ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 10 (201) - 19 марта 2003 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковТема, затронутая нашим читателем Артемом Морозовым в эмоциональном письме, с которого начался наш юбилейный, 200-й номер - тема понимания языка джаза его слушателями - оказалась достаточно животрепещущей для других читателей: во всяком случае, три из полученного в ответ на послание Артема десятка писем, которые мы публикуем сегодня в рубрике "Мнение", представляют весьма содержательные и доказательные индивидуальные мнения, которые лично для меня только в очередной раз подтверждают давно известную истину: джаз - музыка личностей, и касается это не только тех, кто эту музыку создает, но и тех, кто ее потребляет. Режет слух маркетинговый термин? Хорошо: не только тех, кто играет ее, но и тех, кто ее слушает.
А уж что среди творцов джаза и смежных с ним жанров полно ярких, необычных личностей - это мы с вами и знали давно, и находим тому подтверждения буквально каждую неделю. Ну, например, в сегодняшнем выпуске мы развернуто беседуем о трех очень разных музыкантах - из разных концов света, с разным музыкальным и духовным наследием, разного возраста, разной степени известности. Почему все трое находят себе место на страницах джазового журнала - вот тоже интересный вопрос. Что между ними все-таки общего?

Редактор

Судьба
обложка альбомы Норы ДжонсЧестно сказать, феномен певицы Норы Джонс, чей не совсем джазовый (а говоря по совести, совсем не джазовый!) дебютный альбом был год назад выпущен джазовым лейблом Blue Note и... разошелся шестимиллионным тиражом, неслыханным для продукции джазовой фирмы грамзаписи, а несколько недель назад собрал огромный урожай премий "Грэмми", нам оставался совершенно непонятен, и "Полный джаз" регулярно оставлял тему этой нетипичной ни для джаза, ни для поп-музыки вокалистки за бортом. Но "Грэмми" есть "Грэмми", и, хотя оснований относить первый альбом Норы к джазу у нас по-прежнему нет, нарастающий поток поисковых запросов, касающихся юной Джонс, на портале "Джаз.Ру" заставляет нас предположить, что общественный интерес к этому феномену у наших читателей все же имеется. Сегодня мы пытаемся разобраться в том, кто же такая Нора Джонс и кто (или что) стоит за ее триумфом...>>>>
Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем одного из ведущих джазовых музыкантов Армении. Так, к сожалению, получается, что из некоторых стран постсоветского пространства, в частности - из Армении, музыканты в Россию приезжают очень редко, поэтому нам все никак не удается составить о них адекватное представление. Из всех ведущих армянских джазменов в России в последнее время бывал в основном только пианист Ваагн Айрапетян. Однако мы, читатели "Полного джаза", находимся в выигрышном положении: у нас есть собственный корреспондент в Ереване, который сегодня берет для нас интервью у лидера сильной этно-джазовой группы Time Report и музыкального руководителя Государственного джаз-оркестра Армении - саксофониста Армена Уснунца...>>>>
Технологии

Сегодняшний материал нашей новейшей рубрики, представленный компанией  МьюТек, эксклюзивным дистрибьютором Roland в России, рассказывает о том, как приборы и технологии от Roland помогают в работе над музыкой к кинофильмам знаменитому джазовому трубачу Теренсу Бланшарду...>>>>
Что намечается: московские анонсы
Джо Завинул12-14 апреля в "Ле Клубе" пройдут концерты группы The Zawinul Syndicate, возглавляемой легендарным отцом-основателем мирового джаз-рока, клавишником, пианистом и композитором Джо Завинулом, в 70-80-е гг. - солидером одной из величайших джаз-роковых групп Weather Report. Гастроли Завинула в Москве уже предполагались прошлым летом, но музыкант внезапно отказался от уже назначенных и проанонсированных концертов, мотивируя это тем, что весной прошлого года "столкнулся с пиратством после своих концертов в Грузии". При чем тут Россия, правда, объяснено не было. Теперь недоразумение исчерпано, и мы сможем во второй раз (впервые Завинул приезжал с одним концертом в 1997 г.) познакомиться с сольным проектом великого клавишника.
Джо Завинул выступит с новым составом Zawinul Syndicate, в составе которого - Маноло Бадрена (перкуссия, вокал), Амит Чаттерджи (гитара, вокал), басист Ги Нсангул, барабанщик Марк Гилмор и вокалистка Сабин Кабонго.
Следующий текст был написан к предыдущим гастролям Завинула в России - в 1997 г. Однако актуальности, как рассказ о жизни этого замечательного музыканта, он не потерял и сейчас.

