ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 3 (194) - 29 января 2003 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковВсе выстраивается один к одному: схожие мысли высказываются в сегодняшнем номере и в рубрике, где мы публикуем интервью, и там, где наши корреспонденты рассказывают о джазовых событиях в тех или иных удаленных от местопребывания нашей редакции городах, и даже в рубрике "Чтение", где сегодня мы начинаем публиковать перевод того самого исследования сегодняшней ситуации на рынке американского джаза, на которое я ссылался в предыдущем выпуске. Всех наших авторов как-то дружно потянуло на рефлексию. Оно и полезно: журнал у нас еженедельный, каждодневная текучка засасывает, и в результате мы слишком много перебираем камешки, которые нам под ноги приносит жизненный, простите за невольную метафору, поток, и слишком мало пытаемся охватывать взглядом хотя бы самые близлежащие участки берегов этого потока. Будем наверстывать, тем более что и камешков-новостей нам потоком принесено сегодня тоже не так чтобы уж слишком мало.

Редактор

Говорите,
вас слушают 
Сегодня мы слушаем одного из крупнейших исследователей эстетической природы джаза. Он живет в Великобритании, но как исследователь прославился (в не слишком широких джазовых кругах, разумеется) в бывшем Советском Союзе, и его джазовую радиопрограмму "Джаз-клуб"могут слышать все, кто в состоянии принимать передачи Русской службы Би-Би-Си. Наш екатеринбургский корреспондент Геннадий Сахаров интервьюирует легендарного Ефима Барбана. Сегодня - первая часть этой беседы...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Единственный материал нашей "внемосковской" рубрики пришел сегодня из Одессы и оказался неожиданным. Мы привыкли, что в Одессе джазовая жизнь если и не кипит с пузырьками, то, во всяком случае, не бедна событиями яркими, имеющими отношение к творчески нешаблонной, ищущей музыке. Но (стараниями нашего собкора в Одессе Олега Шестопалова) выясняется, что и в Одессе действует все тот же закон, что так удручающе регулярно подтверждается на всех остальных просторах бывшей и нынешней Родины любимой...
Закон этот заключается в следующем. Да, у джаза есть не слишком обширная, но очень преданная аудитория. И даже да, она пополняется такими же нечастыми, но ищущими и стремящимися разобраться и понять newbies - как правило, приходящими с того конца музыкального спектра, где существуют наиболее непростые формы рок-музыки, а также world beat и иже с ними. Это, в массе своей, довольно молодое пополнение - молодое, но "необученным" его назвать трудно: будучи знакомыми с производными джазового языка, причем производными самыми непростыми (свинг, драйв, грув, блюзовое интонирование и т.п.), эти люди относительно легко продвигаются в джазе вширь, осваивая и принимая (ну, или какими-то частями и не принимая) как всю его богатую историю, так и его многоцветное настоящее.
Но этих людей не так много. Куда более широкую прослойку приходящих к джазу (или, скорее, "на джаз") людей составляет филармоническая публика. Стараниями (хотя вряд ли сознательными) прежнего режима, по всему обширному пространству, когда-то огороженному полосатыми столбами, Джульбарсами и Карацупами, родилась, выросла, окрепла и пошла сама себя воспроизводить филармоническая аудитория, численно куда более широкая, нежели чисто джазовая прослойка, но при этом толком не знакомая с выразительными средствами джаза, с элементами его языка - потому что, проникнув в рок- и (уже вторично) в поп-музыку, элементы эти для знатока, а тем более - для простого слушателя академической музыки остаются элементами чуждыми и непонятными.
