ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #9 (19) - 10 марта 1999 г.
Слово к
читателям
На пару недель центр активности нескольких российских музыкантов перенесся за океан, но это не мешало идти джазовой жизни в российской столице. Впрочем, сегодняшний выпуск будет посвящен-таки делам как раз заокеанским. Дело в том, что в далеком от нас штате Айдахо с 24 по 27 февраля прошел XXXII джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона, один из крупнейших в США праздников джазового мэйнстрима. Три российских музыканта (плюс один эстонский) выступали на нем: пианист Леонид Винцкевич, альт-саксофонист Николай Винцкевич и два тенор-саксофониста - Игорь Бутман и Лембит Саарсалу. Выступили с успехом, но, понятное дело, их выступлениями фестиваль не ограничивался. Там работал наш корреспондент, так что есть о чем рассказать. Но вначале - пара общих фраз.

Уровень музицирования в России ничуть не ниже, чем в США. Почему же мировой центр джаза - в Америке? Только ли потому, что он там родился? Только ли потому, что страна очень богатая? Нет. Совсем другая почва. У нас в стране музыкальное образование - это усталая тетка на уроках музыки раз в неделю, которая криво играет на расстроенном пианино "У дороги чибис". Для меньшинства - музыкальная школа, где учат играть по нотам. И только для суперменьшинства, для нескольких тысяч человек (в 150-миллионной стране!), есть эстрадно-джазовые отделения музыкальных училищ, а как вершина - несколько подобных же отделений или факультетов в высших учебных заведениях (Ростовская консерватория, Российская академия музыки им. Гнесиных в Москве, Саратовская консерватория....). Вот уровень выпускников этих отделений (особенно гнесинцев) ничуть не хуже нормального американского уровня. В год все эти отделения вряд ли выпускают намного больше ста человек.

В США уроки музыки есть в каждой начальной школе, в каждой средней (у них это называется "высшая"), во множестве колледжей; музыкальные факультеты есть практически в каждом университете, а их в каждом штате от двух до десяти-пятнадцати. Уроки музыки заключаются не в слушании чужой игры или пластинок, точнее - главным образом не в них. Они заключаются в том, что все желающие школьники/студенты играют сами. На чем хотят. И их учат. К семнадцати годам школьник, если он этого хочет, умеет худо-бедно играть в ансамбле, сольно, чуть-чуть импровизировать (а если был хороший преподаватель - то и не чуть-чуть), чуть-чуть свинговать. И таких людей - не сотни, не тысячи и даже не десятки тысяч. Их сотни тысяч, миллионы. Это - основание той пирамиды, на вершине которой - сотни известнейших виртуозов, причем не только в джазе, но и в рок-музыке, и в других жанрах. Даже в классике. Хотя вот академическое музыкальное образование в России гораздо сильнее, поэтому классный американский академический музыкант с российской точки зрения - середнячок. Но и этих середнячков там десятки тысяч. Поэтому там между музыкантами существует острейшая конкуренция, своего рода естественный отбор, который только усиливает отшелушивание серости и бездарей, в лучшем случае, в кабаки, а чаще - в другие профессии. И поэтому Америку нельзя обогнать не только по мясу и молоку, но и по музыке.

Да, средний уровень культуры обычного американца, в нашем понимании, невысок. Он не знает, когда и зачем была Грюнвальдская битва или Бородинское сражение, кто такие были Гагарин, Ломоносов или куда впадает Волга (да и что такое эта Волга, он тоже не знает). Больше того, он вряд ли сразу покажет вам на карте Японию - будет долго искать ее в Европе. Все эти сокровища ему заменяет твердое знание того, кто такие были Джефферсон, Линкольн, оба Рузвельта и Элвис Пресли, а также как называется столица его штата и три ближайших к месту его проживания города. Но основание музыкальной пирамиды в Америке в десятки раз шире, чем в Европе, и в сотни раз шире, чем в России. Это надо принять как данность - и смириться с тем, что из ста тысяч середнячков всегда выделится в сто раз больше гениев, чем из тысячи.

Как это было
в Москве
Игорь Бутман и Херб Эллис"Это" на этот раз действительно было в Москве, только в другой. Фестиваль Лайонела Хэмптона традиционно проходит в городе Москва, штат Айдахо. Благодаря компании Boheme Music, оргкомитету фестиваля, Университету Айдахо и авиакомпании Northwest Airlines корреспондент "Полного джаза" побывал на фестивале, и сегодня мы предлагаем вашему вниманию полный репортаж с этого события. Покойный критик Леонард Фэзер назвал как-то Хэмптоновский фестиваль "Фестивалем N1 в мире". Если он и преувеличил, то лишь самую малость: это и в самом деле очень значительное событие...>>>>

А теперь - чуть-чуть хроники из "настоящей" Москвы. 9 марта 1999 г. Зал Чайковского. Последний в сезоне 98/99 гг. концерт Абонемента N 52, ведомого славным Владимиром Фейертагом состоял из двух отдельных представлений, связанных одним именем - именем Дюка Эллингтона. В первом отделении "эллингтоновские" мелодии звучали в исполнении весьма оригинального и очень музыкального дуэта: Валерий Киселев (кларнет, саксофоны) и Евгений Печников (рояль). Любопытен тот факт, что воистину народные шлягеры (Caravan, C-jam blues, Sophisticated Lady...) были умышленно упущены в пользу не менее достойных, но по ряду причин малоизвестных произведений "Великого Герцога". И все же в завершение своего выступления дуэт исполнил поппури из классики Дюка, после чего дважды был вызван на бис.
Выступления Георгия Гараняна и Алексея Кузнецова ждали с особым интересом, поскольку они впервые играли в сопровождении новой ритм- секции (Андрей Иванов - контрабас, Дмитрий Севастьянов - ударные). Ожидание оправдало себя на все 100%. Грамотно построив свою программу (квартет разбавлялся дуэтом), музыканты закономерно поставили зал на уши.