Джо Завинул родился в Вене 7 июля 1932 года, его детство прошло в деревушке Кирхбах, среди лесов, окружавших австрийскую столицу. В жилах Йозефа Эриха Завинуля течет смешанная чешско-венгерско-цыганская кровь, а его родной культурой была культура блестящей Вены, хотя и придавленная годами нацистского аншлюса, второй мировой войной и последовавшей оккупацией Австрии. Он до сих пор очень гордится своей родиной и в разговоре защищает Австрию даже тогда, когда на нее никто не нападает. Если его кто-нибудь в шутку называет словечком "краут" (капуста, так англоговорящие дразнят немцев) - он сначала обижается, потом смеется и говорит; "Нет, я не краут, я из Австрии, я - шницель". Первым инструментом юного Завинула - тогда его называли Пепе, так австрийцы сокращают имя Йозеф - был аккордеон. И, как он сейчас вспоминает, над этим инструментом он умудрился проделать свой первый звуковой эксперимент. "Я взял кусок зеленого сукна, вроде того, каким покрывают бильярдные столы, и наклеил его на язычки аккордеона. Получился гнусавый звук, и именно этот звук я использовал 25 лет спустя в пьесе "Black Market". Аккордеон ему подарили на шестой день рождения, и он год подбирал народные мелодии на слух. Потом мальчик стал учиться музыке при Венской консерватории. Правда, у него дома не было фортепиано. Впервые он получил возможность ежедневно играть на нем, когда в 1944 вместе с другими учениками его вывезли из Вены (город сильно бомбили) в Чехию. В старинном сельском доме, где разместили эвакуированных, был рояль.
Вернувшись в Вену после войны, он заинтересовался джазом. В двадцать лет он уже играл с лучшим австрийским саксофонистом Хансом Кольнером, а позже переиграл едва ли не со всеми австрийскими джазменами.
В 27-летнем возрасте Завинул выиграл конкурс на стипендию в легендарной бостонской Школе музыки Беркли и эмигрировал в США. Ему сразу повезло: через неделю занятий он уже играл в оркестре трубача Мэйнарда Фергюсона, потом полтора года аккомпанировал певице Дайне Вашингтон. В 1961 году он начинает работать в ансамбле альт-саксофониста Джулиана Эддерли (Julian "Cannonball" Adderly), важной фигуры в джазе тех лет. За плечами Кэннонболла была работа в лучших послевоенных биг-бэндах и несколько лет сотрудничества с Майлсом Дэйвисом, в том числе и плечом к плечу с Джоном Колтрейном. Принципы игры Колтрейна и Эддерли были диаметрально противоположны - Майлс сам говорил, что использует "экспрессиониста" Эддерли как противовес звуку Трейна.
Джо Завинул проработал с Эддерли девять с половиной лет. Он был не только участником ансамбля - множество его пьес Эддерли постоянно исполнял. Именно Завинул написал тему "Mercy Mercy Mercy", добравшуюся в 1967 году до 11 места - причем не в джазовых, а в поп-хит-парадах! 
Эта тема дала название альбому Эддерли, в том же году награжденному "Грэмми". "Дня не проходит, чтобы я не вспоминал о работе с Кэннонболлом, - говорит Завинул. - У нас был дружный и мощный ансамбль, мы играли прекрасную музыку, а сам Кэннон играл так, что душу вынимал. Это была почти семья, вот как мы дружили, и на сцене это очень чувствовалось". Покинув Эддерли, Джо Завинул сыграл на записи "Bitches Brew" - легендарного альбома Майлса Дэйвиса, вошедшего в историю как, возможно, первый альбом подлинного джаз-рока - причем созданного не со стороны рока, а со стороны джаза. Принял он участие и в записи других альбомов Майлса - "In A Silent Way" (названного по пьесе Завинула), "Live-Evil" и "Big Fun". Майлс, говорят, был доволен работой с Завинулом. Тем не менее, Джо сам не остался работать с ним: "Мне надоело быть сайдменом (sideman - музыкант на вторых ролях). Я хотел играть свою музыку и играть ее так, как хочу". Джо Завинул был не одинок в этом желании. Тенор-саксофонист Уэйн Шортер, многолетний партнер Майлза Дэвиса, чувствовал то же самое. "Я знал, что Уэйн испытывает те же чувства относительно своей музыки. Так что мы, плюс еще чешский басист Мирослав Витуш, создали Weather Report". 
