502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 43
2002

Южный: фестиваль на один вечер
Южный - город одного предприятия, которое называется Одесский припортовый завод. Не подумайте, что это завод обслуживает порт - ровно наоборот: и порт, и вообще, все что есть в Южном, и все, кто там живет, работают на и вокруг ОПЗ. Ради него город и построен и, если кто не живет в Одессе, не имеет отношения к химической промышленности или в эпоху перестройки не пробовал торговать карбамидом - у того не много шансов знать, что такой город существует.
Но джаз есть везде, где есть энтузиасты этой музыки. И Южный ежегодно устраивает фестиваль в память о таком энтузиасте - Сосо Иримашвили. Фестиваль с афишами, приглашенными музыкантами - и не только бесплатным входом, но даже и с автобусом для студентов Одесской консерватории и Одесского же музыкального училища.
Именно этим переполненным автобусом я и приехал 16 ноября в Южный. Зал в Южном ровно один, не очень большой, зато недавно отремонтированный, прекрасно оснащенный, с удобными креслами и безукоризненно чистый.
В первом отделении выступал совместный проект молодых музыкантов из Южного - Роксана Смирнова (фортепиано), Александр Белый (гитара), Александр Костюченко (барабаны). Это трио имеет свое имя - Air Sea. К ним присоединились Виталий Фесенко (контрабас), Мирослав Пятников (труба) и Александр Чернов (варган, голос, перкуссия). В выступлении принимала участие и певица. Наталье Ацабрик - 10 лет, поет она не без небольших ошибок, но с настоящим джазовым ритмом и интонированием, которому могут позавидовать иные многоопытные джазовые певицы. Ее нижний регистр обладает глубиной и бархатистостью, каких ну никак не ждешь от вокалистки ее возраста. Наталья очень тепло и натурально спела несколько классических джазовых пьес, сопровождение ансамбля было очень точным и тактичным, так что бурные аплодисменты зала были вполне заслужены.
Далее в программе были авторские композиции участников проекта. Определить однозначно стиль их музыки мне не удалось. Что-то от мэйнстрима, что-то от театрализации в духе Vilnius Jazz Quartet (который часто бывает в Одессе - ред.), что-то от фьюжн, что-то от этнического джаза - музыканты пока еще довольно далеки от собственной стилистики. Слышимых технических трудностей у музыкантов нет - по крайней мере, их нет в композиции и солировании, а у основного трио - и в ансамблевом взаимодействии. Особо хочется отметить композиционные способности и весьма нестандартную, интересную игру Роксаны Смирновой. Хорош - точен и тактичен - был и барабанщик Александр Костюченко. Александр Белый играл на гитаре весьма интересно и интенсивно, местами даже компенсируя некоторую вялость довольно приличного в целом контрабасиста Виталия Фесенко. Труба Мирослава Пятникова отлично звучала в тихих мелодичных пассажах a la Майлс Дэвис и ощутимо хуже там, где требовалось более острое и напряженное звучание. Несмотря на эти недостатки (я бы скорее считал их нормальными проблемами роста и развития), музыка проекта получила заслуженно теплый прием.
Второе отделение открыл киевский вокальный коллектив ManSound. Эти замечательные музыканты совсем недавно выступали в Одессе, и я, собственно, приехал в Южный специально для того, чтобы послушать их еще раз - дабы уделить больше внимания их несомненным умениям, и меньше - некоторым кое-где еще встречающимся не до конца искорененным недостаткам, как принято было говорить во времена развитого социализма. Программа выступления мало отличалась от слышанной мною двумя месяцами ранее фестивальной, но манера подачи несколько изменилась - и как раз в ту сторону, в какую мне бы хотелось: нарушения ритма из-за некоторой затянутости аккордов почти исчезли. Прибавилось как общей живости, так и остроты в атаках. Как будто музыканты услышали, чего я бы от них хотел. Зал реагировал живо и заинтересованно, ребята ManSound'а это прекрасно почувствовали и пели с видимым (и слышимым) удовольствием. Я же с сего концерта числю себя в безоговорочных поклонниках этого замечательного коллектива.
Коротким, но вполне содержательным выступлением продолжил отделение Юрий Кузнецов. Юру в Южном знают хорошо, он не только довольно часто играет здесь сам, но также и всякими правдами-неправдами норовит завезти в Южный всех музыкантов, какие приезжают в Одессу. Так что реакция зала была как бы преопределена. Юра сыграл две совершенно разных пьесы. Первая, лирического плана, близка по настроению и фактуре скорее к Шопену и Шуберту, нежели к джазу. Стилизации такого рода удаются Юрию Кузнецову очень хорошо, и этот раз исключением не был. Вторая пьеса, остро агрессивная, с плотными, смещенными по ритму басовыми аккордами и отложенным, слабым намеком на тему (не помню точно названия, кажется - Embraceable You) застигла зал врасплох - мало кто был готов к такой смене настроения. И играл бы Кузнецов еще, но время поджимало, и на сцене появился Энвер Измайлов.
В Южном Энвер впервые, поэтому его выступление было устроено вполне традиционно, в духе прославления тембровых возможностей гитары и демонстрации не менее уникальных возможностей того, кто ее держит в руках. Не обошлось и без "Утра в совхозе "Завет Ленинский". Однако же - благодаря живейшей реакции зала, в первую очередь, - играл Измайлов этот несколько заигранный репертуар с большой живостью, энергично и сочно. Затем к Энверу присоединился член его трио, замечательный саксофонист и флейтист Наркет Рамазанов, которого, увы, я давно не имел возможности послушать в зале. Звук у Рамазанова очень насыщенный, сохраняющий плотность даже в самых сложных пассажах. Сыгранность музыкантов не оставляет желать лучшего, способности Измайлова заменить всю ритм-группу уже хорошо известны, так что музыка получилась очень яркой, содержательной и хорошо сбалансированной. Не могу сказать, что выступление Измайлова-Рамазанова было коротким, но и длинным оно не показалось - времени всего-то и оставалось, что на недолгое совместное выступление, в котором отлично себя показал в роли солиста один из вокалистов ManSound'a - одессит Юрий Роменский.
Так закончился этот очень маленький фестиваль в Южном - очень маленьком и очень провинциальном городке в 50-ти километрах от провинциальной Одессы. Я так сильно нажимаю на слово "провинциальный" потому, что нет публики взыскательнее и благодарнее, чем в провинции. И если музыкант хочет узнать себе настоящую - не рыночную - цену, ему следует приезжать именно в такие маленькие городки, где все живущие - соседи, где люди еще не разучились разговаривать друг с другом, где не только посещают концерты и тусуются, но слушают и слышат.

Олег ШестопаловОлег Шестопалов,
корреспондент "Полного джаза" в Одессе

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service