ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 39 (183) - 30 октября 2002 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковНекоторые вещи в нынешней жизни в принципе недоступны для анализа. Не потому, что слишком сложны. Просто, докопавшись до ответа, легко потерять все привычные психологические и просто логические опоры в жизни. Ну, то есть, мы знали, и никогда не скрывали от себя, что наше дело - импровизационная музыка (говоря более узко - джаз) - это не просто малая часть хрупкой "надстройки" современной цивилизации, а всего лишь одна из самых тонких пленочек, покрывающих эту надстройку. Хотя - да! для нас - будь нас десять тысяч на страну, миллион на всю планету, или же (фантастику - в жизнь!) миллион на страну и 20 миллионов - на весь мир, - для нас это и есть жизнь. Или, во всяком случае, значительная и важная часть жизни.
Что, мы никогда не выглядывали из окон наших поездов и не натыкались взглядом на устремленные седалищем к небесам фигуры миллионов огородников - от Москвы до самых до окраин? Нет, натыкались, конечно. И каждый вспомнит, как в какой-то момент, после пятой бутылки пива, поставленной под столик в купе, возникал смешливый разговор - вот мы тут с нашим этим джазом, а вон там эти миллионы, чьи седалища мы там, за стеклом, наблюдаем, и слова-то такого никогда не слышали!
А теперь пришлось задуматься о куда менее юмористической проблеме. Какое место не то что джаз - вся наша так называемая цивилизация занимает в мозгах тех, кто не просто безразличен тому, что мы считаем своей жизнью - кто считает себя активным противником всего этого?
Я о терактах, с которыми нам вот уже несколько лет приходится свыкаться все плотнее и плотнее. Точнее - о разных человечествах, которые так безнадежно сталкиваются локтями на окружающих просторах. И вроде бы все эти человечества созданы одним Создателем. Но они при этом слишком разные.
"Они" никогда не поймут "нас", что бы ни включалось в эти понятия. Мы их - можем понять. Но вот хотим ли?
Не похоже что-то.
Эскапизм ли - джаз, когда все это (Нью-Йорк 11.09.01, Бали, "Норд-Ост" и т.д. и т.п., далее -везде) день за днем происходит снаружи?
Нет, не эскапизм: это - наша жизнь. Ну - очень важная ее часть.
Вот только "они" этого никогда не поймут. Хотя они такие же, как мы.