Помимо Завинула и Шортера, в разные годы в его состав входили самые необычные, самые передовые инструменталисты своего времени. Журнал "Down Beat" на протяжении всех 15 лет существования Weather Report неизменно объявлял ее "Группой года", а Джо Завинул возглавлял список лучших клавишников, по опросам и критиков "Down Beat", и его читателей на протяжении 21 года из последних 22. Лучшие пластинки группы продавались значительными для инструментальной музыки тиражами. Критики называли его единственным мастером синтезатора, обладавшим своим собственным, легко узнаваемым звуком на инструменте, трудно поддающемся индивидуализации. 
Кстати, духовой синтезатор собственной конструкции он назвал "Пепе", по своему детскому прозвищу. Однако ничто не вечно, пришел конец и Weather Report - постепенно разность устремлений обоих лидеров, Шортера и Завинула, перевесила то, что удерживало их вместе. В 1985 группа распалась, и два года спустя Джо Завинул собрал первый Zawinul Syndicate. Здесь он предстал в новом качестве. "Синдикат" вряд ли можно назвать стопроцентно джазовой группой, хотя импровизационный ее элемент весьма значителен. Этот ансамбль отражает интерес своего лидера к музыкальным культурам всего мира. То, чем Джо занят в "Синдикате", критики определяют по-разному, например, "multicultural world jazz groove". Группа в последние годы дает примерно 90 концертов в год по всему миру. Кроме того, Завинул часто появляется и на джазовых фестивалях, в основном, в случайных составах с участием бывших коллег по Weather Report. To и дело циркулируют слухи о возможном воссоединении Джо с Уэйном Шортером, "Down Beat" даже посвятил специальную статью обзору этих слухов.
Есть у Джо и еще одна ипостась: памятуя о своем консерваторском опыте, он много работает в мире академической музыки. В последние десять лет он часто выступает в Европе вместе со своим земляком, пианистом Фридрихом Гульда, исполняя главным образом музыку Гайдна. Больше того, он попробовал себя и в качестве академического композитора - его семичастная симфоническая работа "Stories Of The Danube" ("Рассказы о Дунае") неоднократно исполнялась в Европе, Америке и Японии. 
Что же касается "Синдиката", то здесь есть изменения: группа сменила фирму грамзаписи. Если альбомы "The Immigrants", "Black Water" и "Lost Tribes" выпускала "CBS", с которой Джо Завинул был связан контрактом еще в Weather Report, то "My People" выпущен независимым лэйблом Escapade Music. В его записи участвовали музыканты со всего мира: как тогдашние члены "Синдиката" - перкуссионист Арто Тунчбояджян (Анатолия), ударник Пако Сери (Кот-Д'Ивуар), Гэри Пулсон и Мэтью Гаррисон (США), так и приглашенные музыканты: Салиф Кейта (Мали), Таня Санчес (Венесуэла), Алекс Акунья (Перу), Амит Чаттерджи (Индия). Стилистика пьес варьируется от того, на культуру какой страны опирается "Синдикат" - здесь есть элементы и латиноамериканской, и западноафриканской традиций, карибские, турецкие и центральноафриканские влияния (кстати, именно на этом альбоме впервые в грамзаписи появился ныне прославленный мастер горлового пения из Горного Алтая Болот Байрышев - ред.).
"Мне просто нравится играть - говорит Завинул. Это благословение Божье - быть одаренным, иметь возможность выйти на сцену и принести в мир нечто хорошее. Мне кажется, я расту как музыкант, мне не нравится думать о том, как много я сделал вчера, мне нравится расти и создавать новое".

