ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 9 (200) - 12 марта 2003 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковСегодня в свет выходит двухсотый выпуск "Полного джаза".
Двести номеров за четыре с половиной года. Вряд ли когда-то в истории джаза в России это вид музыки имел возможность столь же подробного и регулярного освещения в своей собственной, специализированной прессе - пусть и не всем из любителей и профессионалов джаза доступной, просто в силу того, что существует эта пресса не на бумаге, а в Интернете.
Хотя количество людей, регулярно пользующихся Интернетом, в России резко - экспоненциально - выросло за последние два года, далеко не все поклонники, ценители, коллекционеры, знатоки, студенты, музыканты джаза и даже не все профессионалы нашего крохотного джазового шоу-бизнеса регулярно читают "Полный джаз". Часть не имеет возможности пользоваться Интернетом (нет телефонной линии дома, не знают о существовании интернет-кафе, нет компьютера и/или возможности/желания его приобрести), часть - не желает (в компьютерах весь вред, в Интернете одна порнуха и страшные кульные хацкеры), часть просто ленится или не знает (что, как правило, одно и то же).
Но, впрочем, кому надо - те читают.
И далеко не только профи.
Мы как-то то и дело пытаемся забыть, что у джаза, помимо "сообщества", есть и "просто" слушатели.
А они, эти слушатели, есть. Всех их приводят к джазу разные закономерности (или случайности, которые в конце концов оказываются проявлениями закономерностей). И все они - хотя и совершенно по-разному - стремятся понять, постичь, войти глубже, услышать лучше.
Вот очень показательное письмо.

"Я начал слушать джаз, в общем-то, недавно, чуть больше года назад. Это, естественно, не только боп или свинг, а практически весь спектр - от smooth до так называемой современной камерной музыки, постбопа и фьюжн, попутно забегая в фанк (хотя это и не джаз) . Переслушал много - относительно того, что можно переслушать за год, попутно живя полноценной жизнью с учебой, работой и тщетными попытками отдохнуть... Но чем больше слушаю, тем больше ощущаю, что мало этого, мало, - и, соответственно, стремлюсь послушать еще больше. В общем, порочный круг. 
Ну, хватит вступлений. Я о понимании языка джаза. Вопрос, наверное, риторический, к тому же зажеванный в джазовой (и не только) публицистике. Что-то именно в ЯЗЫКЕ джаза для меня стало открываться только тогда, когда я принялся, не имея достойного музыкального образования (1 год по классу фортепиано), изучать джазовую гармонию. Только тогда я стал замечать отличия Паркера от Уэбстера В ТЕХНИКЕ ИГРЫ. Это как китайские иероглифы - сначала они (вроде как на первый взгляд) очень похожи, хотя, по большому счету, разные. Загогулины какие-то. Потом начинаешь изучать язык - и все потихоньку проясняется, вплоть до того, что, глядя на иероглиф, сразу видишь в нем, какой из составляющих элементов является ключом, каков порядок написания и т. д. 
Так вот, обязательно ли изучать язык джаза, чтобы его понимать? 
Я чувствую свинг, чувствую блюз, чувствую фанк (вообще с чувством ритма у меня все в порядке - я играл на ударных), я чувствую драйв вообще (я имею ввиду НАСТОЯЩИЙ драйв) но у меня такое ощущение, что большая часть ИДЕЙ, а не ЧУВСТВ и ЭМОЦИЙ, ускользают. И только изучение какого-то базиса позволило мне ухватить некоторые нити. 
Как же так?! Как люди, слушающие джаз десятками лет, понимают его? Неужели это приходит со временем, и знание теории (а также практики в джазе) совершенно необязательно? 
Я не джазмен, не музыкант вообще, но, как ни странно, теория и практика в чем-то помогают. 
А как Вы пришли к пониманию джаза? Были ли теоретические толчки, или все осталось на уровне восприятия, или понимание пришло за годы? 
Мне кажется, что в джазе (и вообще в музыке) смысловое и эмоциональное абсолютно неразделимы, и для полноты восприятия необходимо улавливать как то, так и другое (есть люди, напрочь не улавливающие эмоции, чувства в музыке). Более того, мысль есть производное от эмоции; для меня это так же верно, как и утверждение, что первая сигнальная система превалирует над второй, но они теряют смысл друг без друга. Звучит банально, и это, в общем, нормально. Многие вещи надо постичь самому, чтобы адекватно воспринимать банальности.
К чему это я? А вот к чему: мне кажется, что упуская нити языка, то есть смысла, мы теряем и какую-то часть эмоций. Драйв, конечно - хорошо, на нем держится горячо любимый мной фанк, который в гармоническом отношении чаще всего донельзя банален. Но бесспорно одно - для большинства (включая и меня) нет целостности, особенно в джазе. Я не говорю про людей, которые морщат лбы, прослушав Пэта Мэтини, и, изображая знатоков всего утонченного, изрекают: "Великолепно играет, просто потрясающе. Вот это саксофонист!" (реальный случай). И совершенно понятно, что для людей СЛУШАЮЩИХ джаз, но не УСЛЫШАВШИХ его (хотя разницы зачастую многие и не видят), открыто немногое.
Я изучаю теорию, я дошел до того, что чувствую, будто что-то упускаю. Это только начало. Я надеюсь услышать что-то большее. Но ведь я могу и ошибаться...