Редактор

Говорите,
Вас слушают
Сегодня мы продолжаем слушать московского басиста, композитора и продюсера Алекса Ростоцкого. Непосредственный повод нашей беседы - выход нового альбома Алекса ("" target="_blank">Splashes") - кстати, его презентация пройдет в Центре искусств Центрального Дома художника 10 ноября, - продолжающего линию его великолепного альбома 2000 г. "Oriental Impress" в плане смешения и взаимодействия самых различных элементов музыкальных культур (в первую очередь - ориентальных и русской) в контексте современной импровизационной музыки. Однако тема разговора, начатого неделю назад, куда более широка: Алекс рассказывает о своих недавних гастролях в Индии, в составе международной группы лучшего фьюжн-музыканта Индии, скрипача д-ра Л.Субраманиама, и обо всем комплексе впечатлений и идей, связанных с Индией...>>>>
Америка и ее джаз
Мы продолжаем публикацию материалов, полная версия которых вошла в книгу "Америка и ее джаз", издание которой в настоящее время готовится. Книга, написанная редактором "Полного джаза" по материалам многочисленных встреч с представителями джазового сообщества США, посвящена взгляду на джаз как бы с обратной стороны - не столько с точки зрения музыкантов, сколько с точки зрения тех, кто работает в джазовой индустрии: владельцев клубов, организаторов фестивалей, продюсеров, владельцев фирм грамзаписи, журналистов и критиков, радиоведущих, преподавателей, исследователей джаза... Сегодняшний фрагмент - это журнальная версия главы, посвященной как раз исследователям, а точнее - тем, кто сохраняет историю джаза для исследователей. Мы уже встречались с теми, кто работает в джазовых архивах - вспомним материал об Институте джазовых исследований в Ньюарке. Сегодня же мы завершаем начатый в предыдущем выпуске разговор о еще одном крупном заведении такого рода: это - Джазовый архив Чикаго...>>>>
Москва - это вам 
еще не все 
Леонид ВинцкевичС 31 октября по 26 ноября в России пройдет очередной - пятый по счету - фестиваль "Джазовая провинция". Придуманный выдающимся курским пианистом Леонидом Винцкевичем и поддержанный Российским фондом культуры, фестиваль год за годом представляет аудитории городов Центральной России интересные срезы современной джазовой культуры - и российской, и европейской, и американской, знакомя любителей джаза вне традиционных джазовых центров страны с нынешним положением дел в этой музыке.
Впервые за все годы существования "Джазовой провинции" она откроется концертом в Москве: 31 октября узкий состав участников во главе с самим Леонидом Винцкевичем и блистательным американским вокалистом Джей Ди Уолтером выступит в "Ле Клубе". Наиболее широкий состав участников фестиваля будет показан в Курске 1-2 ноября. Затем фестиваль двинется по своему маршруту: в каждом городе состав музыкантов будет разным, хотя основное ядро участников будет сохранено на протяжении всего тура (кроме того, в большинстве городов в концертах будут участвовать и местные музыканты).
Расписание фестиваля:
  • 31.10 - Москва, "Ле Клуб", 20.00
  • 01.11 - Курск, филармония, 19.00
  • 02.11 - Курск, филармония, 18.00
  • 03.11 - Липецк, 19.00
  • 04.11 - Брянск, 19.00
  • 06.11 - Самара, 19.00
  • 07.11 - Тольятти, 18.00
  • 07.11 - Самара, 22.00
  • 09.11 - Ульяновск, 17.00
  • 10.11 - Казань, 17.00
  • 12.11 - Калуга, 19.00
  • 15.11 - Курск, 19.00
  • 16.11 - Обнинск, 18.00
  • 17.11 - Тверь, 17.00
  • 26.11 - Мурманск, 19.00

Среди участников фестиваля будут: Герман Лукьянов (Москва, альтгорн), Лембит Саарсалу (тегор-саксофон, Эстония), Валерий Колесников (Украина, труба), вокальный ансамбль ManSound (Украина), датско-шведско-британское трио Stekpanna (басист Стив Кершоу, гитарист Мадс Ольсен и барабанщик Питер Сверд), дуэт Вадима (фортепиано) и Станислава (тенор-саксофон) Майнугиных (Ярославль), литовский дуэт клавишника Дайнюса Пулаускаса и трубача Валериуса Рамошки, дуэт Леонида (фортепиано) и Николая (саксофон) Винцкевичей (Курск-Москва), московский барабанщик Дмитрий Севастьянов, американский вокалист Джей Ди Уолтер и другие. Ведет концерты директор Ярославского городского джазового центра Игорь Гаврилов.

Следующий материал пришел из Томска: благодаря своему главному джазовому энтузиасту Асхату Сайфуллину, этот небольшой сибирский город в последние годы становится одним из непременных пунктов маршрута российских гастролей тех или иных джазовых музыкантов из-за рубежа. Вот и в этот раз с этой гастрольной точки наш собственный корреспондент Валерий Рыбаков дает сибирский взгляд на тот тур, о московском концерте которого мы писали в предыдущем выпуске - тур гитариста Пола Болленбэка и вокалистки Крис Макналти из США...>>>>

Традиционно наша "внемосковская" рубрика охватывает не только Россию, но и соседние страны, которые, несмотря на свою безусловную и глубоко нами уважаемую независимость, все еще образуют с Россией некое более или менее общее культурное пространство. И в самом деле, литовский или армянский джаз были в свое время неотъемлемой частью джазового процесса в нашей стране - и тем приятнее, что связи с этими школами продолжают восстанавливаться, в чем одну из главных ролей играет информационное насыщение нашего общего джазового поля. Наш собственный корреспондент в Ереване Армен Манукян рассказывает об одном из самых ярких открытий джазовой сцены Армении...>>>>

