ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 40
2002

Днепропетровск на уровне "Мирового джаза"
В Днепропетровске с 25 по 27 октября проходил XI международный фестиваль "Мировой джаз на Днепре". Удивительно, что об этом фестивале никогда раньше не упоминалось на страницах "Полного джаза": ведь по организации, по количеству звезд он ни в чем не уступает другим фестивалям такого же уровня, проводящимся на территории бывшего Советского Союза. Я решил заполнить этот пробел.

День первый

Феликс ЛахутиАтмосфера праздника царила в театре им. Горького, где проходил фестиваль, начиная прямо от фойе. Публика собралась очень разная: тут были и представители городского бомонда, и обычные студенты, и так называемый средний класс. При этом, несмотря на "классовые различия", все три дня на фестивале царила дружелюбная обстановка.
Концерт задержали на сорок минут из-за неполадок со звуком. Потом, когда публика наконец попала в зал, на сцену вышел ведущий Владимир Фейертаг и объявил, что торжественного открытия в связи с этой задержкой не будет, и сразу пригласил на сцену московское трио "Орнамент". На первой композиции лидер группы, скрипач Феликс Лахути, вышел в какой-то красной мочалке на голове, но, отыграв первую композицию, он ее, правда, снял. Поначалу публика восприняла усилия трио не очень тепло: сказались минуты лишнего ожидания. Однако ближе к середине выступления москвичам уже вовсю аплодировали, более того: когда они закончили свою программу и получили подарки от организаторов (а подарки в этот раз были красочные: деревянные тарелки с петриковской росписью, изображавшей саксофон и надпись "XI міжнародний фестиваль Світовий джаз на Дніпрі", а также подарочная бутылка коньяка "Клинков" в сувенирной упаковке), трио исполнило еще одну композицию на бис.
Затем Владимир Фейертаг зачитал приветствие от головы Днепропетровской областной администрации Николая Швеца, стал перечислять споносоров и организаторов, но зрители, с нетерпением ожидавшие следующего исполнителя, приветствовали их довольно вяло. Тогда ведущий произнес: "От того, как вы сейчас будете хлопать, зависит, состоится ли следующий фестиваль". Тогда послышались бурные аплодисменты, и Фейертаг объявил Игоря Бриля и "Новое Поколение", которые были с энтузиазмом встречены публикой. Предваряя их выступление, ведущий резонно заметил, что "в джазе проблем отцов и детей не существует". Присутствовавшие в зале в этом убедились. Семейное трио начало с приятной лирической композиции, которая буквально заворожила весь зал, а продолжило блюзом. Потом пошли пьесы одна ярче другой.
Из братьев Бриль больше всего солировал и импровизировал Дмитрий (сопрано-саксофон), а Александр (тенор-саксофон) больше оставался на втором плане, в плане уровня импровизации ничуть не уступал своему брату-близнецу.
В заключение Игорь Бриль сыграл соло, заставив зрителей подхлопывать ему в паузах - свое знаменитое "Петушествие в блюз", своеобразную "торговую марку" этого пианиста. Все находящиеся в зале отхлопывали ритм, ни разу не сбившись. Оставалось лишь сожалеть, что выступление Бриля было очень коротким.
Пере выступлением американских музыкантов был объявлен антракт: Фейертаг объяснил, что им надо настроить звук, аппаратуру, а настраиваться при зрителях они не привыкли. Поэтому все были вынуждены выйти. И вновь всем пришлось ждать минут тридцать-сорок - правда, охрана выпускала на улицу тех, кто хотел проветриться и перекурить. 
Наконец, ведущий объявил квинтет саксофониста Билли Эванса, и тут же зал взорвался бурными овациями. Эванс поприветствовал зал стандартными русскими фразами: "Добрый день" (затем он поправился и произнес: "Добрый вечер") и "Как дела?". Впоследствии выяснилось, что в его репертуаре есть еще "спасибо" - он благодарил публику за бурные аплодисменты.
Когда он заиграл, зрители позабыли обо всем на свете. Каждая его композиция срывала овации. Особенно всем понравились музыкальные диалоги саксофониста с гитаристом - когда Эванс играл мелодию на сопрано-саксофоне, а гитарист воспроизводил на своем инструменте почти в точности те же самые звуки. Это настолько понравилось сидящему рядом со мной слушателю, что он тоже решил подключиться: когда Эванс отыгрывал короткие соло, мой сосед высвистывал эти соло. Причем получалось это у него отлично.
Когда Эванс закончил, публика уже аплодировала стоя и вызывала его на бис. В результате американский музыкант сыграл на бис еще 40 минут, но зал по-прежнему вызывал его, и лишь через пять минут, когда уже стало ясно, что он не выйдет (по киевскому времени около 23:30), публика нехотя начала уходить из зала. Хотя по реакции зрителей было видно, что они были готовы слушать Эванса хоть всю ночь.
На страницах "Полного джаза" уже говорилось, что по джазу Америку мы пока что еще не догнали. После этого выступления и я лично убедился в этом.

