ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 40
2002

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Bob James
-
"Morning, Noon, & Night"

Warner Bros., 2002

* * *

Ветеран инструментальной поп-музыки (так называемого smooth jazz), клавишник Боб Джеймс и играть эту музыку начал раньше многих (задолго до того, как появилось ныне общепринятое название этого стиля и "формула" его формата, выведенная не без участия Джеймса), и коммерчески был и остается несколько успешнее большинства других, и активности до сих пор не снижает. Не успел выйти очередной альбом возглавляемой им "сборной" смут-джаза, группы Fourplay, который мы недавно рецензировали, как уже появляется на прилавках его новая сольная работа, причем выполненная с привлечением очень мощных сил - начиная от звезд уровня еще одного динозавра "смута", гитариста Чака Лоуба, и суперуспешного в коммерческом плане саксофониста Дейва Коза, и заканчивая высококачественными сайдменами - перкуссионистом Винни Колайютой или, скажем, басистом Уиллом Ли (всего список участников включает 23 инструменталиста, не считая самого лидера).
Как и весь жанр, Боб Джеймс стопроцентно предсказуем - в отзывах специалистов по smooth, допустим, банальный и пресный первый трек проходит как яркий авангард, поскольку в нем применено ранее неслыханное в инструментальной попсе выразительное средство - диджейский скрэчинг. Мелодии, гармонические обороты, приемы игры, продюсерские решения и даже выбор конкретных эффектов обработки звука хорошо знакомы как по предшествовавшим работам самого Джеймса, так и по массам работ других представителей этого жанра, поскольку Джеймс принадлежит к числу его творческих лидеров, и любая порожденная им идея тут же подхватывается десятками менее маститых исполнителей и быстро превращается из новшества в шаблон и далее - в штамп, на которых, собственно, нацеленный на массовое фоновое, бесконфликтное потребление smooth jazz - метко именуемый, по одному из своих прикладных применений, "музыкой для лифтов" - и строится. Во всяком случае, своего обычного уровня Джеймс не снижает ни в коем случае, хотя слушать этот альбом в иной ситуации, кроме фоново-прикладной, даже как-то странно.


Jacques Loussier Trio
-
"Handel: Water Music & Fireworks"

Telarc Jazz, 2002

54:22

* * *

Вот уже больше сорока лет мсье Жак Лусье, французский пианист, несгибаемо идет по нелегкой тропе "джаззинга" - исполнения классической европейской музыки в джазовом изложении. Начинал он с Баха, и до сих пор его концертная программа и многочисленные альбомы с баховскими интерпретациями пользуются наибольшим успехом - не в последнюю очередь потому, что скрестить Баха и свинг по самой природе музыкального материала не так уж и сложно. Вообще говоря, джаззинг классики был общим местом в творческих поисках самых разных музыкантов вплоть до 60-х гг.: в частности, отдал ему дань (в лице того же И.-С.Баха) даже Джон Льюис из Modern Jazz Quartet. Но только Лусье удалось сделать из этого нехитрого приема свою торговую марку, которой он с тех пор весьма успешно зарабатывает.
Впрочем, в его репертуаре - отнюдь не только Бах. В последние годы он много (но с переменным успехом) обращается к музыке и других композиторов - от Скарлатти до Сати.
Теперь настал черед Георга Фридриха Генделя. Нетрудно понять, почему - как и его ровесник Бах, в инструментальном творчестве Гендель - крупнейший полифонист, что должно импонировать пианисту. Труднее понять, почему изложение генделевских "прикладных" концертов, предназначенных для исполнения на открытом воздухе - "Музыка на воде" (1716) и "Музыка к фейерверку" (1749), оказалось столь поверхностным. Увы, но престарелому маэстро (ему скоро 70), как и его нынешнему трио - контрабасисту Бенуа Дюнуайе де Зегонзаку и барабанщику Андре Арпино - не удалось создать столь же органичную ткань, как для музыки Баха: свинговые эпизоды не вырастают логически из изложения классического текста, а кажутся искусственно склеенными с ним и только изредка начинают смутно напоминать тот материал, на основании которого, якобы, импровизируются. Тем более достойно сожаления сомнительное мастерство барабанщика, ритмической неизобретательности и неуверенности которого Лусье обязан определенной динамической шаткостью и недостроенностью всей конструкции, так и трещащей по отчетливо видимым швам. И все это - невзирая на блестящую звукорежиссерскую работу (Studio du Palais, Дворец Конгрессов, Париж - ни имя инженера, ни технические детали записи впервые у Telarc на моей памяти не указаны).

Константин ВолковКонстантин Волков

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service