Артем Морозов"

По-моему, это послание нуждается в чем-то большем, чем простое цитирование здесь. По-моему, это повод для весьма интересной дискуссии, и я не просто намекаю на дальнейшее обсуждение и изложение своих ощущений по той тематике, которую затронул в своем послании наш читатель, а прямо призываю наших авторов и читателей принять участие в обсуждении этого письма.

Редактор

Как это было
в Москве
Аркадий Шилклопер, Даффер Юсеф8 марта в Большом зале Московской консерватории прошел последний концерт в просветительском цикле "Джаз для всех", который на протяжении пяти лет регулярно вел в этом легендарном зале критик Алексей Баташев (импресарио - Майя Кочубеева). Это был гала-концерт, который, как и все предыдущие мероприятия этого цикла, был посвящен единой теме - в данном случае, использованию восточных музыкальных элементов в джазовой импровизации. Поэтому концерт назывался "Джаз с Востока". Его по праву можно было назвать интернациональным - не только из-за мультикультурного характера музыки, но и из-за огромного количества иностранных гостей - как среди артистов, так и среди публики.
Первое отделение было чрезвычайно пестрым: запомнилось выступление группы "Гунеш", когда-то представлявшей в советском джаз-роке Туркмению, со знаменитым барабанщиком Ришадом Шафи и юной скрипачкой Анной Зейналовой (все единогласно пророчили ей звездное будущее). Выходили на сцену и другие артисты, в чьей музыке можно проследить те или иные восточные влияния: вокалист и клавишник Сергей Манукян (по национальности армянин, он родился, вырос и стал музыкантом в Грозном, где в 17 лет дебютировал как барабанщик в оркестре радиокомитета Чечено-Ингушской АССР); гитарист Энвер Измайлов - выросший в Узбекистане крымский татарин, в игре которого, кажется, сплелись все музыкальные культуры Причерноморья, Балкан, Средней Азии и Ближнего Востока; дуэт Виктора Фридмана с дочерью Татьяной Лариной, исполняющий музыку восточноевропейских евреев - клезмер... Самым необычным по составу было трио Аркадия Шилклопера: сам он играл на альпийском роге, петербуржец Владимир Волков - на контрабасе, а гость из Австрии, выросший в этой стране тунисец Даффер Юсеф, пел, имитируя североафриканский фольклор, и играл на арабской лютне "уд"...
Татевик ОганесянВо втором отделении слушатели с восторгом встретили выступление долгожданной певицы Татевик Оганесян. В 70-80 гг. она занимала ведущие места среди советских джазовых певиц, а ныне пополнила собой джазовую сцену Америки. Так случилось, что этот заключительный концерт из цикла "Джаз для всех" стал для нее первым выступлением в России после более чем десятилетней эмиграции (до этого она хотя и возвращалась на родину, но выступала только в Ереване). С ней играла ее постоянная группа - американские музыканты Роберт Албанезе (фортепиано), Джозеф Фитцджеральд (контрабас) и Дэвид Мид (ударные). В их исполнении традиционные армянские мелодии звучали по-новому - во вполне джазовой манере.

