502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 9
2003

Томск: возвращение Голощекина. 15 лет спустя

Давид Голощекин16 лет назад, в апреле 1987 года, Давид Голощекин со своим ансамблем и преданной джазу Эльвирой Трафовой выступил в Томске на сцене Большого концертного зала. Томичи, до отказа заполнившие тогда зал, помнят теплую, искреннюю атмосферу концерта и его главного героя - в широкополой черной шляпе, с тенор-саксофоном в руках. Я тогда написал несколько строк в местной печати об этом визите маэстро. За это время выросло уже новое поколение, способное воспринимать нашу любимую музыку и ее творцов. 
С неповторимым легендарным музыкантом - глашатаем петербургского мэйнстрима - томские любители джаза вновь встретились 10 марта в стенах драматического театра. 
На этот раз Давид приехал вместе с новосибирской ритм-группой. В ее составе - известные томичам музыканты: неоднократно приводивший в восторг томскую публику Алексей Подымкин (фортепиано), выступающий на всех крупных сибирских джазовых мероприятиях Дмитрий Аверченков (контрабас) и "дедушка" сибирских барабанщиков Сергей Беличенко.
Народный артист России вышел на сцену, как всегда, в строгом черном костюме, с электрическим чудом - скрипкой от "Ямахи" - в руках. Имидж музыканта несколько сменился. Знаменитой шляпы не было на лысеющей голове, хотя другой известный петербуржец не снимает подобную шляпу даже перед Президентом России.
В соответствии с давно устоявшимися вкусами мэтра, программа состояла из классики джаза, хорошо всем знакомой и понятной, но в собственной оригинальной интерпретации музыкантов, без подражания кому-либо.
Прозвучал короткий счет темпа, и скрипка (вернее - электронный образ ее) запела в руках маэстро Голощекина о днях вина и роз (видимо, о днях только что прошедшего женского праздника). Пьеса Генри Манчини пришлась как нельзя кстати. Неотразимая игра Давида, его превосходные импровизации давно и многократно описаны. В преддверии своего шестидесятилетия он нисколько не растерял мастерства владения скрипкой. Голощекин познал все прелести и нюансы звучания созданного японцами чуда XXI века, и умело использует их в своих трактовках произведений, созданных в веке прошлом. Хотя, по словам музыканта, он не сразу расстался с традиционным инструментом. Как и положено, скрипка то смеялась, то плакала то чистейшим, то надтреснутым голосом в полном соответствии с палитрой звуков, которой расцвечивал маэстро исполняемую пьесу. А репертуар был достаточно обширным и разнообразным. Наряду с классическими мелодиями от Кола Портера и Ричарда Роджерса до Луиса Бонфа мэтр исполнял и свои сочинения. Прозвучали "Сиреневый час" (лейтмотив фильма "Когда святые маршируют"), "Меланхолия" (но не песня Софии Ротару), "Я вспоминаю Чарли" (понятно, что не Чаплина). 
Конечно, не мог обойтись наш гость без исполнения своего коронного номера, великолепного детища Хоуги Кармайкла. Мелодия "Stardust" взмыла и долго парила над притихшим залом. 
В ответ на робкие пожелания сидящих в зале расширить инструментарий, которым владеет музыкант, Голощекин подсел к роялю и исполнил "Когда плачет скрипка цыгана", широко и мощно используя все возможности извлечения звуков из инструмента от форте до пианиссимо. 
Единственно, что несколько раздражало, то это некоторые длинноты "лирических" отступлений маэстро во время концерта, менторский тон и вроде бы ненавязчивый, как бы с юмором, монолог о себе, "великом и ужасном". Хотя в зале публика провинциальна только по географическому положению, а в остальном достаточно искушенная, образована и может сама оценить достоинства артиста. Но, очевидно, это выработанная годами манера поведения и общения с залом. Бог простит.
Леша Подымкин, наш "сибирский Билл Эванс", был великолепен и обожаем публикой. Его импровизации по легкости, неожиданным находкам и точности не уступали гостю из Петербурга. Пожалуй, теперь он уже самый звездный пианист зауральского джаза. 
Впервые томская публика услышала длинные соло Дмитрия Аверченкова. Казалось, легко и непринужденно, без всякого напряжения справлялся Дима с импровизациями на своем "бегемоте". Не зря он один из самых востребованных сибирских контрабасистов. 
Несколько разочаровала игра Сергея Беличенко. По идее, все-таки барабанщик является мотором ансамбля, ведущего за собой всех участников. Однако осталось впечатление некоторой растерянности музыканта, скованности и отставания от общего ритма происходящего на сцене. Может, это случайность, а может - и... на покой пора. Ну, это так, пожелание по дружбе. 
Учитывая наличие у нас в Томске любимого публикой джазового скрипача - заслуженного артиста России Виктора Королева, зрителей неминуемо ждал поединок двух ярких мастеров скрипки на волнах джаза. Последние два номера программы "Mack The Knife" и "Straight, No Chaser" были исполнены с участием двух скрипок - классической и электрической. Получился своеобразный джем, в котором не уступали друг другу оба мастера. Хотя полет мысли Давида был более непринужденным и более джазовым. Во время действа Голощекин еще подсел за барабаны, а также немного пощипал струны контрабаса - к полному удовольствию слушателей. А слушатели у нас всегда эмоциональные и благодарные. Свист и овации заключали каждый номер программы, каждое соло музыкантов. Ведь еще 10 лет назад журнал "Огонек" от имени музыкантов, бывавших в те годы в Томске, писал, что публика на джазовых концертах в Томске - классная ("и платят здесь нормально"). Это отмечали (по-моему - искренне) все джазовые музыканты, выступавшие в последние годы на сцене драмтеатра.
Все это, как всегда, организовал наш неутомимый музыкант и продюсер Асхат Сайфуллин вместе с генеральным спонсором - Томским филиалом Газпромбанка, авиакомпанией "Сибирь", другими бескорыстными помощниками. Асхат тоже не остался простым созерцателем концерта, а принял непосредственное участие в последних двух номерах музыкального действия: посолировал на контрабасе и постучал на ударной установке под гром аплодисментов. 

Валерий РыбаковВалерий Рыбаков,
Томск

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service