ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 45 (189) - 11 декабря 2002 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковДо празднования пятилетия портала "Джаз.Ру", в рамках которого выходит "Полный джаз", осталось немного - неполных четыре дня. Мы получаем массу поздравительных писем от всех, кто в эти пять лет вкладывал свой труд, талант и силы в развитие портала, и от тех, для кого портал, собственно, и работает - от наших читателей. Многих - и авторов, и читателей - мы надеемся увидеть 15 декабря в ЦДХ. Кто-то приехать не сможет, кто-то уже собирается в дорогу - включая самого Основателя, Петра Ганнушкина. Не думаю, что раскрою большой секрет, если намекну, что он должен появиться в Москве одновременно с нашим когда-то нью-йоркским, а ныне европейским корреспондентом Иваном Шокиным - о собственном проекте которого, огромном фоторесурсе Downtown Music Net, содержащим тысячи фотографий сотен американский и европейских джазовых (главным образом, новоджазовых) музыкантов, только что содержательно рассказал один из ведущих мировых джазовых Веб-порталов, All About Jazz.
Честно говоря, хотя в сегодняшнем выпуске полно серьезных и важных новостей, думать ваш покорный слуга сейчас способен только на тему грядущего юбилея: ведь за каждым мероприятием стоит огромная и непростая работа по его организации, а кто эту работу выполнит за нас? - правильно, никто, кроме нас самих. Так что давайте-ка - к делу...

Редактор

Важные поправки
Уважаемая редакция!
Только что мне позвонил Николай Левиновский и сообщил "горестную новость". Оказывается, что я ныне покойный, как написано в статье за 4 декабря. Хочу Вас обрадовать (или огорчить) и сообщить, что я жив и надеюсь прожить еще прилично! Место моего обитания - город Нью-Йорк, США - страна, гражданином которой я ныне являюсь.
Я понимаю, что многие, кто знал меня, уже подняли поминальные чарки, но не будет большим грехом, если они выпьют еще одну, но уже за мое здоровье. Я думаю, кто-то запустил ложную информацию, и желательно было бы ее опровергнуть, чтобы исключить ненужные звонки с соболезнованиями.
Я не сержусь на эту "печальную" информацию, т.к. это уже второй раз, как меня хоронят. В прошлый раз меня спутали с умершим известным джазовым тромбонистом Бахолдиным, и по стране распространились ложные слухи о моей смерти. Было странно встречать на гастролях музыкантов, которые с ужасом таращили на меня глаза. Поэтому примета - тот, кого "похоронили" в печати, будет жить долго - судя по всему, работает.

С уважением,
Владимир Болдырев

Дорогой Владимир! По такому поводу следует поднять не одну чарку. Долгих Вам лет! Надеемся, что вместе с нами порадуются в далеком Израиле и Наум Переферкович, в чьем интервью промелькнула непроверенная информация, и Гдалий Левин, который это интервью готовил к публикации.

Как это было
в Москве
Андрей Кондаков и Сержио Брандау7 и 8 декабря в "Ле Клубе" играл "Бразильский проект" санкт-петербургского пианиста Андрея Кондакова. Ансамбль этот не имеет постоянного состава, каждое его турне по России представляет новых участников, из которых неизменным остается только живущий в Нью-Йорке бразильский бас-гитарист Сержио Брандау. В этот раз за барабанами был постоянный партнер Сержио на протяжении многих лет - живущий ныне в Нью-Орлеане барабанщик Рикки Себастиан, а остальной ансамбль представлял Россию: это был постоянный участник санкт-петербургского квартета Андрея Кондакова, тенор-саксофонист Игорь Тимофеев, а также гитарист биг-бэнда Игоря Бутмана - Павел Чекмаковский.
Напуа ДеВой и Игорь ТимофеевБыл показан почти исключительно авторский материал Андрея Кондакова, в том числе и тот, который именно этот состав только что записывал в Петербурге для совместного альбома с нью-йоркской певицей Напуа ДеВой. Напуа тоже присутствовала в "Ле Клубе" и с успехом исполнила с "Бразильским проектом" несколько пьес.
По сравнению с первым (если не считать концерта в Минске) публичным появлением этого нового состава "Бразильского проекта", которое случилось в программе Дмтрия Диброва "Апология" на ОРТ, ансамбль звучал куда более слаженно и мощно: музыканты освоились с материалом, и он излагался свободно и легко, при этом ясно показывая индивидуальные склонности членов группы. Впрочем, все, что было показано, не отходило далеко от идиомы фьюжн, в его "бразил-джаз-роковом" варианте: свободные, летящие мелодии, многие из которых действительно имеют определенный бразильский колорит, мощная, моторная энергетика ритм-секции (держащаяся больше на бас-гитаре Брандау, нежели на барабанах Себастиана - впрочем, сам Андрей Кондаков отнес это на счет недомогания Рикки, которое он испытывал в дни московских концертов) и яркий, певучий тенор-саксофон Тимофеева.
Себастиан, Брандау, Напуа, Тимофеев, Кондаков, ЧекмаковскийАндрей Кондаков рассказал "Полному джазу", что именно эта инкарнация "Бразильского проекта", с добавлением участника самого первого его состава 2000 г., бразильского перкуссиониста Кафе, имеет весьма интересные перспективы. Брандау, Себастиан и Кафе (который не смог участвовать в нынешнем туре) с большим интересом относятся к материалу Андрея и сами предлагают свой музыкальный материал для этого проекта, причем готовы работать не на используемой сейчас сессионно-поденной основе, а собираются в будущем году приехать в Россию на несколько недель, с тем чтобы не только выступать в клубах или на фестивалях, но и всерьез совместно проработать музыкальный материал для альбома, который планируется записать в Петербурге.
Что ж, пожелаем им удачи: материал действительно яркий, потенциально "хитовый" и вполне пригодный для того, чтобы сделать "Бразильский проект" не просто любопытным явлением, а популярным и постоянно действующим творческим образованием.