Юлия Каневская

Технологии

Сегодняшний материал нашей новейшей рубрики, представленный компанией  МьюТек, эксклюзивным дистрибьютором Roland в России, рассказывает о целом классе клавишных инструментов - синтезаторах, об их отличиях от других клавишных, о принципах их функционирования и об одном из новейших инструментов этого класса - синтезаторе V-Synth.
Москва - это вам
еще не все
Две трети от мечты

Даниил Крамер9-11 марта Даниил Крамер проводил в Самаре международный фестиваль "Джаз-весна 2003". Со сцены Аркадий Шилклопер назвал этот фестиваль первым; когда местные звезды поправили его (первая-де "Весна" прошла тридцать лет назад), музыкант вывернулся: первым после большого перерыва.
Перерыв действительно получился большим, в несколько лет. Фестивали были, но далеко не такого уровня. Самара, со времен визита Джона Аберкромби в 1996-м отвыкшая от зарубежных гостей хотя бы второго эшелона, пошла на скрипача Дидье Локвуда такой массой, что за три недели до его выступления билетов на первый день фестиваля не осталось. По этой банальной причине я не попал в зал девятого числа, и моя мечта снова оказаться на многодневном фестивале осуществилась только на две трети. 
Хотя, наверное, все-таки больше чем на две трети. Во-первых, Дидье Локвуд, при всем к нему уважении, не назывался на родине джазовым музыкантом года, тем более несколько раз. Во-вторых, "Уральский диксиленд" и Крамера-соло удалось посмотреть на гала-концерте. В-третьих, есть люди (не будем показывать пальцем), которые скептически относятся к джазовой скрипке и диксиленду; так что не две трети. Много больше.
О первом дне фестиваля хорошо сказал посетитель одного из самарских news-серверов Андрей, добавивший в whitelog (раздел благодарностей) свое "благодарю Джазовый фестиваль и Дидье Локвуда и Даниила Крамера и Уральских диксилентов" (орфография автора). Наверное, Игорь Бурко сотоварищи сумеют оценить, что им сказал "спасибо" человек, который пока даже не готов правильно назвать то, что он слышал...
Александр ОсейчукНа второй день первое отделение играла "Зеленая волна" Александра Осейчука. Крепкий, профессиональный коллектив, разве что слишком академичный, оставил очень неплохое впечатление, но оваций не вызвал. То ли присутствовавшие были под впечатлением вчерашних зажигательных "диксилентов", то ли расстраивала игра ансамбля по нотам, то ли увиделась зрителям некоторая затянутость в соло (сам Осейчук, например, выдувал просто безумное количество квадратов импровизации), то ли не всем показались доступными заковыристые фортепианные партии Константина Горбатенко. "Зеленая волна", судя по всему, вышла на уровень, на котором можно работать только с подкованной аудиторией. Выступление было построено на весьма и весьма изощренных ритмических рисунках, прелесть которых во многом глубоко "профессиональна"; мастерство же барабанщика Павла Тимофеева, который тащил на себе непростую ритмику, осталось неочевидным из-за его скупого на соло стиля. Тот же Горбатенко в гала-концерте выдал серию из повторявшихся две-три минуты механических по звучанию аккордов, которые звучали как произведение не самого лучшего компьютера; и вот на эту откровенную "проверку на вшивость" большая часть публики внимание обратила - разумеется, внимание негативное. А то, что обрамляло эту вставку - сложная насыщенная фактура - осталось замеченным только для знатоков.
