ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 42
2002

Еще одна мумия в Кремле
(взгляд музыканта)
Джордж Бенсон. Фото НТВ8 ноября наша славная столица имела удовольствие принимать у себя очередную музыкальную легенду - Джорджа Бенсона. Надо отметить, что я давно любил творчество этого музыканта и шел на концерт, предвкушая приятно проведенный вечер. Немолодой, но прекрасно сохранившийся мастер без труда, авансом за свою былую значимость (как для джазменов, так и для поклонников музыки соул), собрал полный зал в Большом Кремлевском дворце - несмотря на все страхи, растворенные в воздухе в связи с последним терактом. Маловероятно, что где-то в Москве за последнюю неделю был такой аншлаг.
Концерт получился удачным, каким-то особенно благополучным, и публика, замученная беспрецедентно долгим проходом через металлоискатели и почти часовой задержкой начала, с восторгом приветствовала первые аккорды каждого хита великого мастера. Потом вдруг стало очевидно, что это, собственно, и все. Бенсон, приехавший якобы с целью поддержки двух своих последних дисков, не исполнял ничего нового вообще, даже все свои старые вещи играл "один в один", не изменив ни единой ноты в давно всем знакомых аранжировках, а только работал на узнавание, доставляя, тем не менее, огромное удовольствие почитателям всяческих мемориалов и прочих застывших форм.
Когда стало ясно, что из новых дисков мы ничего не услышим, начало бросаться в глаза, вернее в уши, что качество звука оставляет желать лучшего. Голос мастера и его гитара выглядели как-то совсем одиноко, басы были едва слышны, а середина вообще провалилась. Поэтому ни одного толкового аккорда не прозвучало. Правда, к концу первого отделения звучание несколько улучшилось, и даже обнаружилась одна удивительная и смелая новация, не относящаяся к музыке, но вполне годная на вооружение нашего ФСБ. Речь идет о забавном способе отсечения восторженной публики, о пресечении бурных оваций и прочих неистовств.
По окончании первого отделения музыканты, приняв удар на себя, как и подобает верным зуавам, дали бэндлидеру возможность беспрепятственно покинуть зал, а сами тем временем снижали накал страстей у публики поистине новаторски, виртуозно и исключительно музыкальными средствами, постепенно замедляя темп инструментального исполнения, но давая народу вдоволь накричаться и поаплодировать под их чутким руководством. Второе отделение закончилось точно так же, даже в конце как-то некстати зазвучала неаполитанская песня. Под ее звуки утихомиренная публика стала расходиться, якобы на антракт. Никто не ожидал, что единственный концерт горячо любимого артиста закончится так быстро. И только покинув зал, зрители узнавали у билетерш, что продолжения не будет, слегка разочарованно ворчали и расходились по домам "не солоно хлебавши".
Вообще Бенсон и его ансамбль проявили себя как исключительно профессиональные шоумэны и исполнители в стиле соул, не сделав толком ни одного книксена в адрес джазменов - не было показано никаких мало-мальски серьезных сольных импровизаций, а жаль - ведь могли же раньше! Соло пианиста (который был также музыкальным руководителем) в песне "This Masquerade" может служить примером хорошо исполненных гамм и арпеджио. Сам маэстро близко к публике не подходил, цветов из рук зрителей не брал. Исполнение было совершенно мумифицированное. Ничего живого, показывающего направление и самую возможность развития музыканта, не прозвучало. Зато очень профессионально, отточенно, "без сучка и задоринки" и без эксцессов со стороны почтеннейшей публики.
Надо сказать, что последнее время знаменитые заезжие артисты совсем не церемонятся и не стесняются давать - при очень дорогих билетах - настолько короткие концерты, что наша северная публика не успевает толком разогреться и войти во вкус, как все уже заканчивается, правда - с большим успехом. Взять хотя бы того же Эл Джарро, концерт которого длился еще меньше. Быть может, возраст почтенных звезд тому виной, или длительность перелета вместе со сменой часовых поясов, или ограниченность бюджета... или все в совокупности? 
Тем не менее, хотелось бы чаще видеть вас, дорогие, обожаемые звезды, слушать вашу интересную и сложную музыку, можно без шоу. Не можете обойтись? Ничего. Валяйте, можно и шоу. Главное, добро пожаловать, и почаще, а за язвительность простите - просто ждали большего и лучшего. В Москве-то публика взыскательная и избалованная. Но все равно мы вас всех любим и ждем в Златоглавой, желательно в живом, а не мумифицированном виде, а то уже даже идти на Внука Эллингтона совсем не хочется, а может быть - зря.

Лев КушнирЛев Кушнир
фото НТВ

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service