502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 41 (185) - 13 ноября 2002 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл Мошков"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется" - цитата настолько заезженная, что ее и употреблять-то как-то неловко. Тем не менее - факт есть факт. Интересно, как "Джаз.Ру" проявляет признаки самостоятельного организма, живущего собственной жизнью - чем дальше, тем сильнее. Вот только один пример.
3 июля мы опубликовали интервью с одной из русских студенток знаменитого бостонского музыкального учебного заведения - колледжа Беркли, о котором, кстати, в прошлом году у нас вышел большой очерк (часть I, часть II). Студентка училась на тот момент первый семестр и, видимо, еще не успела сориентироваться: ей показалось, что в Беркли, кроме нее, нет русскоговорящих студентов. Несколько дней спустя я получил письмо из Беркли от одного из этих необнаруженных русскоговорящих - пианиста Михаила Тарасова, родом из Владивостока, которого я помнил по его выступлениям в московском "Джаз-арт клубе" в период его обучения в ГМУЭДИ на Ордынке. Михаил писал, что всего в Беркли не менее 30 студентов говорит на русском языке (правда, собственно из России только некоторые из них - в основном это выходцы из других частей бывшего Союза, зачастую большую часть своей жизни прожившие даже не на родине, а в США или Израиле). Так родилась идея взглянуть на джазовое образование на родине джаза глазами тех, кто находится внутри этой системы - в помощь тем молодым российским, украинским, белорусским и т.д. музыкантам, которые мечтают о повышении своего профессионального и творческого уровня в американских музыкальных ученых заведениях, но не знают, с какой стороны подступиться к этой задаче. Мне сразу пришла в голову идея чата с "нашими" в Беркли: дело в том, что чат на "Джаз.Ру" довольно активно развивается, и сейчас его онлайн-сообщество включает довольно значительное количество постоянных посетителей со всех концов света; ради такого случая же, я был уверен, пришли бы и те, кто в чаты никогда не ходит (забегая вперед, скажу: так и получилось). Мы договорились о том, что проведем чат осенью, и назначили его на 12 ноября. Попутно, в качестве справочных материалов к чату, были открыты специальные страницы о двух его участниках из Беркли - Михаиле Тарасове и его коллеге-пианисте Руслане Сироте.
И вот чат прошел. Должен заявить, что прошел он с большим успехом. Все пришедшие (чат продолжался два с половиной часа, и в каждую отдельно взятую минуту в нем находилось 10-15 человек) довольно быстро разговорились и закидали наших гостей вопросами, на которые те терпеливо и добросовестно отвечали - невзирая на неизбежную задержку, вызванную тем, что на их компьютерах не было русских фонтов, и они набирали свои реплики неизбежным в таких случаях Translitom, который, конечно, снижает удобочитаемость.
О чем шла речь? О джазовом образовании в США. Я надеюсь, что все участники удовлетворили свои информационные потребности.
А главное - родилась в ходе чата идея: что, если в фестивальный сезон устроить небольшой российский (или СНГовский) тур небольшого сборного коллектива русскоговорящих студентов Беркли? Уверен, такая идея вполне жизнеспособна и послужит отличным двигателем дальнейшего развития джазового образования у нас.
Будем думать.

Редактор

In Memoriam
Роман Кунсман (1941-2002)

Роман КунсманВ предыдущем номере "Полного джаза" мы сообщили о внезапной смерти джазовой звезды двух стран - СССР и Израиля - Романа Кунсмана. Тело Романа нашли в его квартире 6 ноября. Причиной смерти указан несчастный случай: никаких дополнительных подробностей мы уже не узнаем, поскольку в Израиле, согласно религиозным правилам, не принято проводить вскрытие, если нет признаков насильственной смерти. В полночь того же дня музыкант был похоронен.
Сегодня мы публикуем два материала, посвященных памяти Романа Кунсмана и его творчеству...>>>>

