ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 3
2003

Ховард Мэндел: "Не только светлые пятна"
Материал был подготовлен для публикации в Jazz Times по заказу редакции этого (одного из трех крупнейших в мире) джазовых журналов, но затем отвергнут. 
Публикуется в "Полном джазе" в трех частях.


Ховард МэнделВ джазовом сообществе есть ясновидящие и крохоборы, есть оптимисты и пессимисты, идеалисты и реалисты, филантропы и предприниматели - но почти каждый из них скажет вам, что джаз переживает трудные времена.
Большинство из них добавит: а когда было не так? (Ах, 60 лет назад?) Лучшие умы джазового мира - будь они генеральные директора или просто лоббисты, радиоведущие или промоутеры, владельцы клубов, филантропы, преподаватели или кураторы правительственных культурных проектов - соглашаются в том, что у них больше вопросов, чем ответов. Но, глядя на сплошной мрак вокруг, они ищут светлые пятна новых возможностей. По результатам 2002 г. они соглашаются, что новые звезды, которые имеют потенциал проникновения в поп-мир, способны стать светлыми пятнами во тьме, а новые возможности более всего доступны тем, кто готов все в жизни делать сам.

Сначала - чернуха

"Доля джазовых записей на рынке неизменно падает. Джазовое радио - в кризисе. А благодаря экономическим и прочим проблемам, рожденным 11 сентября 2001-го, люди стали меньше путешествовать, в том числе - и на джазовые фестивали". Так говорит Джон Эдвард Хассе, биограф Дюка Элллингтона, историк джаза и куратор отдела американской музыки в национальном музее американской истории Смитсонианского института.
"Мало того, за уменьшающиеся доходы общества все возрастает конкурентная борьба между другими видами музыки и культурного досуга, интернетом, видео, компьютерами и т.п. В то время как по определенным параметрам джаз находится в добром здравии, по другим показателям он - в большой беде. Он до сих пор однозначно ценится меньше, чем другие виды искусства, корни которых - в Европе. Я думаю, что для того, чтобы о джазе больше знали, чтобы он был лучше заметен, чтобы его больше ценили, нужны сосредоточенные, масштабные усилия".
Хассе не просто указывает на существующие проблемы. Он решает их: так, ему удалось сосредоточить потоки денег налогоплательщиков и правительства для провозглашения апреля ежегодным Месячником джаза, выделив его из состава Месячника Черной истории. Месячник задействует семь федеральных министерств и агентств, Смитсонианский институт и Библиотеку Конгресса, а также 21 организацию-партнер - Фонд Грэмми, авторские общества - ASCAP и BMI, Камерную Музыку Америки, Ассоциацию американских библиотек, Международную ассоциацию джазовых преподавателей и др.
Программы Месячника джаза включили в свои расписания 19 джазовых ассоциаций отдельных штатов, а также Смитсонианский институт (где выставили корнет Луи Армстронга) и американские посольства в Восточной Европе, странах бывшего СССР, Японии и Восточной Азии. Хассе в восторге от результатов: "Я думаю, что мы получили куда больше общественного внимания к самой программе и к ее предмету, чем кто-нибудь мог предположить, а самое главное - мы заложили основы очень широкого участия в программе с самого первого года", говорит он с понятной гордостью. Но, в любом случае, невозможно доказать, что эта государственная программа хоть как-то повлияла на ситуацию с джазом, который представляет собой продукцию частного предпринимательства. То же самое можно сказать и об образовательных программах вроде тех, что процветают при поддержке IAJE (Международной ассоциации джазовых преподавателей) или таких некоммерческих инициатив, как стипендии джазовым композиторам, бэндлидерам и исполнителям, присуждаемые фондом Doris Duke, управляемым Камерной Музыкой Америки. 
А новости из коммерческого сектора пугают. В августе прошлого года ежегодный "Потребительский профиль", составляемый Ассоциацией индустрии грамзаписи Америки (RIAA), вновь отметил разочаровывающе низкий процент продаж джазовых записей в общей сумме продаж альбомов.
"За 2001 год, последний, за который у нас есть полные данные, доля джаза на рынке составила 3,4 %", сказал юрист Барри Робинсон в телефонном интервью из вашингтонского офиса RIAA. Рок-музыка доминирует на рынке с 24 процентами всего пирога.
Эти цифры отражают предпочтения, высказанные тремя тысячами поклонников музыки в ходе телефонного опроса, проведенного Peter D. Hart Research Associates. Компания заявляет о погрешности опроса всего в 1,8%, а уровень конфиденциальности при этом оценен в 95%.
Надо заметить, что далеко не все в восторге от деятельности самой RIAA, которая только в течение прошедшего года сыграла, например, активную роль в том, что дополнительные отчисления за проигрывания записей по радио начали получать фирмы грамзаписи (ранее отчисления собирали только авторские общества - ASCAP и BMI - в пользу композиторов и держателей авторских прав), а также в том, что судебные иски против файлообменных сетей вроде Napster вышибли эти сети из бизнеса. Цифры, которые представляет RIAA, не то чтобы подозрительны, но вызывают вопросы. Во всяком случае, подчеркну, что данные о жанровых интересах потребителей RIAA базирует ТОЛЬКО на результатах ежемесячных 3153 телефонных опросов, которые были разделены по половому и возрастному признаку для экстраполяции на цифры населения США.
"Цифры нельзя еще сравнить с данными на конец года, которые касаются записей, ушедших от оптовиков в розницу", пояснил Робинсон. "Они будут также включать диски артистов, продающих свои записи прямо на концертах, а также все другие формы продажи, за исключением продаж подержанных CD на вторичном рынке. Но эти цифры, к сожалению, не разделены по жанрам. Есть еще статистика Soundscan - так, она показывает, что в 2001 г. была выпущена 31 тысяча наименований альбомов. Спросите их, разбивают ли они эту статистику по жанрам. Боюсь, что у нас самих нет средств, инструментов или методологии, которые могли бы помочь нам использовать эти данные таким образом. 
Если бы они у нас были, мы могли бы использовать их, скажем, для поддержки перемещения аудитории от жанра к жанру, усиливая снабжение в тех точках, где аппетит к джазовой музыке не полностью удовлетворен. Мы могли бы, к примеру, изучить демографию тех, кто интересуется эйсид-джазом, чтобы попробовать продвинуть на эту аудиторию более мэйнстримовых артистов, чтобы распространить их популярность на поклонников эйсид-джаза...
Такой вид изучения рынка требует очень дорогостоящего анализа, настолько дорогостоящего, что в результате может оказаться, что прибыль от продажи нужного количества дисков не покрывает расходов. Непонятно, насколько экономически целесообразно вкладываться в рекламу или знающий персонал для того, чтобы продавать джазовые записи. Розничная торговля думает именно об этом, а не только о самом джазе. И академическая музыка, и ряд других жанров испытывают те же самые проблемы.
Я подозреваю, что здоровье джаза базируется на уровне grass-roots ("корни травы", американский термин для обозначения стихийных действий масс - ред.), что интереса к джазу на местном уровне, равно как и осведомленности о джазе - на уровне национальном, на самом деле гораздо больше, чем мы о том знаем. Некоммерческие организации, джазовые фестивали, маленькие клубы, общественное радио и телевидение, образовательные программы, музыкальные издательства... Где мы можем узнать точные цифры по долларам, потраченным в клубах? В Ticketmaster? (Компания, централизованно продающая билеты на различные культурные мероприятия - ред.). Где узнать данные о ключом бьющей американской культуре - на Национальном общественном радио?".