Но парадокс заключается в том, что слушатель академической музыки может найти для себя в джазе (и находит!) не меньше интересного, чем слушатель Других Музык. Еще бы! Ведь в джазе, как и в академической музыке, востребован высочайший уровень инструментального мастерства! Ведь джаз - особенно в форме современного мэйнстрима - то и дело переступает ту грань, которая отделяет музицирование для удовольствия (причем для удвольствия обейх сторон - и исполнителя, и слушателя!) от почти научных, почти математических изысканий в области сухих цифр, определяющих отношения между ступенями лада, гармонические функции и прочие, не слишком понятные слушателю Других Музык материи. Проще говоря, подходя с джазу с разных сторон, слушатель-"классик" и слушатель-"неклассик" и находят в нем совершенно разное. И то, что находит (и чем, как правило, довольствуется) слушатель-"классик", в большинстве случаев оказывается совершенно недостаточным для эстетического чувства не только слушателя, пришедшего к джазу со стороны "неклассики", но и даже для собственно джазовой публики, которая в значительной части состоит из музыкантов - удавшихся, или неудавшихся, или просто любителей, а значит - вся эта гармонико-гаммовая цифирь и ей понятна и должна бы быть близка.
Вот именно о таком случае и идет речь в репортаже из Одессы (кстати, обратите внимание: о другой стороне - социальной - того же явления идет речь и в сегодняшнем интервью с Ефимом Барбаном!). Парадокс только в том, что в Одессе, кажется, не только филармоническая публика осталась довольна - остался ей полностью доволен и исполнитель...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
Том Костер и Бэрон Браун13-15 февраля в "Ле Клубе" торговая марка Parliament и Игорь Бутман представляют одну из сильнейших фьюжн-групп современности - Vital Information. Созданная в начале 90-х бывшим барабанщиком рок-группы Journey Стивом Смитом, бывшим клавишником группы Santana Томом Костером и гитаристом Elektric Band Чика Кориа - Фрэнком Гэмбэйлом. Девять альбомов, наиболее успешными из которых считаются "Where We Come From" (1998) и "Live Around The World" (2000). Самый новый альбом группы - "Show'Em Where You Live" (2002), в котором коллектив демонстрирует, что вполне способен высокоэнергетично играть не только отлично аранжированный, хорошо подготовленный фьюжн, но и спонтанную, основанную на подвижных ритмических моделях (грувах) музыку в манере современных "джем-бэндов".
В нынешний состав Vital Information, помимо трех ветеранов, входит также басист Бэрон Браун. Он в прошлом играл у вибрафониста Гэри Бертона, у барабанщика Билли Кобэма, скрипача Жан-Люка Понти и в группе Steps Ahead. 
Фрэнк Гэмбэйл Столь же пространны и послужные списки остальных членов группы. Том Костер (он, кстати, только что побывал в Москве в составе проекта барабанщика Билли Кобэма "Spectrum - Live After 30 Years") прославился у Карлоса Сантаны, с которым за восемь лет записал шесть альбомов в 1970-е гг., но еще до того стал важным действующим лицом импровизационной сцены Сан-Франциско: он играл с такими гигантами, как Расаан Роланд Керк и Габор Шабо. Гитарист Фрэнк Гэмбэйл, перебравшийся в США из своей родной Австралии еще в 70-е, в 80-х был членом Elektric Band Чика Кориа, но еще до того работал у скрипача Жан-Люка Понти. 
Стив Смит А основатель группы, барабанщик Стив Смит, помимо работы в Journey играл у джазового пианиста Ахмада Джамала, сотрудничал с индийским перкуссионистом Закиром Хуссейном и даже гастролировал с поп-музыкантами от Savage Garden до Мэрайи Кэрри: интенсивная гастрольно-студийная работа на протяжении многих лет позволила ему пять раз подряд становиться "Лучшим барабанщиком всех жанров" по версии журнала Modern Drummer и в 2002 г. быть введенным в "Зал славы" этого самого авторитетного в мире издания для барабанщиков, а его учебный DVD "История американского ритма" стал бестселлером на рынке аудиовизуальных учебных пособий. Но мало того: за последние два года, пока в деятельности Vital Information был некоторый перерыв, Смит выпустил на лейбле Tone Center двенадцать (!) альбомов как лидер и со-лидер нескольких джазовых и джаз-роковых проектов. В настоящий момент Vital Information начинает новый тур, который, кроме концертов в России, включает выступления в Австрии, Турции, Великобритании, Нидерландах, Испании и США.