Говорите,
вас слушают
Сегодня в этой рубрике - не интервью, а переводная статья. Фи, скажете вы. А зря! Это - статья из февральского номера ведущего джазового издания - журнала Down Beat, причем статья, посвященная российскому джазу! Ее написал живущий в Москве американский журналист Брайон Макуильямс...>>>>
Москва - это
вам еще не все
Счастлив город Томск! Вряд ли джазовая жизнь в нем намного богаче, чем аналогичная в других крупных сибирских или центрально-российских центрах, но зато в Томске живет наш внештатный собственный корреспондент, который регулярно рассказывает нам о весьма интересных джазовых событиях в старинном сибирском городе. На этот раз Валерий Рыбаков сообщает нам, как 2 марта в Томске соединяли джаз и фолк...>>>>
А в это время
за бугром...
Джазовый критик Стэнли Дэнс умер 23 февраля в Висте, Калифорния. Ему было 88 лет. Стэнли Дэнс - критик, который изобрел термин "джазовый мэйнстрим", соавтор Дюка Эллинтона по книге "Музыка - моя госпожа"...Он родился, вырос, стал музыкальным критиком и полюбил джаз в Британии; во время второй мировой войны Дэнс оглох на одно ухо, но продолжал изучать музыку и в возрасте 49 лет переехал в США. Он - лауреат премии Grammy за 1963 в категории "Лучшая статья на обложке диска" (за статью на обложке альбома The Ellington Era) и еще четырежды, вплоть до 1979 г., был номинован на эту премию.
Жена Стэнли, Хелен Оукли Дэнс (одна из первых джазовых промоутеров и продюсеров в Канаде), пережила мужа.

Бетти Рош16 февраля скончался еще один человек, имевший отношение к истории оркестра Дюка Эллингтона - вокалистка Бетти Рош. В возрасте 81 г. она умерла в доме для престарелых в Нью-Джерси. Бетти Рош впервые вошла в состав оркестра Дюка в 1943 г. (сменив знаменитую Айви Андерсон) и принимала участие в премьерном исполнении сюиты "Black, Brown And Beige" в Карнеги-Холле. К сожалению, в то время в США действовал запрет на звукозапись для музыкантов - членов профсоюза исполнителей (то есть практически для всех американских певцов и инструменталистов - так профсоюз боролся с политикой фирм грамзаписи), и ее исполнение этой сюиты (точнее, части под названием "the Blues") оставалось неизданным до 1979 г. Впрочем, вообще все ее первое пребывание в оркестре (1943-44) пришлось на период действия запрета, так что записей практически не осталось (исключение - вышедший на Columbia альбом "Reveille With Beverly", где она пела классический хит Билли Стрэйхорна "Take the A Train"). Зато хорошо документирован второй период ее работы с Эллингтоном - 1952-53 гг.; ее версия "Take the A Train", записанная в этот период, вошла в сборник " Duke Ellington And His Great Vocalists" (Columbia/Legacy, 1995). В 60-е гг. певица выпускала альбомы под собственным именем, а также работала с Эрлом Хайнсом, Чарлзом Брауном, Кларком Терри.

Хорас Тапскотт27 февраля в Лос-Анджелесе умер авангардный пианист Хорас Тапскотт - один из тех музыкантов, кого плохо знает публика, но отлично знают коллеги по музыкантскому цеху. Он скончался от рака в возрасте 64 лет. В молодости он играл в Нью-Йорке на тромбоне, джемовал с Эриком Долфи и Джоном Колтрейном (и при этом много лет был членом оркестра Лайонела Хэмптона). Однако в начале 60-х он пережил автокатасрофу, последствия которой принудили его отказаться от тромбона и перейти на фортепиано. Вернувшись в Лос-Анджелес, он организовал авангардный состав под названием Pan-Afrikan People's Arkestra и компанию UGMA, объединявшую радикальных темнокожих художников, поэтов, танцоров и т.п. Эта организация считалась легальным крылом "Черных пантер"- ультралевой черной террористической организации . Сольных альбомов Тапскотт записывал мало, первый из них, "The Horace Tapscott Quintet", был записан в 1969 г. для лейбла Flying Dutchman с участием Артура Блайса; в 70-80-е его альбомы (сольные и с "Аркестром") выходили на лейбле Nimbus, а кроме отго, в 80-е он записал три альбома на Hat Art -с Джоном Картером, Сесилом МакБи и Эндрю Сириллом.
Последнее появление Тапскотта в Нью-Йорке - в 1998 г., когда он должен был выступать в Линкольн-центре и клубе "Иридиум". Однако правая рука музыканта внезапно онемела. Он отменил выступление в Линкольн-центре, но играл в "Иридиуме" - играл только левой рукой! Критик и продюсер Стэнли Кроуч говорит, что это был самый героический музыкальный акт, который он видел... В последний раз пианист появился на публике в сентябре прошлого года, дирижируя своим "Аркестром" в Лос-Анджелесе. После этого он почувствовал себя совсем плохо и вскоре попал в больницу, из котрой уже не вышел...
29 марта в лос-анджелесском клубе Catalina Bar&Grill состоится поминальная служба по Хорасу Тэпскотту.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!

Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Кирилл Мошков,
Валерий Рыбаков,
Брайон Макуильямс,
Николай Богайчук
Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
Washington Post,
Jazz Track
Фото:
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Петр Ганнушкин

Опрос читательского жюри премии Джаз'Ухо-98
Артист года:
Альбом года:
Музыкант, заслуживающий
более широкого признания:
Ваше имя (обязательно):
E-Mail (обязательно):