ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 43
2002

Как, вы не знаете Джина Чендлера?!
Даже не знаю, что хуже - памятный поколению 50-летних дефицит справочной литературы по джазу (равно как и по рок-поп музыке) или нынешнее обилие "кратких биографических словарей", издаваемых сегодня всеми, кому не лень. Один из таких словарей попался мне недавно в руки и, скажу честно, я не поверил своим глазам: неужели такое возможно?
Словарь называется "Современные музыканты. Поп. Рок. Джаз. 300 биографий". Издан он в Москве ("Рипол классик", 2002, тираж 7000 экземпляров). Имя автора всех 300 биографий - Светлана Борисовна Коваленко - не говорит мне решительно ни о чем, хотя, возможно, это моя вина. В чем заключалось участие опять же неведомого мне ЛА "Алекс" в подготовке издания к печати, не сказано ни одним словом ни в аннотации, ни во введении, поэтому все вопросы, которые во множестве порождает эта книжка (точнее, ее джазовый раздел), придется адресовать ее автору, хотя при этом я даже не уверен, что Светлана Борисовна Коваленко до сих пор жива-здорова. Я, разумеется, желаю ей и того, и другого, но сейчас объясню, откуда у меня появились подобного рода сомнения.
Что бы вы подумали о том, когда написана эта книжка, встретившись с таким, например, пассажем: "В настоящее время Леонид Чижик ведет активную концертную деятельность, выступая в различных городах СНГ..."? Не торопитесь с датировкой, увидев аббревиатуру "СНГ" (очень может быть, что редактор Т.Н. Гурьева, судя по всему, понятия не имеющая ни о джазе вообще, ни о том, когда Леонид Чижик покинул Россию, просто заменила СССР на СНГ). На эти подозрения наводит многое, в частности, пропуски в датировке смертей многих музыкантов. Может быть, к моменту выхода первого издания словаря они были еще живы? А может быть, автор полагает, что они живы до сих пор?
Ну, ладно, Вадим Людвиковский родился в 1925 году, что вполне в пределах нормальной продолжительности жизни (хотя умер он семь лет назад). Но вообразить себе, будто до сих пор жив Александр Цфасман (1906 г.р.), очень трудно. Однако год его смерти (1971) в биографическом очерке не указан. Одно из двух: либо автор этого не знает (тогда что же это за словарь?), либо книга написана до 1971 года, во что тоже верится с трудом.
Впрочем, если верить С.Б. Коваленко, в мире огромное количество джазменов-долгожителей: у нее жив Эрл Хайнс (1905 г.р.), которого она к тому же обзывает "Фаты", до сих пор существует оркестр Анатолия Кролла "Современник", а его последнее достижение - участие в фильме "Мы из джаза" (этими словами заканчивается очерк о Кролле); ансамбль "Аллегро" у нее создан не в 1978 году, а в 1968 и, судя по тону, до сих пор работает в Москве. Зато Гиллеспи она похоронила на четыре года раньше, чем он умер на самом деле (1989 вместо 1993). Разумеется, у нее жив Джей Джей Джонсон, и было бы недопустимым педантизмом требовать от книжки, подписанной в печать 21.03.2002, отображения печального события, случившегося 14.02.2001, - чай, не газета. Но какой беззаветной должна быть любовь к Джанго Рейнхардту, чтобы продлить дни этого умершего полвека назад гения гитары чуть ли не до наших дней (1910-1998)!
