ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #10 (20) - 17 марта 1999 г.
Слово к
читателям
Большой Сезон, о приближении которого так долго твердил журнал "Полный джаз", начался. Анонсами и репортажами полон сегодняшний выпуск. Тенденции? Явствуют ли из этого какие-либо тенденции? Очевидно. Какие?
Главная тенденция - это что за публика ходит на джазовые мероприятия (по крайней мере, в Москве). Говоря очень схематически, дело обстоит примерно так. В советское время, чтобы выжить, джазу обязательно нужно было быть "высоким искусством" - его играли в филармониях, хотя на Западе самое привычное для джаза место обитания - клубы по подвалам. В новое время филармонический джаз пошатнулся, но стал выправляться - народ стойко относится к этому веселому и живому искусству как к элементу Культуры. Именно так, с большой буквы. Заметим, Игорь Бутман ведет единственную в России джазовую телепрограмму как раз на канале "Культура". Пусть программа к джазу как таковому имеет мало отношения, пусть ее крохотный объем все больше заполняется вместо собственно джаза ошметками архивов "Программы А" , но все ж таки - "Культура"! Место, где вынесенное в название канала слово произносится не иначе как с о-очень глубоким придыханием.
Остатки прежнего статуса джазового искусства - это два пласта посетителей. Первый - Старые Джазовые Фанаты. Прокуренные дядьки с поседевшими бородами, красноносые (как правило), в хемингуэевских свитерах (недобитые шестидесятники - так они сами себя зовут).Второй - Потребители Высокой Культуры. Вечерние костюмы, золотые булавки, у дам - "брульянты" и шиньоны на голове.
Третий пласт - самый по прежним временам неожиданный. Молодежь! Ее в зале было процентов шестьдесят, и это - тенденция. Причем не только московская: то же самое я наблюдал на джазовых фестивалях по всей стране. Здесь и модные тусовщики, для которых джаз (неважно какой) - это "сти-ильно". И неброско одетое студенчество. Вот для этих джаз - своя стихия. Дух свободы в чистом виде. Вот эти не Культуру Потреблять пришли - пришли послушать самую честную и самую свободную музыку. Ну и, конечно, испытать законную гордость: вот, мол, я какой продвинутый: пошел не на Таню Овсиенко и даже не на "Чайф", а - на джаз. Знаю, кто такой Бутман. Могу оценить, что "Горячая девятка" Данилочкина (см. ниже) - это круто, потому что принципиально несовременно. Больше того, я знаю, кто такой Эллингтон, узнаю на слух не только сакраментальный "Караван", но и хиты 30-х вроде "Jubilee Stomp". И ведь правда, этим ребятам есть чем гордиться, не так ли?
Как это было
в Москве
Джазовая жизнь в городе внезапно дала несколько резких всплесков. Это близится Большой Сезон! Все началось 10 марта, когда в ЦДХ играло трио Аркадия Шилклопера, Владимира Волкова и Сергея Старостина, предваряя выход на лейбле Boheme Music своего альбома "XIX98"....>>>>