Как это было 
в Москве
Гэри Бертон11 ноября в "Ле Клубе" открылась трехдневная серия концертов американского дуэта Гэри Бертон (вибрафон) - Макото Одзонэ (фортепиано). Ветеран-вибрафонист, пришедший в джаз в 60-е годы и сотрудничавший с крупнейшими фигурами своего и более старшего поколения, от Пэта Мэтини и Чика Кориа до Стэна Гетца и Кита Джаррета, в последние два десятилетия значительную часть времени уделяет своей работе в знаменитом музыкальном колледже Беркли в Бостоне (он - его "исполнительный вице-президент", или, в наших понятиях, проректор). Однако пятикратный лауреат "Грэмми" не прекращает гастролировать, в последние годы - почти исключительно в дуэтах с пианистами. С пианистом - правда, это был Чик Кориа - он впервые приезжал в нашу страну еще в 1983 г.; с пианистом он уже дважды приезжал в этом году - в феврале на "Триумф джаза" и вот теперь, в ноябре - на обычные клубные концерты.
Гэри Бертон - Макото ОдзонэНадо сказать, по нескольким номерам, сыгранным дуэтом Бертона - Одзонэ на "Триумфе джаза", очевидность выбора именно этого пианиста была не очень ясна. То есть было понятно, что это очень дисциплинированный исполнитель с превосходной техникой игры и прекрасным знанием гармонии. Но в ходе концерта в "Ле Клубе" стало ясно, что он действительно очень хороший партнер для Бенсона, хотя и несопоставим с ним ни по уровню известности, ни по уровню осмысления материала: он просто чрезвычайно пластичен, гибок и успешно отыгрывает все идеи лидера, оказываясь как бы дополнительной парой рук Бертона, но при этом парой рук с собственным, глубоко индивидуальным ощущением метра, времени и т.п., что здорово помогает выстраиванию полноценного дуэта.
Гэри БертонДуэт очень камерный. Вибрафон и акустический рояль имеют ограниченное количество тембров, да Бертон-Одзонэ и не стремились их особо разнообразить. Они просто выстроили программу по принципу максимального разнообразия материала и весь этот материал, от рэгтаймов и досвинговых стандартов до вполне современных модальных номеров, изложили в одной и той же манере: аккуратной, четкой, технически совершенной, очень красивым звуком и абсолютно без какого бы то ни было исполнительского риска - в своем роде, идеальное воплощение тех принципов, которое олицетворяет принятая в колледже Беркли система образования. Бертон (а вместе с ним и его пианист) не пускается в авантюры - он играет музыку. Да, в результате отсутствует элемент творческой неожиданности, отсутствуют воспарения к горним высям духа и внезапные озарения, которые вполне могут оказаться чреваты неудачей. Если надо выбрать между новаторским и банальным, нынешний Бертон (в отличие от себя-прошлого, образца 60-х и даже еще 70-х гг.) однозначно выберет банальное, но сыграет его с таким блеском и изобретательностью, что назвать это банальностью язык будет поворачиваться с трудом - уж больно здорово звучит. Будь то авторская пьеса Макото Одзонэ, после которой Бертон (уж эти нам культурные стереотипы американцев!) долго распространялся о любви к суси (тому, что в наших ресторанах по-американски безграмотно именуется "суши"). Будь то образчик раннего материала для вибрафона в виде пьесы первого джазового вибрафониста Реда Норво. Будь то "Bag's Groove" Милта Джексона, сыгранный с нарочитым замедлением темпа, вызывающим желание пощелкать пальцами - а вдруг ускорится? Или же классика с альбома "Virtuosi" (опознать так сразу не удалось, но кажется - Скарлатти), записанного как раз этим дуэтом в прошлом году для Concord и содержащим музыку Рахманинова, Равеля, Гершвина и т.п., сыгранную в джазовом духе - это было квинтэссенцией самого духа дуэта: камерное, аккуратное, сдержанное, но блистательное исполнение на грани академизма, хотя при этом - несомненно джазовое.

Кирилл Мошков
фото автора

 

7-8 ноября в Москве был Джордж Бенсон - один из тех музыкантов, кого не надо представлять или объяснять, кто это такой. Ну, то есть, был-то он и чуть раньше: например, вечером 6 ноября он появился в "Ле Клубе" на концерте New York Voices и биг-бэнда Игоря Бутмана, и даже исполнил вместе с коллегами две пьесы - вокальную и инструментальную. Но собственно целью его пребывания в российской столице были дни 7 и 8 ноября, когда он должен был а) участвовать в презентации "тропического парка бутиков" в универмаге "Крокус Сити Молл" и б) дать концерт в Кремле, оплаченный тем же "Крокусом". В планы организаторов этого визита не входили контакты с джазовой прессой; была проведена довольно избирательная аккредитация, особенно избирательная в отношении фотографов - но это и не удивительно, так как Бенсон явно был приглашен явно не за джазовые заслуги, а за огромные успехи в поп-музыке, и этот его визит к джазовой жизни города можно отнести только с ба-альшой натяжкой - ну, за исключением того, что его поклонники (кто смог позволить себе билет в Кремлевский дворец) смогли если и не всласть его наслушаться, то во всяком случае взглянуть на своего героя невооруженным глазом. Так или иначе, благодаря любезности информационного агентства InterMedia мы можем рассказать, "как это было"...>>>>