В джазовом разделе словаря 78 персоналий, но даже на таком узком поле - несчетное число анахронизмов, нелепостей и несуразностей. Причем, впечатление такое, что сам автор не отдает себе отчета в некоторых своих решениях. Отчего, например, Каунт Бейси стоит вслед за Картером Бенни (построение раздела алфавитное)? Отчего имя Майлза Дэйвиса в одном из очерков выделено курсивом, а соответствующей статьи нет ни в оглавлении, ни в самой книжке? Отчего в оглавлении есть "Нью-Йорк", а на странице 490 никаким "Нью-Йорком" даже не пахнет? Да и что это - город, ансамбль, оркестр, кличка музыканта? Почему в словарь "Музыканты" включен композитор Джером Керн (насколько мне известно, в концертном исполнительстве не замеченный)? А почему тогда не включены Берлин, Роджерс, Арлен, Портер?.. Какое отношение к джазу имеет "Пол Робсон"? Какое отношение к исполнительству имеет Сергей Колбасьев (известный джазовый коллекционер и энтузиаст 20-30-х гг. - ред.)? Откуда взялось второе "л" в имени Монка, если даже в оригинале его нет и в помине (Thelonious)? Что, с точки зрения стилистики, означает следующая фраза (из биографии Колтрейна): "Уже при жизни увидели свет три его монографии, написанные разными авторами"? Вопросы такого рода задавать можно бесконечно, но это бессмысленно, так же, как и спрашивать, почему в книгу не вошел Дэйвис. А почему не вошли Херби Хэнкок, Ян Гарбарек, Кит Джаррет, Бадди Рич, Стэн Кентон, Фредди Хаббард, Джордж Бенсон?.. Скажут, объем ограничен. Но почему тогда вошли...
Вопрос на засыпку: вы знаете, кто такой Джин Чендлер? Точнее (в скобках) - Юджин Диксон, 1937 г.р. Фу, какие вы бездуховные! А вот я теперь знаю (спасибо, Светлана Борисовна Коваленко!): это соул-певец, чей стиль (далее цитирую) "образовался благодаря слиянию черт ритм-энд-блюза и госпел-сонга". Далее автор самокритично признает, что "имя Джина Чендлера как соул-певца сегодня если и помнят, то исключительно по мегаселлеру 1962 г. Duke of Earl" (кстати, да - лично я, правда, вспомнил, кто такой Чендлер, но именно по этой песенке! - ред.). Заканчивается эта потрясающая биография не менее потрясающими словами: "В конце 80-х годов Чендлер бросает музыкальную карьеру и полностью отходит от дел" (каких дел, неужели от всех - в монастырь, что ли, уходит?). В общем, не было такого музыканта, и третье десятилетие как нету, но мы его помним, чтим и биографию публикуем в книжке, где так сложно с местом.
Не хочется даже гадать об истоках этого безобразия. Словарь, в котором нет Дэйвиса, но есть Адриан Роллини (вы тоже не знаете его грандиозного вклада в мировой джаз?), может считаться простым недоразумением, но это 600 страниц, это издано, это попало в руки тысячам ни в чем не повинных читателей, это создает в обществе определенную атмосферу.
Пусть на меня не обижаются коллеги, люди, пишущие о джазе серьезно, профессионально и со знанием дела, но эта атмосфера - безответственности, приблизительности, цитирования по памяти - влияет и на них. Наугад припомнившиеся ляпы: бесконечно уважаемый мною Владимир Борисович Фейертаг утверждает, будто Кшиштоф Комеда создал музыку к фильму Романа Полянского "Танец вампиров". Это неверно: "Бал вампиров". Томский собкор "Полного джаза" Валерий Рыбаков сетует на то, что Ричи Коул совершенно у нас неизвестен. Тот же В.Б. Фейертаг не даст соврать: еще фирма "Мелодия" выпустила виниловый гигант с питерским концертом Ричи Коула (я даже помню, что называется он "Альтовое безумие"). Да что там говорить, если сам "санитар леса" (Дмитрий Ухов) в буклете к диску Майка Эллиса переделывает "Окаянные дни" Бунина в "Окаянные годы"!
Коллеги, следите за собой. А книжек издательства "Рипол классик" не читайте вовсе.

Владимир ВасиленкоВладимир Василенко
журналист, 
ведущий джазовых программ Красноярской филармонии

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service