ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 5
2003

Джесси Джонс: Флорида - Томск

Хотя основная часть событий в мировом и российском джазе происходит за пределами Томска, но раз в месяц благодаря продюсеру и музыканту Асхату Сайфуллину томичи могут прикоснуться к той стороне мировой музыки, которая обозначена словом "джаз". Если вы взглянете на заполненный зал нашего драмтеатра во время концерта, то обнаружите слушателей самого разного возраста. Каждый из них (или, по крайней мере, большинство) находит в этой музыке определенные эстетические ценности, свое сокровенное, на что живо откликается и вибрирует камертон души. Зал всегда наполнен взаимным энергетическим обменом музыкантов и слушателей, взаимным участием в создании неповторимой атмосферы концерта. Равнодушные остаются за стенами театра. 
Концерты, которые организует Асхат, всегда интересны, неповторимы и по характеру музыки, и по составу участников на сцене. Почти всегда мы знакомимся с новыми именами не только отечественного, но и зарубежного джаза. Вот и ныне стало открытием для томских любителей музыки исполнительское мастерство альт-саксофониста и певца Джесси Джонса, ветерана американского джаза (хотя бы в рамках отдельно взятого штата Флорида). Как выяснилось, Джесси Джонс очень популярен на юго-востоке США. Его календарное расписание до предела заполнено выступлениями на концертах и в различных клубах. Странно, что, несмотря на свою активную творческую жизнь, первый собственный диск "Soul Serenade", оказавшимся к тому же удачным, Джесси записал только в 52 года, в 1996 году. 
Джесси выходит на сцену семенящей танцующей походкой, широко улыбаясь, и еще не начав играть, завоевывает симпатию у публики. Джонс признался в своей биографии, что набольшее влияние в музыкальном отношении на него оказали Джулиан Эддерли, Хэнк Кроуфорд и Пол Десмонд (музыканты совершенно разные по стилю и музыкальному мышлению). И сегодня в его игре проявляются отголоски хард-боповых ходов Эддерли, фанк-блюзового звучания Кроуфорда, мягкого и лирического тона Десмонда. Имея за спиной более чем 40-летний профессиональный опыт, Джесси, безусловно, мастерски владеет своим любимым инструментом и может заставить его в нужных местах по ходу пьесы смеяться, плакать, издавать вибрато и даже рычать. Можно, конечно, подробно анализировать игру Джонса, с кем-то сравнивать, подгонять под какую-то планку: ниже-выше, но стоит ли? Он не торит дорогу новому направлению в джазе, а нашел свой стиль игры, поведения на сцене и взаимоотношения с аудиторией. Просто вселяет праздник в души слушателей, хотя бы кратковременный, чему доволен и сам, и его благодарные зрители. Пластинки Эллы Фицджеральд, услышанные в детстве, и особенно вокал трубача Кларка Терри, с которым Джесси познакомился позднее, подвигли попробовать себя в качестве джазового вокалиста - и довольно успешно. Его скэт, исполняемый прямо в микрофон или через саксофон, используемый как своего рода мегафон, приводит публику в дикий восторг. К тому же Джесси еще и потрясающий шоумен, который постоянно двигается по сцене, пританцовывая, мимикой и жестами общаясь с аудиторией. 
Вместе с Джесси к нам приехал полюбившийся томским знатокам джаза Андрей Кондаков из Санкт-Петербурга. Это уже четвертый приезд Андрея, связанный с джазовыми проектами Асхата. И определенная часть публики уверенно пришла именно "на Кондакова", еще не зная, что она получит от американца. Томичи видели и слышали Андрея в самых разных составах. И убедились, что в зависимости от состава музыкальных партнеров он совершенно разный, как писал о нем Аркадий Петров: с одними он "традиционен", с другими - остро современен. Поэтому Андрей не может "приесться", показаться скучным. Выступление пианиста, его удивительная и темпераментная игра всегда вызывает восторг и рукоплескания. 
Как обычно, по уже сложившейся традиции, ритмический фундамент концерта "строили" наш известный контрабасист, автор очередного музыкального проекта неутомимый Асхат Сайфуллин и блестящий иркутский барабанщик Сергей Кушилкин. Ребята вовсю старались справиться с возложенными на них непростыми музыкальными обязанностями, учитывая минимализм репетиций. Оба неплохо солировали. Заезжие гости остались почти довольны сотворчеством.
Программа концерта состояла из оригинальных пьес упомянутого диска Джонса, двух композиций Андрея Кондакова и стандартов. Все исполнялось зажигательно, в темпе, в потоках орущей и свистящей публики, а она у нас, в Томске, всегда голодна по джазу (может, и в других краях тоже, но у нас - особенно). Неописуемый восторг в зале вызвали "переговоры" на языке "скэта" Андрея и Джесси в одной из авторских пьес Кондакова. 
Красиво и необычно Андрей и Джесси дуэтом исполнили "Star Dust", причем Джонс, использую великолепную акустику театра, оставил микрофон, подошел к самому краю авансцены и излил из своего саксофона на слушателей романтическую мелодию Кармайкла. Тепло и проникновенно исполнил Джесси и "Georgia On My Mind" все того же Кармайкла.
Джонс оказался еще и прекрасным флейтистом, исполнив "Comin' Home Baby", которую когда-то популяризировал Хэрби Мэнн.
Как обычно, после окончания программы зрители потребовали "бонус", и музыканты, коротко посовещавшись, устроили небольшой джем с участием, оказавшегося "в кустах" новосибирского пианиста Алексея Подымкина. Все закончилось солидной дозой темпераментной и крепкой "Текилы".
Зрители расходились, говоря, что такого праздника еще не было в Томске. Ну, а я-то знаю, что с таким мнением расходятся после каждого проекта Асхата. 
Остается добавить, что вместе с Сайфуллиным и гостями очередной праздник души любителям джаза устроили: генеральный спонсор - Томский филиал "Газпромбанка", авиакомпания "Сибирь" и некоторые местные СМИ. 

Валерий РыбаковВалерий Рыбаков,
Томск

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service