ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 45
2002

Нижний: Кондаков плюс... русская легенда американского джаза
Валерий Пономарев23 декабря в 19.00 в нижегородском Театре Драмы радиостанция "Европа плюс Нижний Новгород" представляет единственный концерт русской легенды американского джаза, участника знаменитого ансамбля Art Blakey Jazz Messengers, трубача из Нью-Йорка Валерия Пономарева. Он выступит с квартетом пианиста Андрея Кондакова (Санкт-Петербург), в составе которого - Григорий Воскобойник (контрабас), Александр Машин (ударные) и Игорь Тимофеев (тенор-саксофон). Благодаря возможностям интернета, мы связались с Валерием Пономаревым и получили ответы на интересующие нас вопросы. 

Валерий Михайлович, Вы - практически единственный русский джазовый музыкант, ставший очень известным в США. Как Вы ощущаете себя в этом качестве?

- Очень удобно. К тому же новые русские музыканты приобретают все большую и большую известность: Игорь Бутман, Андрей Кондаков, Александр Сипягин, Борис Козлов и многие другие.

Насколько мы знаем, Вашей мечтой было играть у Арта Блейки, и эта мечта осуществилась. Как это случилось, и что Вам пришлось для этого сделать?

- Еще мальчишкой я был совершенно потрясен его музыкой и всегда пытался научиться играть в его стиле и как мои "трубные герои" Клиффорд Браун, Фредди Хаббард, Ли Морган и так далее. Когда я очутился в Америке, музыкальный язык джаза уже стал для меня самой естественной формой самовыражения. Арт Блейки много раз говорил: "Valery was a Messenger long before he joined the Messengers" (Валерий был одним из "Мессенджерс" задолго до того, как присоединился к "Мессенджерс"). Когда я первый раз играл с Артом Блейки, мы "разговаривали" на одном языке.

Не могли бы Вы сказать несколько слов о высшем музыкальном образовании в США, и какое место в системе джазового образования занимает Импайр Стейт Университет, который Вы окончили?

- Процесс образования все время двигается: вы "набираетесь ума" от общения с другими музыкантами, на репетициях, сессиях, на концертах и, уж, конечно, во время работы с такими гигантами, как Арт Блэйки (я работал с Максом Роучем, Фрэнокм Фостером, Бенни Голсоном, Ли Конитцем, Уолтером Бишопом и многими другими), который "преподавал" личным примером и на практике.

Интересно было бы узнать на Вашем примере о развитии джаза в США и в России. Ваши ощущения за последние 30 лет?

- С падением советской системы открылись возможности для личного контакта с Западом и джазом в его естественном состоянии. Этот факт дает возможность русским талантам гораздо лучше проявлять себя. Я уже давно предсказывал, наполовину в шутку, наполовину всерьез, что центр джаза переместится в Россию. Сейчас у меня такое впечатление, что мои предсказания начинают сбываться.

В Нижнем Новгороде Вы будете выступать с квартетом Андрея Кондакова. Знаете ли Вы этих музыкантов? Если да, то пару слов о совместном творчестве.

- Андрей Кондаков - это как раз то, о чем я говорил: замечательный музыкант, чей талант проявился благодаря изменившимся условиям. 

Назовите несколько имен русских джазовых музыкантов, которые, по Вашему мнению, не уступают американцам.

- Их уже немало. Из прежней плеяды - Давид Голощекин, георгий Гаранян, Виктор "Арзу" Гуссейнов и другие. Из новых - Виталий Головнев, Иван Фармаковский, Виталий Соломонов, Эдуард Зизак, Александр Машин, семья Брилей и так далее.

Позволяет ли джазовому музыканту его творческая деятельность в Штатах достаточно зарабатывать, или необходимо что-то еще помимо музыки?

- В разных случаях по-разному. Я и концертирую, и преподаю. 

Какую пластинку из записанных Вами Вы считаете наиболее успешной в творческом и коммерческом плане?

- Мой комментарий здесь такой: "Если тебе самому своя музыка не нравится, то нечего ее и играть". В коммерческом самая успешная - "Profile" c Джо Хендерсоном и "Means of Identification". Впрочем, будущее еще покажет.

Вы гастролировали по всему миру. Скажите, случались ли какие-нибудь курьезные случаи во время Ваших гастролей?

- О да! Самый лучший ответ на этот и все другие вопросы вы можете получить из моей книги, которая выходит в декабре этого года в Москве в издательстве "Аграф". 

Бывали ли Вы раньше в Нижнем Новгороде. Если да, то по какому поводу?

- Один раз, в 1969 году, с квартетом прекрасного пианиста Вадима Сакуна.

К сожалению, в нашем городе Ваше творчество известно только узкому кругу любителей джаза. Пластинки достать практически невозможно. Надеемся, что Ваш концерт в Нижнем Новгороде сможет заполнить эту брешь, и нижегородская публика сможет Вас оценить по достоинству.

- Я тоже. Всего наилучшего, ваш Валерий Пономарев.

Автор благодарит за помощь в организации интервью радиостанцию "Европа плюс Н. Н." 

Денис Бессонов,
Нижний Новгород

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service