12 ноября в Москве выступил французский джазовый скрипач Дидье Локвуд. К сожалению, концерт не был уж очень доступен для широкой публики, так как проходил в посольстве Франции, но, тем не менее, публики на нем было много. О своих впечатлениях рассказывает председатель Московской ассоциации джазовых журналистов и музыкальный обозреватель "Еженедельного журнала" Дмитрий Ухов...>>>>

Москва - это вам 
еще не все 
31 октября концертом в Москве началась пятая "Джазовая провинция" - передвижной фестиваль, придуманный и проводящийся курским пианистом Леонидом Винцкевичем при поддержке Российского фонда культуры (мы подробно рассказывали об этом концерте). Фестиваль продолжает свое движение по городам России (последняя точка его маршрута - Мурманск, 26 ноября), и с одного из пунктов гастрольного плана, из Самары, нам докладывает о продвижении "Провинции" наш новый автор Юрий Льноградский...>>>>

Еще одни материал пришел из Риги, джазовая жизнь которой нам в последние годы знакома только эпизодически. Рижская журналистка Елена Слюсарева рассказывает о том, как прошли гастроли звезды латвийского джаза Ольги Пирагс в Германии...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Скотт Хэмилтон18-20 ноября в "Ле Клубе" в рамках осеннего "Ле Фестиваля" пройдут концерты, которые представляют торговая марка Parliament и Игорь Бутман. В "Ле Клубе" играет квартет саксофониста Скота Хэмилтона (США).
Скотт Хэмилтон возник на американском джазовом небосклоне в середине 70-х и сразу произвел небольшую сенсацию. В то время все саксофонисты играли джаз-рок, ну в крайнем случае - модальный джаз или экспериментальную музыку. Хэмилтон же принципиально не играл ничего из того, что могло было быть сыграно после Второй мировой войны, черпая вдохновение в творчестве великих инструменталистов первой половины XX века - Коулмена Хокинса, Бена Уэбстера и т.п. Сознательно исключив из своего арсенала любые приемы игры и музыкальные идеи послевоенной эпохи, Скотт Хэмилтон не только звучал как саксофонист классической свинговой эры, он и выглядел так же - двубортный костюм с длинными лацканами, набриолиненные, аккуратно зачесанные назад волосы, короткие усики; ну, словом, на дворе 1940 год, и никто еще не слышал бибопа! В конце 70-х Хэмилтон начал записываться на калифорнийском лейбле Concord, да так и продолжает записываться на нем до сих пор, выпустив уже почти 30 альбомов. Записи Скотта показывают некоторую - очень небольшую - эволюцию: от Бена Уэбстера он за минувшие 25 лет чуть-чуть подвинулся в направлении Зута Симса, но именно что чуть-чуть. В остальном он по-прежнему остается одним из самых консервативных джазовых саксофонистов, что неизменно привлекает к нему ту аудиторию, которая особенно любит "старый добрый джаз" и недопонимает современные направления. Следует еще раз подчеркнуть: Хэмилтон - не стилизатор, не постмодернист, играющий разностилевыми элементами, он просто устроен так, что сознательно живет в музыке шестидесятилетней давности, не интересуясь ничем, что появилось в джазе с тех пор. Открытая и привлекательная позиция - потому что честная.
В квартете Скотта Хэмилтона - пианист Джон Пирс, басист Дейв Грин и барабанщик Стив Браун.