Полный джаз

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем контрабасиста Юрия Голубева. Повод для встречи нашего внештатного корреспондента с этим музыкантом, совмещающим ипостаси контрабасиста и академического (оркестр Юрия Башмета "Солисты Москвы"), и джазового -самый что ни на есть праздничный: 27 ноября Юрию Голубеву указом Президента РФ присвоено звание заслуженного артиста России...>>>>
Москва - это вам 
еще не все 
Сегодняшний выпуск этой рубрики вновь начинается с печальной ноты. Каким же до сих пор неосознаваемо весомым должен был быть вклад в отечественный джаз саксофониста Романа Кунсмана, чтобы и через тридцать два года после его переезда в Израиль его творческое наследие так волновало и интересовало стольких людей - тем более после его безвременной смерти. Из всего бывшего Союза последней Кунсмана принимала Одесса (в конце сентября), и неудивительно, что именно там прошел концерт его памяти...>>>>

23 декабря в Нижнем Новгороде пройдет совместный концерт квартета санкт-петербургского пианиста Андрея Кондакова и нью-йоркского трубача - самого известного в мире джазового музыканта из России, Валерия Пономарева. Подробности - в материале нижегородского журналиста Дениса Бессонова...>>>>

В Россию приехал новый проект супербарабанщика Билли Кобэма, о чем мы читателей уже предупреждали.
Сегодня мы публикуем два материала на эту тему: свежий репортад со вчерашнего концерта в Питере и - чуть ниже, в рубрике "Мнение" - размышления на эту тему нашего самарского автора Юрия Льноградского.
Надеемся, что в следующем выпуске сможем дать подробный рассказ о прошедшей сегодня в Москве пресс-конференции проекта, равно как и о концертах "Spectrum - 30 лет спустя" в Москве.
Пока же - питерские впечатления.

Билли Кобэм10 декабря в стенах Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки творилось трудноописуемое.
Минзрав предупреждал, Parliament и Игорь Бутман представляли проект барабанщика Билли Кобэма "Spectrum - 30 лет спустя".
Билли Кобэм (ударные), Виктор Бэйли (бас-гитара), Том Костер (клавиши), Хайрэм Буллок (гитара) - все музыканты мировой величины, пионеры музыки фьюжн. 
Как выдержала Филармония такой удар - остается загадкой.
В 1973 году барабанщик Билли Кобэм - известный уже своим участием в ансамбле Хораса Силвера, группе Dreams, сотрудничеством с Майлсом Дэйвисом и Джоном Маклаклином - записал свой первый альбом "Spectrum". Журнал "Billboard" назвал его лучшим джазовым альбомом года, да и сегодня "Spectrum" - один из наиболее продаваемых альбомов джаз-рока и уж точно лучший в дискографии Кобэма.
Партнеры Билли Кобэма: Виктор Бэйли, один из лучших бас-гитаристов мира, играл в Weather Report и The Zawinul Syndicate, а также с Мадонной; клавишник Том Костер - долгое время сотрудничал с Карлосом Сантаной; гитарист Хайрэм Буллок - с Дэвидом Сэнборном, Маркусом Миллером, Майлсом Дэйвисом, Стингом, Эриком Клэптоном...
Роль каждого музыканта в ансамбле не ограничивалась лишь функцией своего инструмента, скорее - напоминала командную игру, где каждый был и нападающим, и голкипером. Такая тактика привела к бесчисленному количеству голов, забитых виртуозными импровизациями и эффектными трюками в ворота слушателей.
Так, Билли Кобэм и оборону держал, и реплики бросал, и целые ритмо-мелодические комбинации разыгрывал - по тарелкам хлестал, по томам лупил, дробь из малого барабана выбивал, звук из большого вышибал. Оригинальным трюком была его фирменная "фишка" - игра тремя или четырьмя палочками одновременно.
Свою линию вел басист Виктор Бэйли, молниеносно перемещавшийся с одного края инструмента в другой - пальцами одной и обеих рук, цепляя сразу по нескольку струн.
Активно ввязывался в игру, перехватывал инициативу, мчался, сталкивался и бросал аккорды клавишник Том Костер.
Гибко и пластично следовал за мыслью, сопровождая ее телодвижениями, гитарист-"тяжеловес" Хайрэм Буллок. Еще он - безобразничал... Лежа на рояле, одной левой (рукой) играл на гитаре (правой в это время поддерживал голову, упираясь в инструмент), импровизировал, взгромоздившись на стол в зале, и т. д. Кто бы мог подумать, что этот "беспредельщик" в детстве слушал Моцарта - первый диск в его музыкальной коллекции.
Таким - динамичным, веселым и немного сумасшедшим - услышали мы "Spectrum"
30 лет спустя. Родился он из духа самовыражения и преломился в индивидуальности Кобэма, Бэйли, Костера и Буллока. Свежим был "Spectrum" в 70-х, актуальным, даже, модным остается он и по сей день. Доказательство тому - популярность альбома и переполненный (преимущественно молодыми музыкантами) зал Филармонии. 