Юрий СаульскийВ здании ИТАР-ТАСС 17 марта прошла пресс-конференция руководства Московского джаз-ангажемента, посвященная намеченному на 26-28 апреля IV московскому международному джазовому фестивалю. Это мероприятие будет, в свою очередь, посвящено 100-летию со дня рождения Дюка Эллингтона. В пресс-конференции участвовали президент МДА Юрий Саульский, пресс-секретарь этой организации Владимир Каушанский и несколько музыкантов из числа тех, кто постоянно сотрудничает с МДА - Олег Лундстрем, Игорь Бриль, Георгий Гаранян. Владимир Каушанский рассказал собравшимся (кстати, журналистов собралось более ста - рекорд для мероприятий МДА) о всемирно-историческом значении Дюка Эллингтона (правда, слегка перепутал имена нескольких солистов его оркестра: например, Трики Сэм - это не человек по имени Сэм Трики, это прозвище, означающее "Сэм-Трюкач"). Затем Юрий Саульский рассказал собственно о готовящемся фестивале. Он пройдет в КЗ им. Чайковского 26 и 27 апреля. Играть будут все те же обычные участники мероприятий МДА - оркестр Олега Лундстрема, Алексей Козлов и его трио "Арс-Нова", краснодарский биг-бэнд Георгия Гараняна. Международный статус, как это опять-таки водится, чисто номинальный: его создают малоизвестная американская певица Санди (ее приезд устраивает атташе по культуре посольства США Джон Браун) и столь же известная франко-американская певица Ла Вель (ее привозит Французский культурный центр). 28 апреля концерт пройдет в Московском Доме композиторов, там выступят Александр Осейчук и ансамбль Green Wave, Владимир Данилин (либо с трио, либо с квартетом) и дуэт Вячеслава Горского и Сергея Манукяна. Фестиваль спонсируют грузинская винная компания Georgia Ltd. и московская фирма "Живой звук".
Затем музыканты, участвующие в пресс-конференции, рассказали журналистам, кто из них каким образом впервые услыхал музыку Дюка Эллингтона и что испытывает по отношению к творческому наследию Дюка. По просьбе гораздой на выдумку Марины Тимашевой с радиостанции "Свобода" они даже спели по несколько тактов своих любимых эллингтоновских мелодий (правда, Лундстрем отказался). Присутствовавшим журналистам было предложено задавать вопросы. Ответом было гробовое молчание. Тогда Юрий Саульский еще немного рассказал о планах МДА: впереди - теоретическая конференция, посвященная творчеству Эллингтона (ее дата пока не определена но где-то между 1 и 10 апреля), в мае предстоит джазовый фестиваль "Евразия-99" в Оренбурге, а в августе - II джазовый фестиваль на открытом воздухе "Джаз в саду Эрмитаж", к организации которого МДА "присоединяется". Кроме того, намечены Дни московского джаза в Хорватии (лето), Ливане (декабрь) и Израиле (ноябрь).
Единственное, что странно - это почему в фестивале не заявлен (во всяком случае, пока) единственный русский музыкант, игравший в оркестре Дюка Эллингтона при его жизни - саксофонист Анатолий Герасимов...

В тот же день, 17 марта, в концертном зале им. Чайковского юбилейный эллингтоновский цикл мероприятий открылся концертом "Дюк Эллингтон и его время"...>>>>

Говорите,
вас слушают
Игорь БрильСегодня мы слушаем человека, у которого масса официальных титулов: народный артист Российской Федерации, профессор, декан джазового факультета Российской академии музыки им. Гнесиных, композитор... Впрочем, для большинства любителей джаза в России, особенно для тех, кто слушает джаз давно, он - просто Игорь Бриль.
В конце марта в Москву прибывает тираж компакт-диска "Время воспоминаний", выпущенного компанией Boheme Music. На диске собраны записи Игоря Бриля с середины 60-х по начало 80-х. Он вовсе не повторяет диск "В пути", где переизданы были уже известные записи: большинство треков, вошедших во "Время воспоминаний", раньше не издавались. А знатокам они будут куда как интересны: тут и дуэт с Татевик Оганесян, ныне поющей в Америке, тут и записи классического трио Бриля 60-х гг... Впрочем, почему только знатокам? Диск вполне можно порекомендовать всем, кто любит отечественный джаз, потому что творчество Бриля - весьма значительный этап в развитии джазовой музыки в нашей стране.
Полностью интервью выходит в журнале "Jazz-квадрат", #2-3'99...>>>>
Москва - это
вам еще не все
Вне Москвы, как обычно, кипит жизнь. В Курской филармонии 13 марта играл знакомый нам по клубу "Арбатский дворик" дуэт - пианист Борис Прусаков и саксофонист Анатолий Герасимов. А после концерта их уволокли в курский мотель, где отмечала свое 3-летие отличная курская радиостанция "Октава", и там они сыграли еще один концерт. Так что, пока главный столп курского джаза Леонид Винцкевич гастролирует по США (он возвращается только 22 марта), джазовая жизнь Курска не замерла...

Бурной джазовой жизнью живет, невзирая на свою "заграничность", и Минск. О двух джазовых событиях белорусской столицы нам рассказывает главный редактор журнала "Jazz-Квадрат" Евгений Долгих: в Минске состоялся шестой по счету джазовый фестиваль, а затем город посетил сам Вячеслав Ганелин!....>>>>

Что намечается: московские анонсы
В Москве очень много что намечается, и это хорошо! Мы же говорим - Большой Сезон начинается!
Во-первых, впереди (с 13 по 17 апреля) - фестиваль "Богема Джаз", устраиваемый, как ясно из названия, компанией Boheme Music. Этот фестиваль обещает стать очень крупным событием: пять дней подряд его мероприятия будут параллельно идти на двух-трех московских клубных и концертных площадках одновременно. Сейчас его программа уточняется, но буквально в ближайшие дни на сервере "Джаз в России" откроется специальная страница, посвященная этому мероприятию. А пока, для разжигания аппетита - несколько имен будущих участников: Аркадий Шилклопер, Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, Алексей Козлов и квартет им. Шостаковича... Кстати, о Boheme Music: сервер этой компании был объявлен сетевым обозрением "Нотоносец" "страницей месяца". Поздравляем.

