ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 37
2002

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Cassandra Wilson
-
"Cassandra Wilson Sings Standards"

Verve, 2002

59:17

* * *

Нет, поклонники Кассандры Уилсон могут не вздрагивать - это не новый альбом ведущей джазовой певицы современности, и никуда с Blue Note она не перешла. Verve переиздает 11 треков с четырех ее ранних (1985-1990) альбомов, выходивших на небольшом независимом лейбле JMT. Так что это еще не зрелая Кассандра 90-х, это только намеки (впрочем, уже довольно прозрачные) на ее будущую манеру. Остается только догадываться, как бы она спела эти стандарты (в диапазоне от "Polka Dots And Moonbeams" до "Body And Soul") сейчас. Тогда же, полтора десятилетия назад, она пыталась совмещать врожденное своеобразие своего низкого, как бы замедленного голоса и только оформляющегося, но легко угадываемого "ночного", антиэмоционального темперамента с не соответствующими этому голосу и этому темпераменту общепринятыми приемами изложения стандартных тем, подходящими кому угодно, но только не Кассандре Уилсон. Это очень любопытно с точки зрения истории развития одной из самых своеобразных и значительных джазовых певиц современности; однако с точки зрения материала это неудача - молодой Уилсон не удавалось увязать собственную природу, требовавшую небанальных решений, с банальными приемами, навязанными десятилетиями традиции исполнения стандартов. Впрочем, время от времени сквозь шелуху банальности проглядывает и подлинная Кассандра - когда не пытается быть "как Элла", "как Кармен" или "как Сара", потому что получается у нее только "как Кассандра".
Не очень радует и продюсерская работа: записи сделаны в "малобюджетный" период творчества певицы, главным образом - в дешевой бруклинской студии Systems Two, которая в 80-е явно не возглавляла список студий с самым передовым оборудованием в Нью-Йорке. Интересно, что даже в этих записях, с торчащим временами вокалом и откровенными задуваниями микрофона в нескольких треках, временами проглядывает будущая продюсерская манера Кассандры, которая в последние годы продюсирует все свои записи сама. Короче говоря, все вместе - очень интересно для поклонников дивы, а вот для поклонников стандартов - очень спорно.


Oscar Peterson
-
"A Jazz Odyssey"

Verve, 2002

68:10

* * * * *

Вышедший как аудиоприложение к одноименной автобиографической книге великого канадского пианиста, этот альбом вполне может быть поставлен в ряд с лучшими сборниками исторических записей Питерсона - прежде всего потому, что его составители сконцентрировались не на общеизвестных хитах, а на раскрытии определенных граней таланта Питерсона. В первую очередь это - искусство взаимодействия. Оскар Питерсон предстает перед слушателем прежде всего как ансамблевый пианист, а не просто как самый скоростной из свингующих перебирателей клавиш. Не ошеломить слушателя совершенством игры Питерсона (чем грешило большинство его компилятивных, да и номерных изданий), а показать его как тонко чувствующего и ярко излагающего материал мастера - вот что удалось продюсерам этого сборника (кстати, продюсер компиляции не указан; возможно, это - Ричард Палмер, редактор книги и автор liner notes к этому альбому). Особенно впечатляют даже не те треки, где Питерсон показан как лидер (хотя среди них есть подлинные жемчужины - например, очаровательная дуэтная миниатюра "Get Happy" в первом треке, записанном в Нью-Йорке на заре карьеры Оскара, в 1950 г.), а те, где он показан как партнер или даже сайдмен. Например, фантастически прекрасны такие треки, как "Exactly Like You", где солисты - Диззи Гиллеспи и Стэн Гетц, или "I Only Have Eyes For You" с Билли Холидей в записи 1950 г.
Записи, вошедшие в компиляцию, делались с 1950 по 1970 г., в самых разных студиях или залах, поэтому звучание их представляет широчайший диапазон качества, продюсерской манеры, звукорежиссерских решений (или их отсутствия, как в случае с работами Нормана Грэнца) и вполне понятных недостатков (предупреждение о том, что часть материала переведена с винила, а значит - слышны соответствующие щелчки и треск, вынесено даже на обложку альбома). По этому альбому можно составлять своеобразную энциклопедию классической аналоговой грамзаписи 50-60-х гг. - достаточно просто сравнить звучание рояля в разных треках! Впрочем, все это совершенно неважно: музыка Питерсона говорит сама за себя.

Константин ВолковКонстантин Волков

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service