День второй

В этот день концерт опять задержали из-за неполадок со звуком, но ненадолго. Открывал второй день фестиваля киевский квинтет "Григорий Немировский Комбо". Их программа состояла из двух частей - инструментальной и вокальной. Вначале музыканты без своей вокалистки сыграли три композиции. Особенно хорош был лидер - Григорий Немировский, успевавший почти во всех композициях солировать на фортепиано, синтезаторе и трубе. Затем появилась вокалистка Елена Пономаренко, исполнившая несколько джазовых стандартов. 
Dzyga Jazz QuintetВо втором отделении Владимир Фейертаг пригласил на сцену львовскую группу "Dzyga Jazz Quintet". Их выступление было самым сильным в этот день. Музыканты показали очень высокий уровень и сольной, и ансамблевой игры: все они, за исключением контрабасиста - ветераны джаза, неоднократно выступали на советских джазовых фестивалях и даже были лауреатами легендарного фестиваля "Таллин-67". Своим выступлением они сорвали овации, хотя, к сожалению, исполнили только три своих композиции.
Следующим выступал сборный англо-американо-украинский фри-джазовый квартет без названия. Великобританию представлял неоднократно посещавший Украину опытный Джордж Хаслам (баритон-саксофон, бас-кларнет), американским представителем выступал контрабасист Эндрю Валентайн, а украинскими - киевлянин Владимир Соляник (пианино) и днепропетровский ударник Валерий Жилин. Их выступление тоже было прекрасно принято публикой. Особенно бурные аплодисменты получил Джордж Хаслам, в одной из импровизаций сыгравший одновременно на баритон-саксофоне и бас-кларнете. Запомнилась пьеса, которую музыканты сыграли без Хаслама, втроем. Как сказал Владимир Соляник, они посвятили всем величайшим джазовым музыкантом, ушедшим из жизни. 
Потом Владимир Фейертаг объявил антракт, и я пошел за кулисы к музыкантам, так как Григорий Немировский приходится мне другом. Благодаря ему я получил пригласительный билет на джем-сешн участников фестиваля, который должен был проходить после концерта в ночном клубе-ресторане "Мелроуз".
Лера ГеннерЗакрывал второй день фестиваля ансамбль вокалистки Леры Геннер из Петербурга - мощный, энергичный, но все несколько проигрывавший на фоне двух предыдущих коллективов.
Теперь о джем-сешне. Атмосфера ночного клуба располагала к джазу, напоминая о тех временах, когда он еще звучал исключительно в подобных заведениях. Даже удивительно, что за все время существования ресторана это было единственное джазовое мероприятие в его стенах.
В джеме принимали участие Лера Геннер, Григорий Немировский, его басист, все музыканты из "Dzyga Jazz Quintet" и Эндрю Валентайн, игравший вместо контрабаса на трубе, как и Немировский. Периодически часть участников уходили со сцены перекусить, но музыка непрерывно звучала всю ночь и закончилась аж в пять утра. Посетители выглядели нисколько не уставшими и не очень хотели уходить. Лишь усталость музыкантов, которым предстояло еще выступать вечером, позволила завершить этот великолепный джем.

День третий

Открывал последний день фестиваля вновь квинтет "Григорий Немировский Комбо". На этот раз их программа включала всего одну инструментальную композицию, остальная программа была вокальной, но музыканты вновь постарались, как могли, и сделали свое выступление достаточно ярким. 
И вновь программу продолжили "Dzyga Jazz Quintet". Хоть они и были снова восприняты публикой "на ура", и даже играли значительно дольше по сравнению с предыдущим выступлением, но прозвучали слабее, чем вчера. Видать, сказалась усталость после ночного джема (музыканты этого квинтета были единственные, кто играл почти весь джем без перерыва, особенно саксофонист и клавишник). Однако все равно чувствовался высокий уровень их игры.
Эрих ГедекеПосле антракта на сцену вышло аванградное немецко-украинское трио, состоявшее из германского мультиинструменталиста Эриха Гедеке и украинцев Сергея Горюновича (фортепиано) и Валерия Жилина (ударные). Несмотря на то, что их музыка была явно не для широкой аудитории, зал им бурно аплодировал. Но хэдлайнером этого вечера - тем, ради кого, собственно говоря, и пришло большинство зрителей - был все-таки квартет пианиста Андрея Кондакова.
Его музыканты - контрабасист Григорий Воскобойник, барабанщик Сергей Остроумов, саксофонист Игорь Тимофеев - как и сам лидер, показали высокий уровень игры. Помимо инструментальных композиций, всех приятно порадовал неплохой вокал самого Кондакова. Каждую импровизацию, каждую композицию встречали бурные аплодисменты зала. 
Андрей Кондаков В итоге выступление Кондакова (кстати, уроженца Днепропетровска) длилось дольше сетов остальных участников этого вечера, и под конец выступления Кондаков сорвал настоящую овацию. Публика не хотела его отпускать со сцены, но выступление все-таки закончилось - и зрители были вынуждены покинуть зал в ожидании следующего фестиваля, следующей осени. Ведь для днепропетровских поклонников джаза фестиваль - это единственная возможность послушать и посмотреть настоящий джаз вживую.
Дух фестиваля точнее всего отражает стихотворение "Джаз", написанное днепропетровцем Николаем Кобзарем (оно было включено в буклет фестиваля):

Это стихия джаза:
Бас взламывает окаменелость партитуры.
Ударник вышвыривает бездарные звуки.
Рояль разрывает цепи покорности.
Саксофон взрывает асфальт мелодии.
Быть лишь самим собой. Трепещите пальцы!
Все играют новую тему, которой каждый одержим.
И вот из тщедушного древа нот и аккордов
Пробивается новая крона сердцебиением банджо.
Грудным тембром саксофона - души гармония в стройном порыве.
Каждый входит с единственным в общую тему, каждый творец!
И ты вправе быть лишь собой, и "Я" - это Я.

Юрий Степаненко
Днепропетровск
Фото Федора Лазаренко,
Киев

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service