Елена Насонова,
Санкт-Петербург

Следующий материал - из Сибири: в Томске отметил свое 40-летие один из старейших и авторитетнейших за Уралом джазовых коллективов...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
1Главные новости следующих семи дней те, о которых мы уже писали: 
продолжающаяся до 14 декабря серия "Spectrum - 30 лет спустя" в "Ле Клубе";
15 декабря - 5-летие нашего портала "Джаз.Ру" в ЦДХ;
13-15 декабря - 8-й фестиваль вокального джаза.
Но никто не мешает нам заглянуть и в чуть более отдаленную перспективу: например, 23 декабря в Доме Кино группа "Транс-Атлантик" приглашает слушателей на встречу с американской вокалисткой Карлинсией Пекк...>>>>
Мнение

Тему супербарабанщика Билли Кобэма и его нынешнего приезда в Россию продолжает небольшой, но яркий очерк нашего автора из Самары Юрия Льноградского..>>>>

А в это время
за бугром...
Боб Берг. Фото Ronnie JamesУтром 5 декабря в Амангасетте, штат Нью-Йорк, погиб один из ведущих тенор-саксофонистов современного джаза - Боб Берг. Ему был 51 год.
Берг ехал в восточном направлении по шоссе 27 на Лонг-Айленде на своем SUV. В эти дни Восточное побережье США было накрыто сильным по здешним меркам снегопадом, что привело к огромному количеству аварий на дорогах. Навстречу машине музыканта двигался цементовоз, и прямо перед ним легковая машина делала правый поворот. Чтобы не задеть эту машину, водитель цементовоза слегка отклонился от прямой, в результате чего цементовоз полностью вынесло на встречную полосу, и он столкнулся с автомобилем Боба Берга.
Музыкант погиб на месте. Его жена Арджа была доставлена в больницу с тяжелыми травмами, включая переломы обеих рук. Водитель цементовоза при этом вообще не пострадал.
Боб Берг родился в Бруклине. В 1960-х он посещал знаменитую Школу исполнительских искусств, а затем - Джульярдскую консерваторию. Первоначально он был привлечен творчеством Джона Колтрейна и стилистикой фри-джаза, но в течение 1970-х проделал своего рода "обратную эволюцию", полностью переключившись на пост-боповую стилистику, владение которой он убедительно демонстрировал в ансамблях Джека Макдаффа, Хораса Силвера и Седара Уолтона. С самого начала он обладал на тенор-саксофоне весьма индивидуальным звуком, который, быть может, отчасти напоминал звучание великого Уэйна Шортера. Возможно, именно поэтому Майлс Дэйвис, который много работал с Шортером, пригласил 32-летнего Берга в свой ансамбль, где саксофонист работал в 1984-86 гг. После этого он в основном работал в собственных ансамблях, а также гастролировал и записывался с крупнейшими джазовыми звездами - например, пианистом Чиком Кориа (Берг записал с ним альбом "Time Wrap", 1995) и группой Steps Ahead. Берг славился высокоэнергетичным, мощным стилем игры, богатым, ясно очерченным звуком, яркой артикуляцией и неистощимой импровизаторской изобретательностью, которую он с легкостью демонстрировал как в акустических, так и в электрических составах. В последние месяцы он работал с Jazz Times Superband, в составе которого были также трубач Рэнди Бреккер, органист Джои ДеФранческо, гитарист Пол Болленбэк и барабанщик Деннис Чемберс, а также репетировал с собственным новым составом, в котором был еще один знаменитый нью-йоркский музыкант - вибрафонист Джо Локк. Этот коллектив (он назывался 4 Walls of Freedom) успел записать альбом, который должен выйти в начале будущего года на британском лейбле Sirocco Jazz. Сольная дискография Берга включала альбомы "New Birth" (1978), "Short Stories" (1987), "Cycles" (1988), "In The Shadows" (1990), "Back Roads" (1991), "Virtual Reality" (1992), "Enter The Spirit" (1993), "Riddles" (1994), "Unchained" (1995) и "Another Standard" (1997). 