Недостаток данных

Отсутствие достоверных данных препятствует усилиям джазового мира по разрешению его собственных проблем, уверяет Робинсон, и это же подчеркивают и другие (например, руководители Международного джазового альянса, о чем далее). Но иногда анализ заводит джаз в тупик.
Например, NPR, Национальное общественное радио, где Робинсон из RIAA предлагал искать сведения о джазовых "корнях травы", взглянуло на джаз и - по крайней мере на настоящий момент - отвернулось от него. Весной 2002 года NPR решило перенаправить свои ресурсы от производства общесетевых джазовых и классических программ (в том числе "Jazz From Kennedy Center" Билли Тейлора, "Jazz Profiles" - программу-лауреат Премии Пибоди, которую вела Нэнси Уилсон, а также модули программы "Jazz Riff") в сторону разговорных и новостных шоу. Местные станции, входящие в сеть Общественного радио, по-прежнему производят собственные программы, но уже не имеют столько классных шоу, приходивших ранее по сети. Кроме того, было урезано содержимое когда-то амбициозного сайта NPRJazz.org, который был создан в 1999 г. на средства гранта в 2,2 млн. долларов, выделенного Doris Duke Foundation сроком на пять лет.
Несмотря на такие перемены внутри важнейшего средства пропаганды джаза, независимый радиопродюсер Стив Рейс, производящий программу-лауреат Премии Пибоди "Джаз из Линкольн-центра", по-прежнему лучится улыбкой (программа представляет собой живые концерты из цикла "Джаз в Линкольн-центре", которым руководит трубач Уинтон Марсалис - ред.). "Мы строим очень современную студию в нашем новом доме", рассказывает Рейс. У "Джаза в Линкольн-центре" будет часть нового здания, строящегося на Коламбус-Серкл в Нью-Йорке, где также будет находиться штаб-квартира компании AOL/TimeWarner. Строительство продвинулось уже так далеко, что общее сокращение финансирования, ударившее по бюджету Нью-Йорка после атак 11 сентября 2001 г., не успело слишком сильно его затронуть. "У J@LC есть очень определенные планы сделать свои концерты как можно более доступными для всех, за счет наших собственных средств. В то же время Национальное общественное радио ищет новые способы предоставить новый материал своим слушателям. Кроме того, я уверен, что наступит время, когда добрая воля победит охватившую средства массовой информации скупость: многообещающие цифровые технологии приведут к возрождению содержательности масс-медиа", утверждает Рейс. "Я уверен, что джаза на радиоволнах станет больше". Рейс хорошо умеет выжить в маргинальном мирке некоммерческого радиовещания. Его серии концертных программ из Линкольн-центра обычно представляют Уинтона Марсалиса (творческого руководителя всей программы "Джаз в Линкольн-центре" - ред.) с одним или несколькими ансамблями; ведущий этих программ - известный журналист Эд Брэдли. Именно эта серия концертных радиопрограмм оказалась выбрана для распространения по новой спутниковой радиосети WFMT, которая уже насчитывает 135 филиалов. Оптимизм Рейса отчасти основан на самом факте появления подобных сетей - сигнал которых принимается везде, без затухания или "теней" от высоких зданий, без помех, по всей стране, по цифровым каналам, доставляемым на приемник в Вашей машине - в соответствии с тем, на какие каналы Вы подписаны (как это бывает с кабельным ТВ).

О том, спасут ли спутники джаз - в следующем выпуске...

Продолжение следует

Ховард Мэндел,
президент Ассоциации джазовых журналистов

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service