21 ноября в Центре искусств Центрального Дома художника состоится концерт, который представляет Международный фонд поддержки искусств "АртЛинк". Выступят две группы, представляющие современные направления джаза - фанк, джаз-рок, фьюжн, эйсид-джаз. В гостях у популярной группы "Транс Атлантик" из Москвы - молодой, но уже хорошо известный коллектив из Санкт-Петербурга Doo Bop Sound (подробности об этой группе см. в анонсе их концерта в зале Чайковского днем раньше). 
Популярная московская группа "Транс Атлантик" имеет большой гастрольный и фестивальный опыт, в своих оригинальных композициях группы использует, по их собственному определению, "отголоски пограничных с джазом течений на фоне лучших мировых традиций джаз-рока". Группа нашла свой стиль, который по достоинству был оценен поклонниками джаз-рока и фьюжн. Лидеры группы - пианист и композитор Сергей Чипенко и барабанщик Руслан Капитонов, стоявшие у истоков создания "Транс Атлантика". Сейчас в группе также работают Алексей Лебедев (бас-гитара), Константин Серов (гитара), Никита Братусь (клавишные) и Святослав Текучев (саксофон).
А в это время
за бугром
Том Дауд26 октября в США на 78-м году жизни умер знаменитый звукорежиссер Том Дауд (Tom Dowd), который в 1950-е и 60-е годы создал множество значительных записей самых крупных представителей джаза и ритм-н-блюза (а впоследствии и рок-музыки), работая на знаменитом лейбле Atlantic. Джон Колтрейн, Орнетт Коулмен, Отис Реддинг, Эрик Клэптон - вот лишь несколько имен из числа тех, для кого сделанные Томом Даудом записи стали этапными.
Том Дауд (р. 01.01.1925, Нью-Йорк) умер в своем доме в Эвентуре, Флорида, от эмфиземы легких.
В память об этом замечательном мастере мы сегодня публикуем материал, посвященный бурной истории лейбла Atlantic, где рассказывается и о Томе Дауде...>>>>
Новые альбомы
В продаже 
с 12 ноября (США)
  • Braxton, Anthony: Yoshi's 1997, Vol. 1, Leo 343/344 
  • Braxton, Anthony: Solo (Koln) 1978, Golden Years of New 17 
  • Coryell, Larry: Birdfingers, Universe 55 
  • Fonda Stevens Quartet: Healing, Leo 338 
  • Gallagher, Rick: Sweet Potato Eyebrows, Orchard 802325 
  • Gallagher, Rick: Sleigh: A Song and a Baby Boy, Orchard 802324 
  • Gelberman, Jan: With Love to Share, Orchard 802316 
  • Kahn: Side by Side, Orchard 802322 
  • Kahn: Hush, Orchard 802321 
  • Lopez, Ramon: Duets 2 Rahsaan Roland Kirk, Leo 356 
  • Meek, Gary: Step 7, A440 Music Group 4013 
  • Montgomery, Wes: Quintessential Wes - переиздание, Varese 061254 
  • Parker, Evan: Needles, Leo 348/349 
  • Perelman, Ivo: Ventriloquist, Leo 345 
  • Person, Houston: Sentimental Journey, High Note 7101 
  • Shaw, Woody: Woody Shaw Live, Vol. 3 - переиздание, High Note 7102 
  • Shearing, George: George Shearing/Cannonball Adderly Quintets at New - переиздание, Pablo 5315 
  • Shepp, Archie: Live in Antibes Vol. 1 & 2 - переиздание, Varese 061255 
  • Silver, Horace: Paris Blues, 1962 - переиздание, Pablo 5316 
  • Stone, Lew: Dinner and Dance, ASV/Living Era 5435 
  • Tjader, Cal: Concert in the Sun - переиздание, Fantasy 9688 
  • Various Artists: Roaring Twenties: When My Baby Smiles at Me, ASV/Living Era 5520 
  • Various Artists: Swingville Sampler, Orig. Jazz Classics 3709 
  • Various Artists: Prestige: Bluesville Sampler, Orig. Jazz Classics 3712 
  • Various Artists: Specialty: Hifijazz, Orig. Jazz Classics 3707 
  • Various Artists: Jazzland Sampler, Orig. Jazz Classics 3708 
  • Various Artists: Milestone: Galaxy Sampler, Orig. Jazz Classics 3711 
  • Various Artists: New Jazz Sampler, Orig. Jazz Classics 3710 
  • Various Artists: Classic Mix: By the Texas Christian University Jaz, Sea Breeze 4549 
  • Various Artists: West Coasting: By the University of Northern Lowa, Sea Breeze 4547 
  • Zingaro, Carlos: Chicken Check in Complex, Leo 340

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Алексей Баташев,
Дмитрий Ухов,
Юрий Дмитриевский,
Юрий Льноградский,
Владимир Смирнов,
Елена Слюсарева,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
Jazzhouse.org,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
НТВ,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service