Константин Волков
первая публикация - "Music Box", 1997

 

Осенью прошлого года в Санкт-Петербурге объявилась молодая любопытная группа с интригующим названием Fresh.
Черпая вдохновение и в джазе, и в одном из направлений современной танцевальной музыки -джангле, Fresh играют современную музыку, которую называют джангл-джаз.
Лидер коллектива, автор и аранжировщик большинства композиций - Леонид Сендерский (альт-саксофон), воспитанник Геннадия Гольштейна. Другие участники группы: Дмитрий Попов (сопрано и тенор-саксофон) - известный петербургский музыкант, тоже воспитанник Гольштейна; Даниил Прокопьев (ударные), Владимир Черницин (контрабас) и Евгений Пономарев (фортепиано).
Маленький штрих - два саксофона (вместо привычных саксофона и трубы), оттеняющие друг друга элегантными тембрами, перекликающиеся или пикирующиеся, модно обставленные перебивками и подхлестываниями ударных, натуральным звучанием контрабаса и рояля - и Fresh превращается в действительно свежую краску в джазовой палитре Санкт-Петербурга.
24 марта Fresh будут играть в петербургском джаз-клубе JFC, а в конце марта приедут в Москву и выступят:

  • 27 марта - в клубе "Китайский летчик Джао Да",
  • 28 марта - в "Реставрации",
  • 29 марта - в "Синей птице",
  • 30 марта - в JVL Art Club.

Елена НасоноваЕлена Насонова

Мнение
Начатая нашим читателем Артемом Морозовым в 200-м выпуске "Полного джаза" тема понимания языка джаза нашла, как написали бы в воображаемой газете "Советский джаз" лет 30 назад, горячий отклик у наших читателей. Из потока откликов на его эмоциональное письмо редакция выбрала три письма, представляющих с виду вроде бы разные, но на деле глубоко сходные точки зрения. Публикуя их сегодня, мы никоим образом не считаем дискуссию закрытой и готовы выслушать тех наших читателей и авторов, которые захотят высказаться и по поводу тех проблем, которые предложил в своем письма Артем, и по поводу тех откликов, которые вызвало его послание...>>>>
Новые альбомы
В продаже 
с 18 марта (США)
  • Abby & Norm Group: Volume I: The Book of Norm - переиздание, Atoz Music 1 
  • Louis Armstrong: Singin' n' Playin' - переиздание, LRC Ltd 27685 
  • Louis Armstrong: Original Artist Hit List, Intersound 4814 
  • Art Blakey: Moanin' [LRC Ltd], LRC Ltd 29052 
  • Gary Burton/Jay Leonhart: Music of Duke Ellington, LRC Ltd 29089 
  • Paquito D'Rivera: Big Band Time, Universal Latino 360559 
  • Fire: Magic Shoemaker - переиздание, Castle 72119 
  • Bob Hall: Don't Play Boogie - переиздание, Sanctuary 81277 
  • Slide Hampton: Mellow-Dy - переиздание, LRC Ltd 29053 
  • Richard "Groove" Holmes: Groovin' with Groove - переиздание, LRC Ltd 29084 
  • The Gregory James Band: Come to Me, Quicksilver 1084 
  • Hank Jones with Meridian Quartet: Hank Jones with the Meridian String Quartet - переиздание, LRC Ltd 29026 
  • Jimmy McGriff: Main Squeeze - переиздание, LRC Ltd 29614 
  • The Modern Jazz Quartet: Longing for the Continent - переиздание, LRC Ltd 27678 
  • Gerry Mulligan: Mulligan - переиздание, LRC Ltd 27682 
  • New York Swing: Music of Jerome Kern, LRC Ltd 29082 
  • New York Swing: Plays Rodgers and Hart, LRC Ltd 29072 
  • Bucky Pizzarelli: Nirvana - переиздание, LRC Ltd 29090 
  • Buddy Rich: Live Concert: Buddy's Place, LRC Ltd 22099 
  • San Diego State University Jazz Ensemble: Where's My Hasenpfeffer, Sea Breeze Vista 4553 
  • Zoot Sims: Somebody Loves Me - переиздание, LRC Ltd 28514 
  • Lonnie Smith/George Benson: Afrodesia [LRC Ltd], LRC Ltd 29079 
  • Sons, Brothers & Wrestlers: Former Miss Sunshine, Native Language 929 
  • Joe Thomas: Make Your Move - переиздание, LRC Ltd 29605 
  • Vandermark 5: Airports for Light, Atavistic 140 
  • Various Artists: Rare Requests, Vol. 3, Liquid 8 12094 
  • Various Artists: Viva Cubop!, Vol. 3: More Jazz the Afro Cuban Way, Cubop 40 
  • Eddie "Cleanhead" Vinson: Bald Headed Blues, Ace 877 
  • Grover Washington, Jr.: Feels So Good/A Secret Place, Raven 153 
  • Teddy Wilson: Teddy Wilson [LRC Ltd], LRC Ltd 29003 
  • John Wilson: River Of Love, Track (Navarre) 1023

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Армен Манукян,
Елена Насонова,
Константин Волков,
Илья Сандалов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Армен Манукян,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service