21 марта в Парадном зале Российского фонда культуры - очередной концерт цикла "Джаз из России": ансамбль из Рязани под названием Feelin's (руководитель - Геннадий Филин). Участвует вокалистка Элла Хрусталева. Начало, имейте в виду, не в семь вечера, а в 18.00.

Та же Элла Хрусталева, обучающаяся в Гнесинке вокалистка из Рязани, 18 марта участвует в очередном джазовом вечере в ресторане "Арбатский дворик". Кроме нее, петь будет еще один молодой вокалист - Владислав Шошин. Новые имена - вещь в нашем джазе нечастая, так что не упустите.

26 марта в Центре искусств "Столица", что в Центральном Доме художника, играет санкт-петербургский ансамбль Vermicelli Orchestra - им руководит экс-аккордеонист "Аквариума" Сергей Щураков. В составе есть и еще один "аквариумист" - виолончелист Сева Гаккель. К джазу как таковому это имеет мало отношения, но вполне укладывается в рамки некоторых "пограничных жанров" и должно быть вполне интересно.

30 марта в клубе Birdland ("Земля Птиц") - презентация CD "Once I Loved" аккордеониста Владимира Данилина, спродюсированного бас-гитаристом Александром Ростоцким для компании Boheme Music. Участвуют оба состава, работавших над записью: и трио (Владимир Данилин - аккордеон, Алексей Кузнецов - гитара, Александр Ростоцкий - бас-гитара), и квартет (Данилин, Ростоцкий, клавишник Яков Окунь и барабанщик Эдуард Зизак). За несколько дней перед концертом места в этом недешевом клубе можно будет заказать на сервере "Джаз в России" с некоторой, довольно ощутимой скидкой.

И, наконец, еще одно важное событие: польский джаз! Причем - в Польском культурном центре, куда вход традиционно свободный! 29 марта в ПКЦ - цвет польского молодого джаза: вокалистка Лора Шафран и участники двух весьма популярных составов - Walk Away и New Presentation. Подробности - в присланном нам Польским культурным центром пресс-релизе...>>>>

А в это время
за бугром...
Менеджмент тенор-саксофониста Джо Хендерсона признал, что минувшей осенью музыкант перенес инсульт. Представительница нью-йоркской менеджерской фирмы Swing America Эдит Киггин охарактеризовала перенесенный Хендерсоном удар как "небольшой" и заявила, что музыкант от него, так или иначе, оправился. Она отказалась сообщить, как долго длилась госпитализация или приводил ли инсульт к полному или частичному параличу. Хендерсон, по ее словам, сейчас живет у себя дома в Сан-Франциско и понемногу восстанавливает свою игру на саксофоне. К публичному исполнительству он вернется осенью. Это заявление призвано положить конец слухам о смерти музыканта, распространившимся в последние месяцы.

25-26 марта в Канзас-Сити состоится симпозиум, посвященный жизни и творчеству Чарлза Кристофера Паркера-мл., всему миру известного просто как Чарли Паркер или - еще проще - Bird. В Американском джазовом музее, расположенном в районе Канзас-Сити, на карте города вполне всерьез обозначенном как Исторический Джазовый Район, будут выступать (и как музыканты, и как лекторы) барабанщик Макс Роуч, пианист д-р Билли Тэйлор, вибрафонист Милт Джексон, пианист Джей Макшенн и др. Будут присутствовать также члены семьи Паркера, в первую очередь - его бывшая жена Дорис. Дочь Паркера, Ким Паркер, джазовая вокалистка, саксофонисты Чарлз Макферсон и Бобби Уотсон, скрипач Клод "Фиддлер" Уильямс, вокалист Эрни Эндрюс - вот далеко не полный список тех, кто не будет читать лекции, а будет только играть...

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются.  Пишите!
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Кирилл Мошков,
Евгений Долгих,
Анна Урманцева

Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
Associated Press,
PR Newswire,
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
Виктор Зайковский,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Абраменков Павел

Опрос читательского жюри премии Джаз'Ухо-98
Артист года:
Альбом года:
Музыкант, заслуживающий
более широкого признания:
Ваше имя (обязательно):
E-Mail (обязательно):