В Центре искусств Центрального Дома художника 26 февраля выступит звезда современного французского джаза и инструментальной эстрадной музыки - аккордеонист Ришар Гальяно.
Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>

Чтение
Материал, который мы сегодня начинаем публиковать, написан одним из самых известных сейчас джазовых журналистов - автором блестящего исследования "Future Jazz" (1999), председателем всемирной Ассоциации джазовых журналистов Ховардом Мэнделом. Он был подготовлен для публикации в Jazz Times по заказу редакции этого (одного из трех крупнейших в мире) джазовых журналов, но затем журнал отказался его печатать. Почему? Дело в том, что Ховард подвергает некоторому сомнению некоторые авторитеты в современном музыкальном бизнесе Америки. Очень, очень небольшому сомнению, но напуганному общим ослаблением музыкального рынка журналу и этого, видимо, хватило. Во всяком случае, это исследование представляется нам достаточно честным и, главное, очень актуальным взглядом на положение джаза в системе музыкального рынка. Да, Мэндел говорит только о США, но разве джаз в нашей стране не испытывает те же проблемы, только во много раз острее? Кроме того, знать положение дел на родине джаза нам тоже очень полезно...>>>>
А в это время 
за бугром...
Кит ДжарреттОчередным лауреатом престижной премии Polar Music Prize объявлен пианист Кит Джарретт. Символично, что он стал единственным лауреатом этой премии за текущий год, так как впервые за всю историю "Полярной музыки" ее оргкомитет отказался от разделения лауреатов на "популярных" и "серьезных", лишний раз подчеркнув, что Polar Music становится одной из наиболее значимых музыкальных премий в мире. 
Эта премия вручается с 1992 г. королем Швеции Карлом-Густавом XVI, ее оргкомитетом является Королевская шведская академия музыки. Материальное воплощение премии - один миллион шведских крон, ей могут быть награждены личности, коллективы или организации в знак признания их огромных заслуг в деле создания или развития музыки. Среди прежних лауреатов - Пьер Булез, Боб Дилан, Рави Шанкар, Янис Ксенакис, Джони Митчелл, Карлхайнц Штокхаузен, Витольд Лютославский, Диззи Гиллеспи, Пол Маккартни, Мстислав Ростропович, Софья Губайдулина, Куинси Джонс, Мириам Макеба, Стиви Уондер, Роберт Муг, Айзек Стерн и др.
Церемония награждения Кита Джаррета состоится в замке Бервальдхаллен в Стокгольме 12 мая, после чего в стокгольмском "Гранд-отеле" пройдет праздничный банкет в присутствии королевы Сильвии и кронпринцессы Виктории. За пять дней до этого, 7 мая, трио Кита Джаррета (контрабасист Гэри Пикок и барабанщик Джек ДеДжоннетт), которое в этом году отмечает свое 20-летие, даст в Стокгольме концерт, который завершит планируемый на 27 апреля - 7 мая мини-тур по Европе (маршрут включает также Париж, Варшаву, Лондон и Брюссель).
Новые альбомы
В продаже 
с 28 января (США)
  • Alexander, Monty: Straight Ahead: Trio/Overseas Special - переиздание, Concord Jazz 2167 
  • Byrd, Donald: Byrd in Hand - переиздание, Blue Note 42305 
  • DiBattista, Stefano: Round About Roma, Blue Note 42406 
  • Donaldson, Lou: Natural Soul [Bonus Tracks] - переиздание, Blue Note 42307 
  • Ellis, Herb: Arrival: Jazz at Concord/Seven, Come Eleven - переиздание, Concord Jazz 2168 
  • Farlow, Tal: Autumn Leaves - переиздание, Concord Jazz 2133 
  • Green, Benny [Piano]: Jazz at the Bistro, Telarc 83560 
  • Hubbard, Freddie: Hub Cap [Bonus Tracks] - переиздание, Blue Note 42302 
  • Ibrahim, Abdullah: African Flowers, Enja Justin Time 3301 
  • Jordan, Clifford: Blowing in From Chicago [CD Bonus Track] - переиздание, Blue Note 42306 
  • McLean, Jackie: Jackie's Bag [Bonus Tracks] - переиздание, Blue Note 42303 
  • Murray, David: Now Is Another Time, Justin Time 161 
  • Purim, Flora: Speak No Evil, Narada 43537 
  • Silver, Horace: Finger Poppin' With the Horace Silver Quintet - переиздание, Blue Note 42304 
  • Various Artists: Jazz for When You're Alone - переиздание, Savoy Jazz 17173 
  • Various Artists: When Love Goes Wrong - переиздание, Universal 065328 
  • Various Artists: Jazz for a Rainy Afternoon - переиздание, Savoy Jazz 17175 
  • Various Artists: Jazz for the Open Road - переиздание, Savoy Jazz 17171  

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Геннадий Сахаров,
Олег Шестопалов,
Ховард Мэндел,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
Down Beat,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Наталья Чернецкая,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service