ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 2
2003

Народный репортаж: Аркадий Шилклопер в ЦДХ 16.01.03
Фрагмент ленты чата "Разговоры о джазе" от 17 января 2003 г.
Публикуется с разрешения собеседников - slu и larry_flint.


Аркадий Шилклоперslu: В списке моих любимых музыкантов - пополнение. Могу с уверенностью сказать, что в будущем буду с огромным удовольствием посещать концерты Аркадия Шилклопера - как сольные, так и вместе с разными проектам. Проект, который вчера (16 января - ред.) был представлен в ЦДХ, называется "Деревянный квартет". В этом квартете играют Лев Слепнер (маримба) - по поводу маримбы сразу должна выразить огромную благодарность Ларри и Флинту за их совет, вы абсолютно правы, Слепнер со своей маримбой - это просто супер; Игорь Иванушкин (контрабас), Александр Зингер (ударные) и, соответственно, сам Аркадий Шилклопер (альпийский рог, валторна, диджериду и т.д.) 
Должна заметить, что посещала я ЦДХ не раз, но такого аншлага не видела никогда: практически полный зал. Публика подобралась разная - от иностранных гостей столицы, которые, выходя из зала после концерта, восклицали "Too heavy", до бабулек, которых, как всегда, гоняли все кому не лень, так как они норовили занять чужие места. Несмотря на то, что происходило все в четверг вечером, народ реагировал на все своевременно и достаточно бурно. Аркадий Шилклопер поразительно "держит" зал: ну, когда играет - само собой, но еще и во время перерывов между песнями. Он, надо сказать, человек с чувством юмора, вследствие чего публика веселилась и хохотала от души. В том, что у Шилклопера хорошее чувство юмора, мне довелось убедиться и лично, но об этом позже. 
Ну теперь пора и о музыке рассказать, а то Ларри с Флинтом меня на пару загрызут )). Композиции исполнялись разные - от малоизвестных джазовых стандартов до хрестоматийно академической музыки. Музыка, которую играли вчера в ЦДХ, дает поразительный эмоциональный настрой как самим играющим, так и слушателям. 
Когда я вышла из зала, мне хотелось, не знаю, плясать, петь - в общем, такая радость и эйфория меня переполнила, просто не описать. Вернемся к музыке. Сразу извиняюсь за то, что не упомнила названия большинства композиций - назову лишь те, который привели меня в состояние, которое в народе принято называть телячьим восторгом. Итак, виртуозным до безумия было соло Льва Слепнера на маримбе под названием "Rhythm Song". Единственное, что меня расстроило, так это бескультурье нашей публике. Представьте - волшебные звуки маримбы, четко выдержанный ритм, вес зал, кажется, дышит синхронно вместе с музыкантом ... и вдруг раздается мерзкая трель мобильного телефона. Слепнер чуть палочки не выронил. 
Звучание альпийского рога потрясло меня до глубины души - просто какая-то сказочная музыка. Композиций на роге было исполнено много - Шилклопер даже соло сыграл - но я не запомнила ни одного названия - записывать надо!!! - уверена, скажет Ларри или Флинт. Очень занятный инструмент - диджериду. Как поведал мне после концерта Аркадий, диджериду изотавливается только из эвкалиптового дерева путем выедания термитами сердцевины - вот как! 
Валторна, конечно - это просто блеск. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. У меня было такое ощущение, что, если в зале погасить все осветительные приборы, все равно было бы светло от наполированной до блеска валторны. Из композиций, сыгранных на валторне, особо хочу отметить "Прелюдию ми-минор" Горского - музыка просто необычайно красивая, мне даже удалось вчера раздобыть диск, где есть эта мелодия. 
Бурные и продолжительные аплодисменты сорвал Игорь Иванушкин, игравший на контрабасе. Он извлекал из своего инструмента звуки самыми необычными способами. 
larry_flint: - Какими? Каким образом? На что это было похоже? 
slu: Он то стучал рукояткой смычка между струн, то дергал этот смычок в футляре, то щипал струны, расположенные ниже деревянненькой штучки, на которой как бы держатся струны - простите мне мою безграмотность - не знаю, как эта штука называется (подставка? - ред.), то пальчиком постукивал по этой самой штуке. Я потрясена, в общем. 
larry_flint: - Мы слушаем! Иванушкин - хороший басист, это правда! 
slu: А еще он у них, оказывается, вокалом промышляет - стонал что-то там, мурлыкал. Так он публику завел, что Шилклопер у микрофона минут пять стоял, как в очереди, пока все утихомирились и дали наконец объявить следующую композицию. Ну, с официальной частью вроде все... 