Кларк терри. Фото AP - Richard Drew8 декабря в Нью-Йорке отмечали 21-летний юбилей клуба Blue Note. На праздновании выступило множество музыкантов, одним из самых именитых среди которых был трубач Кларк Терри. 14 декабря Кларку, который год назад перенес тяжелую радиологическую терапию и продолжает мужественно бороться с онкологическим заболеванием, должно исполниться 82 года. На фото, сделанном корреспондентом Associated Press Ричардом Дрю, Терри исполняет свой любимый трюк - играет одновременно на трубе и флюгельгорне (на заднем плане - саксофонист Дэвид Глэссиер).
Blue Note открылся на 3-й улице в Гринвич-Вилледже в 1981 г. Его нынешний звездный статус основана не на долгой истории (как у Village Vanguard или Birdland), а на умелом менеджменте и агрессивном маркетинге. Взяв как название не подлежащий регистрации в качестве товарного знака термин "блюзовая нота", клуб ловко использовал знаменитый в джазовом мире "брэнд" одноименной фирмы грамзаписи (и множества одноименных клубов, существовавших в разных городах до него и вписавших это имя в историю джаза) и быстро превратился в почти индустриальное предприятие по образцовому джазовому обслуживанию нью-йоркцев и особенно гостей города. "Индустриальная" сущность Blue Note проявляется и в том, что с некоторых пор он начал клонировать себя, открывая своего рода "франшизы" в других странах и городах. Все началось с Японии: слишком многие японцы не могут поехать в Нью-Йорк, чтобы приобщиться к высшим стандартам джазового обслуживания, но страстно этого обслуживания жаждут. Поэтому в Токио и Осаке, а затем и в Фукуоке открылись собственные Blue Note, связанные с нью-йоркским "головным предприятием" одинаковой бизнес-стратегией и моделью работы, а также кругом выступающих там музыкантов. В 2002 году открылся первый клон Blue Note и на территории США - в Лас-Вегасе. Отметим, что существующий и сейчас в Париже (на улице Мюллер) клуб Blue Note никакого отношения ни к этой цепи в целом, ни к нью-йоркскому Blue Note не имеет. 

Новые альбомы
В продаже 
с 10 декабря (США)
  • Abraham, Edgar: Latin Sax Moods, Sony International 87431 
  • Baker, Chet: At Le Dreher, West Wind [TKO Magnum] 2137 
  • Barber, Chris: American Jazz Band, Black & Blue 956 
  • Braxton, Anthony: Duets [Wesleyan] 2002, Innova 6576 
  • Brecker Brothers: Score, Jazz Door [TKO Magnum] 1211 
  • Eubanks, Robin: Different Perspectives - переиздание, Winter & Winter 919023 
  • Evans, Bill [Piano]: Day in New York, Jazz Door [TKO Magnum] 1236 
  • Evans, Bill [Piano]: My Foolish Heart - переиздание, West Wind [TKO Magnum] 2075 
  • Gigolos [1]: En Concert, Black & Blue 669 
  • Grey, Al: Ain't That Funk for You, Black & Blue 954 
  • Jacquet, Illinois: Jacquet a la Carte, Ocium 25 
  • Jones, Thad: Body & Soul - переиздание, West Wind [TKO Magnum] 2407 
  • Kropinski, Uwe: Faces - переиздание, ITM [TKO Magnum] 14100 
  • Reijseger, Ernst: I Love You So Much It Hurts, Winter & Winter 77 
  • Triocity: Art of the Jazz Organ Trio, Synergy 80017 
  • Various Artists: Hidden Beach Recordings Presents: Unwrapped, Vol., Sony 87124 
  • Various Artists: Glucklich, Vol. V, Compost 113 
  • Various Artists: Jazz Bistro: For Lovers, Madacy 4347 
  • Winding, Kai: Bon Appetit, Black & Blue 955 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Татьяна Гончарова,
Олег Шестопалов,
Денис Бессонов,
Валерий Рыбаков,
Елена Насонова,
Юрий Льноградский,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
Associated Press,
JazzHouse,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Ронни Джеймс,
Павел Корбут,
Ричард Дрю,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service