ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 44
2002

Другие голоса Майка Стерна
Майк СтернВ минувшие выходные на сцену манхэттенского джазового клуба Iridium вышел гитарист Майк Стерн со своим новым квартетом. Стерн - далеко не редкий гость в Нью-Йорке. Он, видимо, любит этот город, и город отвечает ему взаимностью. Залы, как правило, полны. Но его новый квартет! Уау! Именно такой была моя первая реакция, когда я прочел состав группы на сайте "Иридиума", заказывая билеты. 
На ударных - Дэйв Уэкл! 
На басу - Виктор Вутен! 
Саксофонист, правда, был не ахти - Боб Франсескини. Он появился на последнем альбоме Стерна "Голоса" (Voices, 2002), но в ряде рецензий даже не упоминается. Все лавры достаются второму саксмену - Майклу Бреккеру! 
Обычная проблема "живых" концертов в том, что звезда собирает для гастрольного турне статистов, потому что коллеги-звезды заняты либо студийной работой, либо сами концертируют. Кто знает Боба Франсескини? Парню очень хорошо даются неторопливые, лиричные номера, в самых сладких местах слегка напоминающие Гарбарека. Оно и не удивительно, если знать, что в послужном списке Боба сотрудничество с... Селин Дион и Полом Саймоном. Нет, конечно же, и Саймон и Дион - замечательные музыканты, но когда трое новых коллег Боба Франсескини отправлялись в очередную импровизацию, тот беспомощно отставал. 
Теперь собственно о звездах. Карьера Стерна сложилась таким образом, что жаловаться на музыкальную жизнь ему не приходится. Начав играть в Blood, Sweat and Tears в середине 70-х, он переиграл затем с самыми значительными джазменами электрического века, включая Майлса Дэйвиса. Поэтому совместная работа с Уэклом не была для Стерна большим событием. Начать с того, что Дэйв играл на первом сольном альбоме Стерна "Upside Downside" в 1986 году и снова записался с ним через десять лет на диске "Between the Lines". Однако в сознании слушателя Уэкл в первую очередь - участник ансамбля Чика Кориа, музыка которого, ну, так далека от стерновской, что впору спросить - а что вас свело, пацаны? Вы будете смеяться, но еще один член знаменитого трио Чика Кориа - басист Джон Патитуччи - тоже записывался со Стерном для альбома "Give and Take" (1997). 
В этом еще один талант Стерна - собирать игроков, которые как бы не его поля ягоды. Но эти его союзы с "не своими" дают довольно неожиданные результаты. Глядя на Уэкла на сцене "Иридиума", я испытывал такое ощущение, как будто этот парень вырвался на свободу и в сольных номерах отводил душу за годы, проведенные в "корейском" дисбате. 
Но только в сольных! Майк из тех музыкантов, которых в концертах слушать несравнимо лучше, чем в записях. В своих альбомах он следует теме и идее нового проекта. На концертах он выпускает на волю того самого хулигана, который два десятка лет назад сотрясал сцену с Майлсом в "Жан Пьере". И когда Майк набирает скорость, даже блистательный Уэкл превращается в очень хороший вариант Яна Пейса, которому главное - поспеть за лидером. 
Но главным подарком слушателям был Вутен, которого я готов назвать самым интересным басистом наших дней. Вутен играет в группе Bela Fleck and the Flecktones. Джазовый банджист Бела Флэкк собрал коллектив настоящих циркачей, которые на концертах отдаются трюкам с не меньшим вдохновением, чем музыке. Но в группе Стерна от Вутена не требовалось ничего, кроме музыки, и его партии были просто ошеломительными. Обладая фантастической техникой - за его пальцами сложно уследить - он эхом повторял пассажи Стерна, звуча, как равный партнер, второй солист, а не как часть ритм-секции.
После концерта я сказал Майку, что Вутен стал блестящим дополнением к его группе. 
"К сожалению, ненадолго", - ответил Майк, из чего я сделал вывод, что Вутен не намерен изменять Бэле. 
После концерта народ пошел подписывать к Майку его последний альбом "Голоса". Голосов на диске два, и доминирует голос новой певицы Элизабет Контоману. У девушки очень хороший, но далеко не выдающийся голос. Со Стерном она исполняет бразильские напевы без слов, которые в наши дни, как ни пой, а все равно будут очень-очень запоздалым подражанием Пэту Мэтини (точнее, певшему у него Нане Васконселосу), которому до Стерна уже подражали Эл ДиМеола и даже Энди Саммерс. 
Ладно бы Стерн ограничился использованием Контоману в двух номерах, нет, он оставил два номера без нее. Вышло не просто вторично, но и нудновато. 
В заключение хотел бы порекомендовать несколько альбомов Майка Стерна, которые мне кажутся вполне представительными. Это "Standards" (1992) и "Is What It Is" (1993). Последний же по временим выхода - не рекомендую. 
И один обязательный, где Стерн был сайдменом у Майлса - "We Want Miles". В него вошли записи трех концертов в Токио, Нью-Йорке и Бостоне весной и летом 1981 года, когда трубач вернулся на сцену после шестилетнего перерыва. 

Вадим ЯрмолинецВадим Ярмолинец, Нью-Йорк
первая публикация: "Новое Русское Слово"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service