larry_flint: - Итак... Иванушкин. Иванушкин, действительно, довел умиротворенную балладами публику до состояния отвисшей челюсти и бешеных аплодисментов по окончанию соло. - Случилась овация! Что, по-моему, слегка расстроило Шилклопера... Контрабас Иванушкина выдавал то авангардный джаз-нойз, то восточные мотивы, то бешеную испанскую прямо-таки гитарную мелодию! Он его излазил с ног до головы - Иванушкин свой бас - пальцами, смычком, губами. Он подпевал ему (что обычное дело деля его выступлений)...Он танцевал с ним танго, он ласкал его, он застыл в изнеможении... Долго не смолкавшие аплодисменты были Иванушкину достойной наградой! - Мы согласны! 
slu: итак, ваши вопросы, господа! 
larry_flint: - А теперь - вопросы из зала: как выглядела сцена? Как сами музыканты? 
slu: Сцена выглядела, как всегда, достойно. Музыканты все тоже. Первые три композиции Шилклопер отыграл в какой-то этнической, очень милой рубахе. Потом пожаловался на то, что в ней очень жарко, разоблачился и оказался весь в черном. Как он поведал залу, эта одежа называется баха. После этого он прошутился на тему, что же такое руба или ру. Может быть, джаз.ру - спросил у зала Шилклопер. )) 
larry_flint: - Задрапированная черным, строгая сцена. Черные наряды музыкантов. За исключением пестрого сине-желтого наряда лидера. Как объяснил Аркадий, этот африканский наряд называется...(см. Слю). Но в нем жарковато, - пожаловался Шилклопер. Хотя , на наш взгляд, эта "баха" весьма соответствовала характеру сыгранных в открытие концерта пьес. - Африканские мотивы, диджериду, рог - этническим мотивам "баха" было очень даже созвучна! 
Уже в первом номере музыканты отсолировали - чуть скованно, словно разогреваясь. Публика предпочла проглотить номер целиком - ни одно соло не было поддержано аплодисментами. - Жаль! Это помогло бы музыкантам! Вообще, сложилось впечатление, что немалая часть джазовой публики тусовалась в это время на концерте Миши Тарасова в Б2. 
Однако первая композиция неплохо разогрела слушателей...- Ларри, просто у присутствующих дыхание перехватило - экзотика, новый состав, маримба... - Вероятно! 
В первом номере Шилклопер выдувал вдохновение из альпийского рога. А вот перед второй объяснил публике, что такое диджериду и как с ней бороться. Этот инструмент помог выбрать ему какой-то знаменитый музыкант в Германии. "На рынке" - сказал Шилклопер. - Ну может, у них это обычное дело, Ларри. На любом мелкооптовом рынке можно накупить диджериду, себе и родственникам, на сдачу или на память. - Немцы, что с них взять? 
На мой взгляд, на мое ухо второй номер немного "подсадил" концерт. Темп был потерян вследствие монотонности вступления, разрыва между вступлением и основной композицией-импровизацией... - Вообще, как сообщила нам Слю, за барабанами сидел новый в квартете человек, со всемирно известной фамилией - Зингер. Молотил он на совесть. Но было заметно, в коллективе он - человек новый, "неприигранный". Номера с его участием уступали в слаженности, настроении сыгранным "трио" - Шилклопер, Иванушкин, Слепнер. 
"После прошлого концерта я прочел рецензию", сообщил Шилклопер. "Журналист заявлял: из деревянных инструментов на сцене была только маримба". Так вот, продолжил добродушный Аркадий, специально сообщаю: "Деревянный квартет" - это деревянная маримба, эвкалиптовый диджериду, альпийский рог, обмотанный африканской лианой, контрабас, ободки барабанов и стул барабанщика - все деревянное. Кто не верит, прошу потрогать. - Зал встретил объяснение "деревянного" лидера смехом. 
Согласны со Слю - соло Слепнера удалось. На все 110%. Этот молодой человек еще заставит о себе говорить и Европу и Америку (кроме всего прочего, он и композитор неплохой!) - Молод, коротко стрижен - типичный ПэТэУшник... Но как поет инструмент! "Ритм сонг" - действительно - мелодия и ритм. Более того, Слепнер артистичен, еще чуть-чуть, и - театрален! Видно, парень старается дотягивать до уровня своих более именитых коллег. - Ну, вот! Один на один с залом и... Слепнер побеждает! Шквал аплодисментов! 
slu: larry_flint, согласись , что он еще и очень занятно передвигается, наигрывая на маримбе. С пластикой и отлаженностью маэстро Шилклопера, конечно, никто не сравнится, но, вы правы, парень явно старается!
larry_flint: - Соло Шиклопера на альпийском роге - это всегда смешно! Альпийский рог имеет чувство юмора! Как и сам Аркадий! Его зигзаги, поджимание ножки, мимика - уже спектакль. Но... картинки к Музыке, которую он играет. На этот раз Аркадий не разбирал свой рог (он еще и пополам расстыковывается), не колотил ладонью по мундштуку, вызывая ритм. Все-таки акцент на этом концерте был смещен - с альпийского рога на общее звучание, с эксцентрики - на мелодию...
На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service