Аркадий ШилклоперЗато "Маримба плюс" с Аркадием Шилклопером, которые играли второе отделение, ухватили публику целиком. В примерно часовой программе на сцене был ансамбль с большой буквы; музыка, которую подарили Самаре эти семь человек, по структуре много сложнее, чем показанное Осейчуком, но ее слушали в пронзительной тишине. Ни разу во время местных джазовых концертов не получалось так, чтобы битком набитый зал городской филармонии сидел не шелохнувшись на протяжении почти десятиминутной камерной, по сути, композиции - речь идет о "Богах йоруба" Хорэса Силвера, которая была исполнена чуть ли не совсем без усиления звука. "Маримба плюс" даже без Шилклопера (по выражению одной из зрительниц, "шедшего вне конкурса") имела все достоинства, чтобы покорить слушателей. Это и набор экзотических для местного джазового слушателя инструментов (что говорить о маримбе Льва Слепнера, если даже флейта уже стала явлением довольно редким); и сочный, насыщенный, глубокий звук ансамбля в целом; и просто обаяние молодых еще музыкантов, сказавших нечто такое, чего в столице Поволжья пока еще не слышали. По системе "музыка плюс внешний вид" наибольшее впечатление производил, пожалуй, барабанщик Александр Зингер - и соло в его исполнении разительно отличались от привычного наращивания мощности, и технические приемы в его исполнении были необычными - например, игра кистями рук, и даже сидел он по-особенному, пригнувшись к барабанам и чуть ли не буквально уйдя в них с головой.
Александр ЗингерАркадий Шилклопер с "Маримбой плюс" произвел настоящий фурор - это не стандартное преувеличение. Тот шквал аплодисментов, который им достался, надо еще умножить, вспомнив, что люди играли музыку последовательно бразильского, африканского, индийского, кельтского и молдавского оттенка - играли, иными словами, музыку не для средних умов и тем не менее затащили в свое исполнение весь зал без исключения. Хочется верить, что и альпийский рог, и маримба станут появляться в Самаре чаще...
Ваагн Айрапетян"Они вам понравились?" - спросил Даниил Крамер, хитро улыбаясь, - "Так приходите завтра..."
"Завтра", в последний день фестиваля, аншлаг был неприличным, с забитыми публикой проходами и локальными драками за откидные сиденья. Первое отделение играли гости из Армении - Ваагн Айрапетян и его трио, где за барабаны отвечал Александр Агамян, а место выбывшего басиста занял самый востребованный сайдмен фестиваля Сергей Васильев. Шоу Айрапетяна, в котором было немного слишком сатирически-клубного вокала, в чем-то съело само себя: публика весьма повеселилась фиолетовому пиджаку и шляпе пианиста, поулюлюкала над его действительно смешным вокалом - но, как результат, не восприняла его всерьез именно как пианиста и оборвала аплодисменты сразу же, как только музыканты покинули сцену. Очень жаль, что чей-то отчаянный вопль "Еще!", прозвучавший после минуты полной тишины и пустоты на сцене, не нашел отклика: Ваагн показывал под своим вокалом пианизм по-настоящему мирового класса.
Сергей ВасильевВпрочем, он еще вернулся в гала-концерте, где поиграли все музыканты фестиваля за исключением улетевшего в первый день Локвуда. Было всего понемногу. Были сольные номера "Маримбы плюс" и "Уральского диксиленда", где поющий барабанщик Борис Савин вызвал бурный восторг неожиданным решением, спев "Одессу-маму". Был дуэт двух контрабасистов (Сергея Васильева и Константина Бея из "Маримбы") - наверное, самое сомнительное предприятие фестиваля, если судить по количеству покашливаний в публике. Был Аркадий Шилклопер с альпийским рогом, потрясший непривычных к инструменту раздвоением и даже, кажется, растроением звука. Была "Зеленая волна", вышедшая на сей раз без нот и свинговавшая куда свободнее, доступнее и, как результат, куда веселее. Были дуэты Даниила Крамера с Сергеем Васильевым и тем же Аркадием Шилклопером (скорее даже трио, где роль ударных исполняла знаменитая правая нога пианиста). И был в конце традиционный "всеобщий блюз", где отыграли почти все.
Фестивальный джем
Так что это не две трети от мечты. Это просто праздник, за который надо сказать Даниилу Крамеру даже не "спасибо", а что-то более существенное. Вы сказали нам, Даниил - "если вам понравилось, приходите еще". Мы-то придем. Главное - вы приезжайте.

