ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 11
2003

Самара. Джаз - музыка равных
No CrystalКак выяснилось, центр внешкольной работы Кировского района Самары заявляет это уже в седьмой раз. Причем заявляет полноценным областным детско-юношеским фестивалем, который в этом году, в конце марта, собрал 137 участников из Самары и области.
Молодежный фестиваль, проведенный в тысяче километров к востоку от Кремля, вряд ли может представлять большой интерес для аудитории, ждущей в гости Джо Завинула. Строго говоря, он не собрал аншлага и в самой Самаре - на трех концертах (двух отборочных и одном показательном) побывало чуть больше шестисот зрителей. Но эти шестьсот, пожалуй, по определению любят джаз больше, чем многие завсегдатаи филармоний и знаменитый концертных залов. 
Почему - проще всего понять на примере. Один из участников гала-концерта, впоследствии оказавшийся, кстати, одним из обладателей гран-при, спросил у меня: "что это ты делаешь на детских утренниках?" Хороший вопрос, демонстрирующий самокритичное отношение джазовой молодежи к своему уровню (на фестивале выступило, кстати говоря, больше ста двадцати школьников и лишь четырнадцать студентов). Пожалуй, и вовсе хороший вопрос в контексте выступления некоторых коллективов, которые на гала-концерт, пусть даже и провинциальный, пусть даже и детский, выпускать, наверное, не стоило.
Ансамбль из АлександровкиНо! Критиковать всегда легче, чем играть самому, а искать недостатки в музыке, исполняемой детьми - занятие, скажем так, недостойное джентльмена. Петр Васильевич Балькин, например, не критикует и не боится показаться провинциалом. Он создает детский инструментальный ансамбль духовых инструментов (далее читаем очень внимательно) села Александровка Большеглушицкого района Самарской области, приезжает с ним на областной конкурс и выигрывает гран-при в номинации "ансамбли до 14-ти лет". Критики и скептики могут при желании попробовать повторить это скромное достижение.
Тимур ГилязутдиновЛучшим инструменталистом в той же возрастной категории стал скрипач Тимур Гилязутдинов (центр внешкольной работы Волжского района области), сыгравший вполне достойный дуэт со своей преподавательницей за фортепиано. Причем преподавательница нотами пользовалась, а Тимур - нет...
Юрий АкининА вот во "взрослой" номинации (от 15 до 23 лет) поводов для критики предостаточно. По той причине, что здесь уже нельзя ласково называть музыкантов "детками" (термин члена жюри Льва Степановича Бекасова), называть их следует девушками и юношами. "Лучший инструменталист", пианист Юрий Акинин из самарской школы искусств №3 Промышленного района, наверняка нуждается в критике. Именно потому, что есть что критиковать: это молодой, не набравшийся опыта, но несомненно джазовый музыкант, который уже не имеет морального права смотреть на свою игру как на хобби. Он сыграл в ритм-секции сразу нескольких составов (из которых наиболее достойным внимания был "No Crystal" Кировского ЦВР) и, кроме того, показал две авторские интерпретации "Колыбельной" Джорджа Ширинга и "I Know Why" соло. Именно они сделали очевидным причины, которыми руководствовалось жюри: были и другие претенденты на гран-при (однозначно стоит отметить Ильфата Садыкова, Александра Родовского, Юлию Мантусову, Алексея Исаева), но у каждого из них нашлась своя маленькая беда: саксофонистка Юлия Мантусова показывает лучший звук, но не импровизирует, флейтист Алексей Исаев играет и импровизирует, но грешит тремя нотами там, где достаточно одной, а Садыков с Родовским "виноваты" в том, что взяли гран-при в составе "лучшего ансамбля".
Ю-ДжазЭтот лучший ансамбль читателям "Полного джаза" уже знаком. Группа "Ю-Джаз", на четыре пятых вышедшая из детско-юношеской джазовой студии "Движение" и на одну пятую (в лице барабанщика Сергея Осетрова) из Пензы, последнее время все чаще и чаще заявляет о себе на самарской сцене. Некоторые особенности состава (Ольга Круковская, играющая на контрабасе) наверняка служат дополнительным стимулом для того, чтобы слушатель не забыл, кого слушал. Как и Акинин, "Ю-Джаз" уже вышел на профессиональную тропу, где, конечно же, каждую их ошибку будут смаковать много серьезнее, чем раньше. Но, с другой стороны, и сознание у музыкантов меняется в правильную сторону: в ответ на дружескую издевку (дескать, "фу-ты ну-ты, гран-при на детском конкурсе получили...") Родовский резонно дает понять, что некоторым слишком язвительным и до этого за всю жизнь не доплюнуть...
"Ю-Джаз" в этот раз действительно был лучшим, и еще одно тому доказательство - тот факт, что вокальный гран-при достался солистке коллектива Юлии Землянской, которая (да не обидится никто) единственная из конкурсанток показала, что в джазовом вокале бывает не только пропевание текста, но и, например, скэт.
Итак, 7-й фестиваль прошел. Во втором отделении гала-концерта играли почетные гости - оркестр "Ритм" под управлением Льва Бекасова и дуэт пианиста Григория Файна и вокалистки Ольги Олейниковой. Но о них мы говорить сегодня не будем; они были гостями, а не конкурсантами. О ком стоит говорить - так это о директоре Кировского ЦВР Наталье Сергеевне Горшковой, которую отметила благодарственным письмом администрация области. Конечно, не только ее, но, наверное, остальные "облагодаренные" не будут претендовать на главную роль в организации этого большого молодежного праздника.
А самым неудачным персонажем гала-концерта оказался ведущий, явно состоящий на ведущих ролях в тайном ордене массовиков-затейников. Репетиция награждения перед собственно концертом, в присутствии всех зрителей, с командными покриками на детей через микрофон смотрелась весьма печально. Но зато "Lover Man", озвученный ведущим как "Любимый сад" (??!), был неплох. И музыкально, и с точки зрения перевода. Посмотрим, чем порадует нас рефлексия навязчивой телевизионной рекламы на восьмом фестивале, который должен пройти через год.

Юрий ЛьноградскийЮрий Льноградский,
Самара

"Ценители ECM в Рунете"
фото автора

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service