1-4 ноября в Брянске пройдет фестиваль "Джаз - не только музыка и не только джаз", часть которого сольется с программой пролегающего через этот город тура "Джазовая провинция". По полученному нами пресс-релизу видно, что организаторам не приходилось раньше заниматься джазовыми мероприятиями и не довелось ознакомиться с их спецификой, но, тем не менее, определенную информацию, важную прежде всего для наших брянских читателей, он содержит...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Жоао ДонатоВ Большом зале Московской консерватории 19 ноября будет выступать бразильский пианист и композитор Жоао Донато. С ним будет играть его Rio Trio, а также Московский Камерный оркестр п/у американского дирижера Константина Орбеляна. Этот концерт представят компании Vartan Jazz и Elephant Records и их президент Вартан Тоноян (в 1990-е - владелец лучшего джаз-клуба Денвера, штат Колорадо).
Жоао Донато - а точнее, Жоао Донато де Оливейра Нето - пожалуй, самый-самый подлинный отец босса-новы из всех, кто претендует на это звание. Сам Жоао Жильберто, один из самых популярных исполнителей босса-новы, говорил, что перенял ритм босса-новы из игры Донато на фортепиано. Впрочем, начинал Донато как аккордеонист, подростком играя на танцах в Рио. Рояль пришел позже, когда в начале 50-х Донато ходил в Рио в фан-клуб Фрэнка Синатры, воспитавший целую когорту влиятельных бразильских музыкантов, продюсеров и музыкальных критиков.
С юности Донато славился экстравагантностью и показным полубезумием. Тем же славился и певец Жоао Жильберто. Обоим говорили, что они обязательно должны познакомиться, потому что они - точная копия друг друга. Кода эти двое наконец встретились в каком-то клубе, они долго смотрели друг на друга и наконец одновременно сказали только одно слово: "Точно!".
Жоао Донато написал множество классических песен босса-новы: их пел и Жильберто, и сам Антонио Карлуш Жобим, и... кто только их не пел. Больше того, он блестяще исполнял босса-нову - не только свои пьесы. Достаточно вспомнить такие названия, как "So Danco Samba" и "Minha Saudade". Это - Донато, исполнитель - и композитор.
В начале 60-х, когда босса-нова, так и не став популярной музыкой на родине, из богатых кварталов Рио перекинулась в США и быстро стала составной частью современной джазовой и - впоследствии - поп-эстетики, на время перебрался в Северную Америку и Жоао Донато. Там он в первую очередь оказался востребован как пианист, что неудивительно: он замечательно тонко синтезирует в своей игре бразильские мотивы с приемами и оборотами музыки других латиноамериканских и карибских стран, а все это вместе - с джазом. Его рояль звучит на записях абсолютно разных музыкантов - от стопроцентных джазменов вроде Рона Картера или Бада Шенка до латинских звезд Сержио Мендеса или Монго Сантамария. Его песни пели, часто под аккомпанемент его же рояля, и Аструд Жильберто, и Каэтано Велозу, и Жильберто Жиль.
В последние тридцать лет Донато живет в Бразилии, постоянно ездит в США, гастролирует по всему миру, пишет песни, играет на рояле - в общем, ведет жизнь востребованного и очень авторитетного музыканта. В Москве он представит в первую очередь материал своего недавнего альбома "Amazonas" (Elephant Records, 2000), который наилучшим образом демонстрирует мастерство Донато-пианиста и его уникальный синтетический стиль.
Книги
