502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 9
2003

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Don Byas
-
"Gloria. Americans Swinging in Paris"

EMI Music France, 2002

33:41

* * *

Любопытная серия "Американцы свингуют в Париже", начатая французский отделением EMI, призвана отразить высшие достижения из довольно обширного корпуса звукозаписей, сделанных американскими солистами (выдающимися и не очень) в Париже - как при участии французских коллег, так и без оного. Дон Карлос Уэсли Байас как нельзя лучше годится для начала такой серии: во-первых, его записи - одни из самых ранних в ней, а во-вторых - он классический "экспат", родившийся в Оклахоме в 1912, а умерший в Нидерландах в 1972 г. Два года во время Второй мировой он проработал в биг-бэнде Каунта Бэйси (где сменил самого Лестера Янга), потом удачно выступал в клубах нью-йоркской 52-й улицы, но в 1946-м, впервые отправившись на гастроли в Европу, так поражен был диаметрально противоположным (по сравнению с принятым в США) отношением местной публики к афроамериканским музыкантам, что остался в Старом Свете навсегда.
Собранные здесь записи были сделаны в 1946-49 годах разными составами при лидерстве Дона Байаса или же трубача Пинатса Холланда: в нескольких треках на фортепиано - молодой Билли Тэйлор, в других - француз Бернар Пейффер, остальные участники ансамблей тоже представляют собой горячую франко-американскую смесь. Не рискуя пугать Европу, которая много лет была оторвана от переднего края развития джаза, Байас крайне осторожно использует новый бибоповый язык (которым, несмотря на свою в целом сентиментально-лиричную манеру, он владел достаточно уверенно), а уж что касается выбора материала, то тут почти сплошь хиты свинговой эры - от "Ain't Misbehavin'" до "Body And Soul", и даже "Lover Man" он реализует без всяких признаков паркеровских озарений. Исходно довольно низкое качество записей достаточно успешно преодолено при ремастеринге (Рене Амелэн, парижская студия Ferber).


Memphis Slim
-
"Featuring J.-P. Amouroux. Americans Swinging in Paris"

EMI Music France, 2002

34:37

* * *

Когда в 1950-е в Европу устремился поток американских блюзменов первых двух волн, эти титаны оригинальных, непричесанных, еще не сплавившихся ни с роком, ни с соул блюзовых стилей не только выступали в клубах и на фестивалях европейских столиц - они еще и записывались там. Причем интересно, что воспринимались они в основном в джазовом контексте, как представители некоего фольклорного джаза, поскольку европейские промоутеры и помещали их исключительно в джазовый контекст. Мало кто, впрочем, был так пригоден именно для такого позиционирования, как высоченный пианист из Мемфиса (Теннеси) Питер Чатмен (по другим данным - Джон Чатэм), всем известный исключительно под артистическим именем Мемфис Слим ("Тощий из Мемфиса"). Прямой последователь выдающегося блюзового пианиста Рузевелта Сайкса, Мемфис Слим так полюбил Европу, что с 1960-го практически переселился туда. 
Вошедшие в этот альбом (выходящий в серии "Американцы свингуют в Париже") записи были сделаны 69-летним Мемфис Слимом в 1984-м в парижском клубе Caveau de La Huchette, где 29 августа он выступил в трио с двумя французами - барабанщиком Мишелем Дени и пианистом-органистом Жан-Полем Амуру. Там, где Слим поет, его голос по-прежнему глубок и силен (недаром написанная им "Everyday I Have The Blues" так хорошо "шла" в исполнении обладателя аналогичного голоса - Джо Уильямса из оркестра Каунта Бэйси). Там, где он только играет, он по-прежнему демонстрирует свой фирменный стиль, круто замешанный на виртуозных остинато буги-вуги. К сожалению, басовая часть клавиатуры фортепиано Амуру по каким-то причинам не слишком убедительна в частотном плане, из-за чего запись, в отсутствие басового инструмента и при чрезмерном увлечении барабанщика топтанием педали каждую четверть (по-свинговому), звучит довольно лысо и в определенной степени дискофмортно.


Lucky Thompson
-
"Nothing But The Soul. Americans Swinging in Paris"

EMI Music France, 2002

76:31

* * *

Тенор-саксофонист непростой судьбы, Эли "Лакки" Томпсон наследовал великой школе Коулмена Хокинса - Бена Уэбстера, хотя играл далеко не только в свинговой манере. Пусть он и начинал в 1940-е у Лайонела Хэмптона, Каунта Бэйси (у которого он сменил Дона Байаса) и Сида Кэтлетта, в 50-е Томпсон записывался и с Диззи Гиллеспи, и с Майлсом Дэвисом, и со Стэном Кентоном. Дважды - в 1956-63 и 1968-71 - он жил и работал в Европе (данная запись, выпускаемая в серии "Американцы свингуют в Париже", была сделана в начале первого из этих периодов), но, вернувшись в Америку в 1972-м, ушел сначала из клубно-концертного мира, а затем перестал и преподавать (а преподавал, между прочим, в Йельском университете). Говорят, что к середине 1970-х он полностью разочаровался в джаз и в особенности - в джазовом сообществе, после чего точных сведений о его жизни практически нет. Его видели в Испании и Мексике, но к началу 90-х стало известно, что он выбрал самый распространенный в США путь "удалиться от общества" - стал бездомным бродягой в Сиэтле и не то что не играет, но даже и не разговаривает ни с кем. Правда, в 1991-м он внезапно появился в Нью-Йорке, друзья уговаривали его вернуться к музыке (ведь времена изменились, и в новых условиях живому наследнику великой старой школы цены бы не было), но Томпсон вновь исчез из поля зрения - на этот раз навсегда.
Однако в этой записи до сумрачного окончания жизни замечательного саксофониста еще далеко. За исключением трубача Эмметта Берри в нескольких треках, все участники этих записей февраля-мая 1956 г. - французы: среди них и молодой пианист Мартьяль Соляль, и саксофонист Ги Ляфитт, и ряд других известных персонажей парижской джазовой сцены. Альбом в основном представляет авторские пьесы Томпсона и демонстрирует его слегка старомодную, но исполненную подлинного чувства и благородства манеру игры в наилучшем виде.

Константин ВолковКонстантин Волков

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service