерти, и совершенно ошеломила публику. Даниил Крамер, как обычно, выдавал быстрые энергичные пассажи с невероятной легкостью и прозрачностью. Особенности его исполнительского стиля - ярко выраженная динамика, от мощного напора до заявленного "интимного" саунда в балладах, совмещение игры рифового аккомпанемента в левой руке и быстрой полиритмической импровизации в правой, а также отменное гармоническое и мелодическое мышление. Причем, в этот вечер Даниилу приходилось брать на себя функции и солиста, и ритм-секции. Отсутствие же стандартной ритм-секции в составе не только не ощущалось белым пятном, но и придавало концерту утонченно камерный характер. 

Владимир Смирнов
первая публикация - InterMedia

Москва - это вам 
еще не все
Сегодня мы завершаем публикацию многосерийного репортажа с Вильнюсского джаз-фестиваля - одного из немногих последовательно европейских (а не восточноевропейских) джазовых мероприятий на территории бывшего СССР. Сегодня - рассказ о Джанго Бэйтсе, суперперкуссионисте Джей Ти Льюисе и других звездах...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
20 ноября в концертном зале им. Чайковского пройдет концерт, в котором примут участие два коллектива, работающие на стыке фанка и джаз-рока, в том числе и, возможно, лучшая молодая группа этого направления в России - питерский состав Doo Bop Sound. Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>
Чтение
Мы в очередной раз возвращаемся к одной из крупнейших фигур в истории пропаганды джаза - американскому радиоведущему Уиллису Коноверу (достаточно назвать хотя бы блестящее эссе Леонида Переверзева в #21-2001 и статью американского биографа Коновера, Теренса Рипмастера, в том же номере), которому в декабре исполнилось бы 82 года (он ушел из жизни в 1996 г.). Известный джазовый энтузиаст из Петербурга Юрий Вдовин (клуб "Квадрат") рассказывает о своем опыте, связанном с Коновером...>>>>
А в это время за бугром...
Напомним, что знатоки всего нового и непознанного просто обязаны радоваться, потому что на страницы "Полного джаза" вернулся Иван Шокин - наш прославленный соратник, что долгое время был собственным корреспондентом "Полного джаза" в Нью-Йорке, владелец интереснейшего ресурса по новой импровизационной музыке. Теперь Иван - не американец, а европеец и вновь радует нас точными, подробными и наблюдательными рассказами о современном состоянии переднего края развития искусства импровизационного музицирования и вообще новой импровизационной сцены - в данном случае наблюдения велись в одном из самых необычных мест Европы, какие можно только себе представить для джаза, пусть даже и нового джаза: Иван продолжает рассказ о фестивале в высокогорном австрийском Заальфёльдене...>>>>
Рецензии
Сегодня мы рецензируем две новые зарубежные работы - обе от величайших в своем роде музыкантов: вокалистки и пианиста - да еще и от одного из ведущих современных лейблов...>>>>
Новые альбомы
В продаже 
с 8 октября (США)
  • Art Ensemble of Chicago: Reese and the Smooth Ones - переиздание, Varese 061247 
  • Baker, Chet: Chet Baker Sings It Could Happen to You - переиздание, Riverside 1120 
  • Ballou, Dave: Rothko, Steeplechase 31525 
  • Bromberg, Brian: Jaco, A440 Music Group 4008 
  • Butch, Lacy: Solo But Not Alone, Stunt 2102 
  • Byrd, Charlie: Bossa Nova Pelos Passaros - переиздание, Riverside 9436 
  • Calo, Peter: Here Comes the Sun: An Instrumental Tribute to The, North Star 168 
  • Carrington, Terri Lyne: Jazz Is a Spirit, Act 9408 
  • Dahl, Carsten: Sign, Stunt 2032 
  • Davis, Miles: Complete Miles Davis at Montreux 1973-1991 - переиздание, Sony 86824 
  • Dominguez, Chano: Hecho a Mano, Sunnyside 1104 
  • Dorsey, Tommy: Swing High, Sounds of Yesteryear 604 
  • Earland, Charles Tribute Band: Keepers of the Flame, High Note 7070 
  • Evans, Bill [Piano]: Explorations - переидание, Riverside 9351 
  • Fieldwork: Your Life Flashes, Pi. Recordings 5 
  • Harris, Eddie: Tale of Two Cities - переиздание, Sindrome 9304 
  • Jarrett, Keith: Always Let Me Go: Live in Tokyo, ECM 018786 
  • Johnston, Randy: Hit & Run, High Note 7098 
  • Lloyd, Charles: Lift Every Voice, ECM 018783 
  • McCann, Les: Les Is More - переиздание, Sindrome 9305 
  • Monk, Thelonious: Misterioso - переиздание, Riverside 1133 
  • Network: Last Throw of the Dice, Wenlock 22 
  • Osborne, David: Tribute to Frank Sinatra, North Star 167 
  • Pepper, Art: Modern Jazz Classics - переиздание, Contemporary 7568 
  • Salvador, Emiliano: Pianissimo, Universal Latino 360547 
  • Stryker, Dave: Blue to the Bone III, Steeplechase 31524 
  • Various Artists: Prestige Legacy: The All Star Jam Sessions, Vol. 1, Prestige 24275 
  • Various Artists: I Heard It on NPR: Jazz for Blue Nights, NPR National Public 17 
  • Walton, Cedar: Latin Tinge, High Note 7099 
  • Z., Rachel: Moon at the Window, Tone Center 4024

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Алексей Баташев,
Иван Шокин,
Владимир Смирнов,
Олег Шестопалов,
Мария Пантелеева,
Юрий Вдовин,
Константин Волков,
Анастасия Костюкович,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Иван Шокин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service