Юрий ЛьноградскийЮрий Льноградский,
Самара

"Ценители ECM в Рунете"
фото автора

Следующий материал пришел из Еревана, от нашего постоянного корреспондента в столице Армении. Армен Манукян рассказывает о необычной презентации дебютного альбома самого многообещающего молодого джазового коллектива закавказской республики...>>>>

Одна из точек на джазовой карте России - старинный университетский город в Сибири, Томск. Джазовая жизнь там состоит из отдельных концертов, которые случаются даже не каждый месяц: тем ценнее они для томской аудитории! Наш корреспондент Валерий Рыбаков рассказывает о выступлении в Томске одного из ныне действующих шести Народных артистов РФ в джазе - петербуржца Давида Голощекина...>>>>

Рецензии
Сегодня мы рецензируем три записи разных лет, стилей и направлений, объединенных общностью серии: новая серия крупного европейского лейбла, посвященная лучшим записям, сделанным американскими джазовыми гигантами в Париже...>>>>
Новые альбомы
В продаже 
с 11 марта (США)
  • Ahmed Abdul-Malik: Sounds of Africa - переиздание, Prestige 24279 
  • Ari Ambrose: Jazmin, Steeplechase 31535 
  • Albert Ayler: Music Is the Healing Force of the Universe - переиздание, Universal 065383 
  • Walter Beasley: Go With the Flow, N2K 4239 
  • Ron Carter: Song for You - переиздание, Milestone 47099 
  • Dennis Chambers: Outbreak, ESC 4908 
  • Peter Cincotti: Peter Cincotti, Concord Jazz 2159 
  • Carsten Dahl: Solo Piano, Stunt 302 
  • Ryan Dehues: My Dream Come True - переиздание, Gold Label (Soh) 8021 
  • Pierre Dorge: Live at Birdland, Stunt 301 
  • Teddy Edwards: Smooth Sailing, High Note 7088 
  • Jay Elfenbein: Ivory Consort, Sefarad 5765 
  • Erosonic: Mystery Theatre, Victo 85 
  • Von Freeman/Brad Goode: Inside Chicago, Vol. 4, Steeplechase 31532 
  • Don Friedman: My Foolish Heart, Steeplechase 31534 
  • Curtis Fuller: Blues-Ette [Bonus Tracks], Savoy Jazz 17186 
  • Kenny Garrett: Standard of Language, Warner Brothers 48404 
  • Stan Getz: Sound [Box Set], Proper Box 52 
  • Wardell Gray: Wardell Gray Story, Proper Box 55 
  • Hampton Hawes: Northern Windows Plus, Prestige 24278 
  • Vincent Herring: All Too Real, High Note 7106 
  • Earl Hines: Once Upon a Time - переиздание, Universal 654492 
  • Al Hirt/Pete Fountain: New Orleans Sound, Brentwood 40321 
  • Leroy Jenkins: Space Minds/New Worlds/Survival America - переиздание, Tomato Music 2032 
  • Steve Kuhn: October Suite: Three Compositions of Gary McFarlan - переиздание, Universal 654413 
  • Jeff Lorber: Philly Style, Narada 80390 
  • Gerald Miller: Personal Passion, Orchard 802466 
  • Charles Mingus: Jazz Composers Workshop [Savoy Bonus Track], Savoy Jazz 17189 
  • Charlie Parker: Newly Discovered Sides [Bonus Tracks], Savoy Jazz 17188 
  • Charlie Parker: Immortal Charlie Parker -переиздание, Savoy Jazz 17190 
  • John Patitucci: Songs, Stories & Spirituals, Concord Jazz 2149 
    Rich Perry: At Eastman, Steeplechase 31533 
  • Nelson Rangell: Look Again, A440 Music Group 4019 
  • Django Reinhardt: Swing de Paris [Box Set], Proper Box 53 
  • Rova Saxophone Quartet: Resistance, Victo 86 
  • Pee Wee Russell: Ask Me Now! - переиздание, Universal 755742 
  • Kristian Schultze: Recreation, Crippled Dick 27624 
    Archie Shepp: Attica Blues - переиздание, Universal 654414 
  • Jim Snidero: Strings, Milestone 9326 
  • Solar Wind: Blue Horizon, Solar One 32002 
  • Sonny Stitt: Goin' Down Slow - переиздание, Prestige 24276 
  • Steve Swallow/Jonas Johnson/Hans Ulrik: Trio, Stunt 212 
  • Theano: Renditions, Synergy 15 
  • Bobby Timmons: Prestige Trio Sessions, Prestige 24277 
  • Tommy Tucker: It's Tommy Tucker Time, Collectors' Choice Music 1038 
  • Various Artists: First Steps, Savoy Jazz 17197 
  • Various Artists: Blues N' Boogie, Savoy Jazz 17199 
  • Various Artists: Chart Busters [Savoy Jazz], Savoy Jazz 17198 
  • Various Artists: Great Live Jazz, Sindrome 9309 
  • Various Artists: Louisiana Piano Rhythms, Tomato Music 2047 
  • Jessica Williams: All Alone, Max Jazz 206 
  • Lester Young: Master's Touch [Savoy 1944] - переиздание, Savoy Jazz 17187

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Армен Манукян,
Юлия Каневская,
Юрий Льноградский,
Константин Волков,
Валерий Рыбаков,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Юрий Льноградский,
Марек Каревич,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service