обложка книгиВ октябре в издательстве Уральского университета (Екатеринбург) вышла книга Ефима Барбана "Черная музыка, белая свобода". Эта легендарная работа, первое теоретическое осмысление проблематики джазового авангарда и "нового джаза" на русском языке, была завершена автором, выдающимся ленинградским джазовым энтузиастом, еще в 1977 г. и издавалась только в "самиздате", путем перепечатки считанных копий на печатных машинках. 
Ефим Барбан (Джеральд Вуд) Хотя с момента написания этой книги прошло 25 лет, она во многом не утеряла актуальности до сих пор. Издание книги в Екатеринбурге было авторизовано самим Ефимом Барбаном, который в последние годы живет в Лондоне и ведет ряд программ на радио BBC под псевдонимом Джеральд Вуд. В ближайшее время мы сможем также сообщить, каким образом эту книгу можно будет приобрести вне Екатеринбурга.
Подробнее о Ефиме Барбане и его книге - в работе Юрия Верменича "Мои друзья - джазфэны"...>>>>
А в это время за бугром...
15-17 ноября в Вильнюсе (Литва) пройдет фестиваль Mama Jazz - еще одно джазовое мероприятие, которое дополнит джазовое расписание одного из самых важных джазовых центров на территории б.СССР, наряду с заслуженно знаменитым Vilnius Jazz Festival (репортажи с которого мы публиковали в #36 и #37). Одно из главных действующих лиц в подготовке нового фестиваля - саксофонист Витас Лабутис, ключевой член знаменитого Vilnius Jazz Quartet.
Расписание фестиваля:
  • 15.11 
    19.00, Литовский национальный театр драмы (Гедимино, 4): квартет Сатоко Фудзи (Япония); Vienna Art Orchestra (Австрия).
    23.00, клуб Bravo (Ясинскио, 14): Malina's Top Secret (Литва); джем-сешн.
  • 16.11
    14.00, Литовский национальный театр драмы (Гедимино, 4): "Второе приближение" (Россия); Oddjob (Швеция).
    19.00, Литовский национальный театр драмы (Гедимино, 4): дуэт l.v.k.a. (Литва); Lester Bowie Brass Fantasy (США).
    22.00, клуб Bravo (Ясинскио, 14): Rap Band (Нидерланды) п/у Саскии Лару (труба); джем-сейшн.
  • 17.11
    14.00, Литовский национальный театр драмы (Гедимино, 4): трио Toykeat (Финляндия); проект саксофониста Анатолия Вапирова (Болгария - Литва).
    19.00, Литовский национальный театр драмы (Гедимино, 4): IDIOT (Финляндия - Литва); Карим Зияд Ифрикия (Франция).
    22.00, клуб Bravo (Ясинскио, 14): джем-сейшн.
Новые альбомы
В продаже 
с 22 октября (США)
  • Bailey, Victor: That's Right, ESC 4904 
  • Barron, Kenny: Canta Brasil, Sunnyside 3005 
  • Brubeck, Dave: Heart and Soul, Jazz Hour 73616 
  • Byas, Don: Complete American Small Group Recordings, Definitive Classics 11213 
  • Coltrane, John: Love Supreme [2002 Deluxe Edition] - переиздание, Universal 589945 
  • Gibbs, Terry: Dream Band, Vol. 4: Main Stem - переиздание, Contemporary 7656 
  • Gibbs, Terry: Dream Band, Vol. 5: Big Cat - переиздание, Contemporary 7657 
  • Heillig, Henry: Manoeuvre, United One 3021 
  • Laporta, John: Theme and Variations/Conceptions - переиздание, Fantasy 24776 
  • Lorber, Jeff: Very Best of Jeff Lorber, Universal065075 
  • McGriff, Jimmy: McGriff Avenue, Milestone 9325 
  • Pagan, Michael: Nobody Else But Me, Capri 74055 
  • Pepper, Art: Complete 1947-1951 Small Group Studio Recordings, Definitive Classics 11217 
  • Various Artists: Philadelphia Sound, Chunksaah 15 
  • Various Artists: Best from the West, Vol. 1 - переиздание, War Zone 3034 
  • Various Artists: WJJZ 106.1 - Smooth Jazz Sampler, Vol. 9, WJJZ 543004 
  • Various Artists: WNUA 95.5 - Smooth Jazz Sampler, Vol. 15, WNUA 29552 
  • Whalum, Kirk: Gospel According to Jazz: Chapter 2, Warner Brothers 886233

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Валерий Рыбаков,
Армен Манукян,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service